in АМАЗОНКИ (греч. amasones; альфа привативум = «без» + mazos — грудь; безгрудые)

В греческой мифологии — женщины-воительницы, происходящие от Ареса и гармонии, из Малой Азии или из предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море). Местами жительства амазонок выдвигаются также Древняя Русь, или местность где-то около Байкала или современного Крыма, острова около Сицилии рядом с вулканами. В определенное время года вступают в браки с чужеземцами ради продолжения рода, отдавая им на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены луком, боевым топором, легким щитом, сами изготавливают шлемы и одежду. Их имя якобы происходит от обычая выжигать у девочек одну грудь для удобства стрельбы из лука. Поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Геракл осадил город амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты; Тесей взял в жены Антиопу (мать Ипполиты), после чего амазонки осадили Афины. Амазонкам приписывали основание г. Эфеса и постройку там храма Артемиды Эфесской. В Троянской войне амазонки выступали на стороне троянцев; по преданию, Александр Македонский отказался воевать с Аамазонками, заявив: “Выиграю — славы не прибавит. Проиграю — сраму не оберешься”.

Греки представляли себе амазонок воинственными женщинами чужеземного племени, сражавшимися с самыми знаменитыми героями античности; так, Пентесилея, царица амазонок, обитавших у Фермодонта (северное побережье Малой Азии), пришла на помощь троянцам и, совершив бранные подвиги, была повержена Ахиллом. Победоносный поход в землю амазонок совершил Геракл.

Уже Гомер называл амазонок «мужеравными», но только в более позднее время легенда превратила их государство в совершенную гинекократию (gynaikokratia — правление женщин). Их превосходство над мужчинами основывалось на разгроме последних в военном походе, обусловленном, по мнению одних, климатическими, по мнению других, — астрономическими обстоятельствами. Родившихся мальчиков калечили или ослепляли, или — в лучшем случае — совершенно не заботились об их телесном развитии. Только девочек посредством гимнастических упражнений готовили к охоте или войне. Каллимах описывает воинственные танцы амазонок.

Исходя из их имени, в позднейшую эпоху заключали, что девушкам-амазонкам вырезали или выжигали одну или обе груди, чтобы им не приходилось испытывать неудобств при натягивании лука или метании копья. Они одевались на мужской манер в короткий хитон, который часто оставлял обнаженной правую грудь. Именно в таком виде предпочитало изображать их пластическое искусство, однако — из эстетических соображений — увечье одной из грудей здесь не заметно. Они сражались тяжелым оружием героев, но особенно любили лук и стрелы и устрашающие одно- или двулезвейные топоры; будучи блестящими наездницами, при случае они сражались и с боевых колесниц. Если в амазонках следует видеть тип, обозначаемый латинским словом virago (муже-женщина), то источниках мы не найдем ничего, что предполагало бы гомосексуальную направленность полового влечения. И все же следует заметить, что они считались нерасположенными к любви и что позднейшие поэты предпочитали говорить об их целомудрии. Амазонки являются излюбленным сюжетом пластического искусства древних, лишенным, однако, ярко выраженного сексуального подтекста.

Согласно азиатскому преданию, амазонками было введено служение Артемиде Эфесской, которая мыслится не девой, но кормилицей и всепитающей матерью, о чем свидетельствует множество грудей на ее культовом изображении. Среди многочисленных ее жрецов было немало храмовых рабов (hierodouli) и евнухов.

Говорят, что амазонки прибегали к очень жестокой мере, чтобы усилить потенцию. Пленникам, захваченным в битве, амазонки ломали ногу или руку, не только для того, чтобы предотвратить возможность побега или заговора, но, прежде всего для того, чтобы сделать их более энергичными в любовных баталиях. Выжигая правую грудь своим дочерям, они верили, что их правая рука становится сильнее от получения дополнительного питания, точно также они считали, что отнятие одной из конечностей, руки или ноги, усиливает половой член. Поэтому, когда скифы упрекали царицу Антианиру в том, что все её рабы хромают, она отвечала: «Хромые гораздо искуснее в любви».