in ФЕМИНИЗМ (лат. femina — женщина), женское движение за уравнение в правах с мужчинами. Возникло в 18 в., активизировалось в конце 60-х годов 20 в. под названием неофеминизма для выражения протеста против социального угнетения женщины, её дискриминации в экономической и политической жизни, в семье, против унижения женского достоинства. В современном феминистском движении наиболее распространённым является радикальное направление. Оно акцентирует внимание на искоренении дискриминации в межличностных, главным образом в интимных, отношениях между мужчиной и женщиной. Идеологи этого направления выступили с многообещающей программой, направленной на нравственное совершенствование и перестройку всей системы человеческих отношений, уважение личности женщины. Установка на изменение стиля и образа жизни, призыв к созданию новых межличностных отношений, основанных на принципах «любви и уважения к ближнему», более гуманного общества, исключающего все формы господства, насилия и подавления, привлекли к движению много сторонников. Идеология радикального направления — сексизма — утверждает, что источники женского неравенства и дискриминации заложены в биологическом неравенстве между полами. Способность женщины к воспроизводству поставила ее в зависимое положение от мужчины, что явилось-де прототипом отношений власти и положило начало эксплуатации. Усматривая в отношениях между полами главный механизм угнетения женщины, идеологи феминизма считают, что в основе патриархального общества всегда лежал антагонизм полов, и это биологическое неравенство является первопричиной многовекового угнетения женщины. Женщины, считают они, всегда были «классом угнетённых», а мужчины — «классом эксплуататоров». Некоторые представительницы левоэкстремистского крыла неофеминизма идут ещё дальше, считая, что причины социального угнетения женщины заключены в самой мужской природе с её изначальным агрессивным стремлением к подавлению более слабых. По мнению идеологов неофеминизма, решение проблемы женского равноправия надо искать в совершенствовании нравственно-этической природы человека. Освобождение женщины связывается с нравственной революцией, чаще называемой «женской». Конечной целью этой революции должно быть не просто уничтожение мужских привилегий, но и уничтожение общественных различий полов как таковых. Исследователи отмечают, что под влиянием идей неофеминизма происходят изменения в общественной психологии. Всё большее число людей не только сочувствуют борьбе женщин за равноправие, но и в определённой мере помогают ей. Под влиянием движения многие сумели по-новому взглянуть на место женщины в обществе, изменить своё отношение к членам собственной семьи.

"Манифест Союза искоренения мужчин» — написанная Валери Соланас «яростная, отталкивающая, порой выходящая за рамки допустимого и одновременно абсолютно пленительная маленькая книжица» — эти слова приведены на задней стороне обложки книги — вышла в издательстве «Олимпия Пресс». Одной цитаты будет вполне достаточно, чтобы охарактеризовать стиль этого необычного сочинения: «…мужчина — это недоделанная женщина, ходячий выкидыш, жертва аборта на генном уровне. Быть мужчиной — значит быть неполноценным и эмоционально ограниченным; возмужалость — это не что иное, как авитаминоз, а сами мужчины — моральные уроды». Валери Соланас — американская писательница (ум. 1989), воинствующая феминистка и лесбиянка, автор «Манифеста Союза искоренения мужчин», который стал классикой феминистского движения; совершила покушение на культового американского художника Энди Уорхола, за что была приговорена к трём годам принудительного лечения в психиатрической больнице. Первый сексуальный опыт она познала в тринадцатилетнем возрасте с собственным отцом в насильственной форме. Поэтому всю оставшуюся недолгую жизнь мужчин Валери всячески ненавидела. Учеба на биологическом факультете университета окончательно убедила её в генетической неполноценности мужского населения планеты в целом. По этому поводу Соланас создала свой эпохальный научный труд под названием “Манифест Союза Искоренения Мужчин”, ставший впоследствии настольной книгой мирового феминистского движения.