in ЛЮБОВЬ, интимное и глубокое (цельное и целящее) чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. В противоположность мимолетному, быстро преходящему чувству увлечения истинная любовь предполагает глубину переживаний, отличается полнотой своего проявления и целостностью, безраздельностью, «недробимостью». Любовь ни в своем возникновении, ни в угасании не программируется разумом и волей, хотя и находится под их контролем. Любовь половая — видовой феномен, характеризующийся пересечением в нем, как в фокусе, противоположностей биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общественного.

Древние греки выделяли различные виды любви:
  • филия (phileo — испытывать (иметь) чувство близости (привязанности) к (по отношению к) на основании какой-либо общности (взглядов, жизненных целей, жизненного пути, а то и просто невыразимой): любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором,
  • эретике (дружба между влюблёнными (сопровождающаяся подъемом жизненного тонуса)),
  • эуноиа (отдавание, самопожертвование (ради человека, идеи)),
  • агапэ (бескорыстное чувство, духовная любовь (не требующая ни физического обладания возлюбленым, ни его ответных чувств); agapao — заботиться (беспокоиться) о ком(чем)-либо, уделять внимание кому(чему)-либо, быть довольным (удовлетворенным) кем(чем)-либо; agapan — привествовать с чувством близости, любви (употреблялось ранними христианами для обозначения отношений между людьми на вечерях любви, проводимых в памятование о Христе); в более поздние времена отождествлялось с «христианской любовью» и часто противопоставлялось эросу как «греховной, сексуальной любви»): жертвенная и снисходящая любовь как бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом,
  • потос (любовное желание, томление),
  • харис (любовь, опирающаяся на благодарность и уважение, почитание, почтение),
  • мания (необузданная страсть, любовное безумие, сексуальная одержимость),
  • эрос (половое желание, сексуальная любовь): стихийная и страстная влюбленность, направленная на плотское или духовное, но всегда связанная с жаждой обладания и не оставляющая места для жалости или снисхождения. «Нет от Эрота лекарства: любовь не запьешь, не заешь, заговорами от нее не избавишься; средство одно: целоваться друг с другом, всегда обниматься и вместе, нагими телами крепко прижавшись, лежать» (Лонг «Дафнис и Хлоя»),
  • стерго (любовь родителей (взрослых) к детям, а также правителя (властителя) к своим поданным (субъектам своей власти, старшего к младшим): любовь-нежность, особенно семейная,
  • людус (гедонистическая любовь): игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены.

    В одной из типологий любви ХХ века выделялось шесть психологических установок по отношению к любви, которые обозначаются греческими терминами:
  • Для эроса, или чувственной любви, характерны страстность, преданность и физическое влечение («Мой любимый (моя любимая) и я созданы друг для друга»).
  • Людус, или любовь как игра, подразумевает менее ответственное отношение к партнеру, поскольку любовь воспринимают как игру, партнеров в которой может быть сколь угодно много («Мне нравится играть в любовь со всеми»).
  • Мания — это стиль любви, для которого характерны одержимость, страстность и ревность («Я прихожу в ужас, когда любимый (любимая) не обращает на меня внимания»).
  • Прагма — это весьма практичный стиль любви, сторонники которого выбирают партнера, соответствующего определенным критериям («Я хочу выбрать такого любимого (любимую), с которым (которой) нам гарантирована счастливая жизнь»).
  • Агапе, или жертвенная любовь, — это альтруистический подход к любви, при котором потребности любимого человека имеют для любящего гораздо большее значение, чем его собственные («Лучше буду страдать я, чем смотреть на то, как страдает любимый (любимая)»).
  • Сторге — это стиль любви, основанной на сильной и прочной дружбе («Мой любимый (моя любимая) — мой лучший друг»).

    Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви — как чисто психологического феномена (в нём существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе материнскую, братскую, детей к родителям и т. д., хотя чаще всего подразумевается любовь между мужчиной и женщиной) и как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная). Термин «любовь» употребляется и тогда, когда речь идёт об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т. п. Многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви до сих пор не завершены, тем более что даже общее понимание любви в каждой культуре имеет свои особенности.

