in БРАХМА (др.-инд. Brahma, основа brahman-), в индуистской мифологии высшее божество, творческая сила эволюции, воплощение всех созидательных сил, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма. В этой триаде Брахма как создатель вселенной противостоит Вишну, который её сохраняет, и Шиве, который её разрушает. Но такое распределение функций в мифологических сюжетах нередко нарушается; это даёт основание предположить, что в архаических слоях эпоса Брахма совмещал все три функции. В отличие от Вишну и Шивы, Брахма — наиболее абстрактное божество триады и меньше, чем они, вовлечено в сюжеты мифов.

Санскритское слово brahma не имеет рода; поэтому Брахму иногда считают бесполым или бисексуальным божеством. В ведах слово brahman (в среднем роде) обозначало молитвенную формулу, словесное выражение некоего универсального принципа, позже — сам этот принцип, в том числе и в виде «брахм`ана» — жреца. В «Шатапатха-брахмане» говорится, что Брахма (в среднем роде) создал богов и поместил их в «этих мирах», что непосредственно повторяет мотив, позже связываемый с персонифицированным Брахмой (в мужском роде). Таким образом, намечается генеалогия Брахмы-божества из абстрактного понятия, которому, возможно, предшествовало вполне конкретное — обозначение ритуального сооружения с универсальным значением (некий аналог мирового дерева-мирового яйца). Согласно своей половой недифференцированности, Брахма способен «разделяться» на мужчину — Ману Свайямбхаву и женщину — Сатарупу (иногда Сарасвати, Брахмани или Брахми). «Брахма начал процесс творения. Он разделился на мужчину и женщину, которые стали заниматься любовью. Брахма и Сарасвати породили весь род человеческий» («Шива-пурана»). Символом Брахмы служит «золотое яйцо», или аура, которая состоит из безграничной положительной энергии. «Из Верховного Брахмы возник эфир; из эфира — воздух: из воздуха — огонь: из огня - вода; из воды — земля; из земли — растительность; из растений — пища; из пищи — тела всех людей». («Тайттрийя-упанишада»)

Согласно «Манусмрити», пуранам, «Махабхарате», Брахма рождается в яйце (Космическом Яйце), золотом зародыше, плавающем в первобытных темных водах «небытия»; проведя в яйце год (поэтому Брахма равен году), он силой мысли разделяет яйцо на две половинки: серебряную землю и золотое небо; между ними возникает воздушное пространство. Далее появляются пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), мысль, а ещё позже — боги, жертвоприношение, три веды, звёзды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар — холод, сухость — влага, горе — радость и т. п.). Сам Брахма разделяется далее на две части — мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, демоны. Всё живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Брахмой; он, собственно, и является воплощением творческого принципа существования, персонификацией абсолюта как высшего объективного начала, из оплотнения которого возник тварный мир; в этой связи Брахма противостоит индивидуализированное и субъективное начало — атман. Брахма не только создаёт мир (и поэтому управляет всеми существами): его жизнь, превышающая жизнь всех других богов (он «вечно древен»), определяет хронологические рамки вселенной. Брахма живёт сто «собственных» лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет. День Брахма равен всему сроку существования данного мира, а ночь Брахма равна времени, когда он бездействует, отдыхая от предыдущего акта творения. День Брахмы состоит из тысячи «больших веков» (махаюга), каждый из них равен 4 320 000 «человеческих» лет, или 12 000 «божественных» лет. Каждая махаюга делится на четыре огромные эпохи: критаюгу, третаюгу, двапараюгу и калиюгу; после окончания калиюги огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную, но она снова будет сотворена Брахмой.

В ведах Брахма как бог-создатель вселенной отсутствует, но эти функции отмечены у Праджапати, который в относительно поздних текстах отождествляется с Брахмой. (Праджапати — древнеиндийское божество, творец всего сущего и отец богов, позднее отождествленный с Брахмой и признанный одной из ипостасей последнего. В гимнах Ригведы сказано, что Праджапати поддержал землю и небу, укрепил солнце, измерил пространство, дал жизнь и силу. Изображается фаллическим или андрогинным — «с утробой и грудями», выделяющими «молоко и масло».) Характерно, что в эпосе за Брахмой в числе его эпитетов-ипостасей упоминаются Тваштри («творец»), Дхатри («установитель»), Видхатри («распределитель»), Лока-Гуру («наставник мира»), Парамештхин («высочайший») и т. п., сохраняется за ним и эпитет Праджапати («владыка сущего», «перворождённый»). Брахма изображают красным, лотосооким, с бородой, у него четыре лица, четыре тела и восемь рук, в которых четыре веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенная ложка, иногда цветок лотоса, жемчужное ожерелье и лук. Брахма «подобен тысяче солнц», сияющ, могуч, непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы Меру, а передвигается верхом на лебеде.