    Эрих Фромм выделяет пять типов любви:
    - братская,
    - родительская,
    - эротическая,
    - к себе,
    - к Богу.
    Согласно его теории, человек, достигший полного развития, способен испытывать все пять типов любви. Все типы любви связаны между собой. Например, те люди, которые не способны любить себя, не могут любить и других. Кроме того, постигая одну из ключевых сфер любви, человек одновременно совершенствуется и в других ее типах.

    Фромм считал, что любовь скорее активна, чем пассивна: нет такого состояния, как «влюбленность». Правильнее видеть в любви определенное поведение, помогающее другим в расширении их личного потенциала социального и эмоционального развития. Любя, человек скорее отдает, чем получает. Поэтому, по Фромму, любовь охватывает «заботу», «ответственность», «уважение» и знание того, на кого она обращена.

    Любовь, рассматриваемая как нравственно-эстетическое чувство, выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием чувства любви является самоотверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение. Индивидуальности с их духовными и природными различиями образуют в любви завершённое единство; дополняя друг друга, они выступают как единое целое. Нравственная природа любви выявляется в её устремлённости не просто на существо другого пола, а на вполне конкретного, единственного и неповторимого человека.

    Психолог Абрахам Маслов выделяет два типа любви. Один основан на эгоистической потребности в получении (он назвал эту разновидность D-любовь, «дефицитная любовь»). Другая разновидность любви, по Маслову, основана на самоотверженной отдаче (В-любовь, «подлинная любовь»). Он утверждал, что те, кто испытывает D-любовь, ищут партнера, способного удовлетворить их потребность в безопасности, высокой самооценке, социальном признании и сексуальном удовольствии. В то же время они могут (бессознательно) удовлетворять потребности типа «D» своего партнера. Если их потребности взаимно дополняют друг друга, партнеры могут считать себя счастливыми и иметь длительный союз. Неудивительно, что Маслов видит наиболее зрелые отношения там, где они вырастают из синергаческого развития обеих сторон, в связях людей, любящих по типу «В».

    В своей работе «Любовный треугольник» (1988 г.) психолог Роберт Стернберг выделил три основных компонента любви: близость, страсть и обязательства, комбинации которых обусловливают различные типы любви. Он представил эти компоненты в виде сторон треугольника. Если страсть не подкреплена близостью и обязательствами, она образует увлечение. Если налицо только обязательства, это пустая любовь, как бывает, например, когда супруги живут вместе по религиозным соображениям, без близости и страсти. Близость, не подкрепленная страстью и обязательствами, — это дружба. Стернберг утверждает, что некоторые супруги испытывают «контрактную» любовь, когда между ними существуют близость и обязательства, но нет страсти, а других связывает романтическая любовь, содержащая ¦близость и страсть, но свободная от обязательств (это обычно молодежь и более старшие люди, имеющие романы). Отношения любви с первого взгляда, свадьбы-через-шесть-недель-знакомства, сочетающие страсть и обязательства без близости, Стернберг называет бесцельной любовью. И, наконец, есть идеальная полноценная любовь, в которой соединяются в равных пропорциях близость, обязательства и страсть.

    Стернберг отмечает, что отношения не являются застывшими. В любой момент сознательно или случайно пара может переключиться от одного типа любви к другому или к ситуации без любви, для которой характерно отсутствие всех трех компонентов.

    Теория Стернберга подразумевает, что никакие любовные отношения нельзя воспринимать как должное или обосновывать тем, что они приятны. Подобно большинству других ученых, занимающихся данным предметом, он считает, что удовлетворительные любовные отношения не «случаются», а «создаются».

    Потребность любви наиболее свойственна человеку в юности. Однако закономерный и неизбежный в этом возрасте всплеск страсти далеко не всегда вызывается собственно любовью, и довольно часто за это прекрасное чувство принимается влюблённость. Любовь предполагает единственность избранника и соответственно гармоничное слияние трёх влечений — души, ума и тела. У влюблённости же этого слияния нет, эмоциональная привязанность основывается только на одном (максимум на двух) из влечений: на уважении, дружбе или желании.

    Любовь — это сплав чувства и действия, направленных на другого человека. При этом любящий испытывает радость, удовлетворение, доставляя радость любимому или уменьшая его страдания. Таким образом,. в любви целью является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости, наслаждения через отражённые радость и наслаждение любимого. Формула любви проста: если мне хорошо от того, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше и делаю всё для этого, то я тебя люблю. Если принять эту точку зрения, то слова «эгоистическая любовь» становятся бессмысленными, так как любовь сама по себе как раз и есть отрицание, преодоление эгоизма, высшая степень развития человеческих отношений.

    Симпатия и взаимная любовь в большинстве случаев являются главной причиной возникновения и создания семьи. Чем сильнее взаимная любовь супругов, тем больше внимания, доверия и заботы они оказывают друг другу, тем выше у них возможность установления гармонических сексуальных отношений. Однако не следует фетишизировать роль любви в браке. Помимо неё в стабильном и устойчивом браке должна быть супружеская совместимость, во многом определяющая успешность брачного союза. Повседневные заботы, столкновение характеров, темпераментов и личностных особенностей гасят силу любви, и уход её нередко является причиной прекращения брака или оправданием супружеской неверности.

    Но ведь любовь возникает между людьми, а не между ангелами, и поэтому всевозможные недостатки, ошибки, конфликты, трудности во взаимоотношении — обычное дело, даже если людей связывает глубочайшая любовь. Все препятствия в любви создаются самой природой человека, личностью со всеми её положительными и отрицательными качествами. Безусловно, существует искусство любить, однако верно и то, что невозможно предугадать, как любовь будет развиваться. Действительность намного разнообразнее и непредсказуемее представлений о том, как сделать любовь богаче и счастливее, и любовь в ней чаще проявляется как потрясение.

    Древняя Греция

    Вратами, через которые входит душевный яд носителя любовного недуга (bacillus eroticus) являляются глаза. «Необоримы колдовские чары очей младой девы, ибо в них богиня Афродита ведет свои не знающие поражения игры» (Софокл). «Эрос источает страсть из глаз, пробуждая сладостное упоение в душах тех, кого желает покорить» (Еврипид). «Царственная Юность, вестница Афродиты, восседает в очах юношей и дев» (Пиндар). Эсхил говорит о «нежной стреле любви, сияющей из очей, сокрушающем сердце венце телесных чар» и о «колдовской стреле девичьих очей». «Красота ранит больнее стрелы и проникает через глаза в душу, ибо глаза — это путь для ран любви» (Ахилл Татий).

    Покрывающиеся милым румянцем стыда девичьи щеки пробуждают в мужчине любовь: «Эрос разбил свой стан на нежных щеках девы» (Софокл), «Ha ее пурпурно-красных щечках пылает огонь любви» (Афиней). Когда же «голос слетает с пурпурных уст» (Симонид) девушки — любовник окончательно покорен, а после того, как «...убеждающий сладко Эрот и Киприда, рожденная морем, Золотую тоску в наши груди вдохнет и расплавит желанием члены, И упругую силу мужам подарит и протянет их руки к объятьям» (Аристофан, «Лисистрата»), сопротивление становится невозможным, и любовники готовятся приступить к «нежным делам любви»(поцелуи и покусывания; поцелуи с помощью языка; поцелуи и покусывание плеч и груди; поглаживание груди). Губы прижимаются к губам, любовники долго пребывают в нежных объятиях, их уста полуоткрыты, а языки ласкают друг друга, в то время как руки юноши сжимают девичьи груди и сладострастно ласкают эти тяжелеющие яблоки; поцелуи сопровождаются нежным покусыванием, особенно плеч и грудей, с которых совлекла одежды пламенная рука юноши. Задолго до этого он распустил ее девичий пояс; теперь он увлекает свою прекрасную добычу на убранное цветами ложе и после бесчисленных взаимных ласк и нежных словечек совершает жертвоприношение любви.

    Психологические типы сексуальных партнеров:
    1. мужчина-отец;
    2. мужчина-мужчина (активный, пассивный);
    3. мужчина-сын;
    4. женщина-мать;
    5. женщина-женщина (активная, пассивная);
    6. женщина-дочь.

    Считается, что гармоничны сочетания партнеров 1-6, 3-4, 2-5,
    другие сочетания создают риск семейной дисгармонии