Мифология Брахмы полнее всего представлена в эпосе (где, между прочим, есть сюжеты, позволяющие говорить о тождестве Брахмы и Праджапати. У Брахмы рождаются силой духа сыновья — Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу. Именно они становятся родоначальниками богов и людей. Люди появляются также в результате инцестуозных отношений Брахмы с его дочерью, выступающей под разными именами (Вач, Сарасвати, Сандхья, Шатарупа, Брахмани). Другой важный мифологический сюжет связан с супругой Брахмы — Савитри: создав сыновей, Брахма не получает удовлетворения и решает облегчить своё существование, породив с помощью произнесения священного слога из половины своего тела богиню Гаятри (носившую указанные выше женские имена, в т. ч.- Савитри). Очарованный ею, Брахма создаёт себе четыре лица, чтобы, не отрываясь, смотреть на Савитри. Заметив страсть Брахмы, она отправляется на небеса, к братьям, а у Брахмы возникает пятое лицо, обращённое вверх. После инцеста Шива отрубает Брахме пятую голову. В вишнуитской «Брахмавайварта-пуране» Вишну обвиняет Брахму в том, что тот отказался сойтись с воспылавшей к нему страстью Мохини; после этого Вишну заставляет Брахму каяться и вызывает последовательное появление десяти-, сто- и тысячеликого Брахмы, которые посрамляют четырёхликого Брахму, занимая более почётные места в небесной иерархии. Эти сюжеты, несомненно, отражают сдержанное отношение к культу Брахма среди вишнуитов и шиваитов, занимавших первенствующее место среди адептов индуизма. Возможно, этим же объясняется слабое развитие культа Брахмы, тесно связанного с подвижничеством и аскетизмом.

Из других сюжетов с участием Брахмы (особенно в эпосе) заслуживают особого внимания: рыба как воплощение Брахмы спасает Ману во время потопа; Брахма порождает смерть в виде женщины; Рудра как порождение гнева Брахмы; повеление Брахмы асуре Ушанасу и Рудре заключить мир; рождение Народы из бедра Брахмы; участие Брахмы в сюжете сказания о Сунде и Упасунд; в сюжете рождения Сканды; назначение Брахмой хранителей мира (локапала); участие Брахмы в сотворении богини Кали; в сюжетах о Дхундхумаре, ангирасах, Раме, Раване, Гаруде, поединке Индры и Вритры, сошествии Ганги на землю, разрушении крепости асур Трипуры и т. п. Правда, чаще всего роль Брахмы не специализирована: он является, повелевает, одаривает, исполняет просьбы, даёт советы, утешает. Известен ряд мифов, где вместо Брахмы выступает Вишну, иногда и Шива, которые, став центром мифологических сюжетов индуизма, сильно оттеснили Брахму.

«Сила Брахмы» проявляется в правом тонком канале — пингале. Она «яростна, экспансивна, агрессивна и надменна». Концентрируясь в области солнечного сплетения (манипура-чакре), творческая сила Брахмы пробуждает интеллектуальные возможности. Ее характерные черты — патриархальность, логика и традиционность.

Индусские тантры призывают «стать Брахмой» (т.е. отождествиться с ним). Наиболее эффективный способ отождествления с Брахмой — визуализация. Адепт представляет, что он как Брахма восседает на лотосе внутри золотого космического яйца. Оно излучает золотистые лучи, тепло, силу и жизнь.

Брахмарандхра — (брахма-рандхра, Щель Брахмы, пещера Брахмана, золотой проход, десятые врата, бхрамара-гупха («пчелиная пещера»), андха-купа («слепой колодец»)) — в эфирной физиологии отверстие на макушке, через которое проходит свет и энергия; расположена в полости между двумя полушариями мозга, во внутренней ложбине спинномозговой оси. С внешней стороны черепа это место соответствует родничку — тому участку на темени, который у новорожденного ребенка еще открыт. В течение первых недель жизни младенца в этом месте заметна пульсация, однако к возрасту шести месяцев родничок почти зарастает. Впоследствии его можно открыть только особыми практиками лайя-йоги, свара-йоги, крийя-йоги или нада-йоги. В момент смерти душа покидает тело через это «отверстие». В шастрах (древних писаниях) говорится, что тот, кто покидает свое тело через «десятые врата», вступает на «путь без возврата» (то есть достигает освобождения от цикла смертей и рождений). Некоторые йоги соблюдают особые правила и подготавливают свои «десятые врата» к тому, чтобы последний вздох унес их душу сквозь это отверстие к освобождению.

Брахманда — «яйцо» или «аура» Брахмы. Другое название микрокосма, или эфирного тела человека. Брахмандами называют также скульптуры в форме «космического яйца».

Брахма-надь («Великая королевская дорога») — тонкий канал (надь), расположенный в центре сушумны (внутри позвоночника). Иногда отождествляется с сушумна-надем.

Брахмачарья — абсолютное безбрачие.

Сарасвати
Индийская богиня созидательной энергии, речи, знаний, изящных искусств; супруга бога Брахмы. Сарасвати часто называют покровительницей шестидесяти четырех искусств; искусство любви занимает среди них первое место. Сарасвати — богиня ученых, а также интуитивной мудрости. Ее символ — индийский семиструнный музыкальный инструмент вина, который состоит из грифа и двух резонирующих тыкв, а по форме напоминает женское тело. Играя на вине, Сарасвати выражает свою радость творения. Семь струн символизируют семь лучей творения, семь нот, семь цветов и семь чакр. «Тело Сарасвати, супруги Брахмы, сияет ярче десяти миллионов лун. Ее одежды очищены небесным огнем. Она — Мать Вед, воплощение самой Природы и Покровительница Искусств и Наук. Она невероятно прекрасна и всегда улъьбается; ее тело украшают драгоценные камни и жемчуг» («Сарасвати-стотра»). Имя Сарасвати обозначает также мифическую подземную реку, которая с незапамятных времен считалась священной; служит также символом сушумны, а в тантризме обозначает женщину в первую неделю после менструации. В Индии часто говорят, что богиня Сарасвати живет на языке. Один раз в день она проявляет себя в каждом человеке — и тогда человек говорит только чистую правду.