in
БОГ: Бог есть умопостигаемая (бесконечная) сфера, центр коей находится везде, а окружность нигде. Вселенная (природа) — вся центр, центр ее везде, а окружность нигде
БОГИ, класс сверхъестественных существ в развитых религиозно-мифологических системах. В отличие от духов, воплощавших множественность объектов природы (деревьев, источников и т. п.) и социальных связей (предки и т. п.), боги персонифицировали важнейшие стихии (боги моря-воды, земли, неба, огня, громовержец и т. д.) или социальные функции (боги-покровители жрецов, воинов, общинников, городов и т. д., демиург и и др.). Отличаются от духов и как персонажи высшей мифологии от существ т. н. низшей мифологии: (боги — дева, демоны — асуры, духи предков — питары в индуистской мифологии; ахуры в иранской, тенгри в тюркской) и т. п. Боги оставляли пантеон, формирование которого описывалось теогоническими мифами.
ДЕМИУРГ (греч. «ремесленник», «мастер», «созидатель», букв. «творящий народ», «творящий для народа»), мифологический персонаж, созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путем изготовления, т. е. подобно ремесленнику. Демиургом являются такие персонажи как гончар, кузнец (бог-кузнец Гефест делает щит, представляющий собой модель мировой жизни; Ильмаринен выковывает солнце и луну, сампо; египетский бог Хнум создает мир и людей на гончарном круге; индийский Вишвакарман, ваятель, кузнец, плотник, является божественным творцом мира и т. д.). Во многих мифологиях демиург сливается с образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, но космос в целом, и не только путем изготовления, но и посредством магических превращений, словесным называнием предметов и другими способами (например, Птах, Яхве, Мулунгу, Моримо, Мукуру и др.). Демиург часто выступает как помощник верховного божества. Демиург сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удаленные, скрытые и т. д. В архаических мифологиях функции демиурга и культурного героя выполняются одним персонажем — племенным (тотемным) зооморфным и позднее антропоморфным первопредком, который зачастую действует как трикстер или в паре со своим антагонистом-трикстером. В литературе термин «демиург» применяется для обозначения мифологического персонажа, наделенного лишь функциями созидания космических объектов, природы, в отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру.
ГРОМОВЕРЖЕЦ (громовник), бог (дух) грома и молнии. В архаичных мифах гром издает гигантская птица взмахами своих крыльев (у индейцев и др.). В большинстве мифологий громовержец имеет антропоморфный вид, относится к небесным (ураническим) божествам, возглавляет пантеон (греческий Зевс, римский Юпитер, славянский Перун, Хевиозо у фон, Укко у финнов, Обасиоса у экой), или оказывается главным персонажем, защищающим мир богов от сил хаоса и злых духов — ведийский Индра, скандинавский Тор и др. В индоевропейских мифологиях, в которых определенные сюжеты восходят к единому (основному) мифу, громовержец (Индра, Перун, Перкунас, Тор и др.) поражает своего змеевидного противника (Вритру, Велеса, Велняса, Иллуянку и т. п.), освобождая воды (гроза с дождем), обеспечивая плодородие и т. п.: последовательное описание объектов, за которыми укрывается противник громовержеца — вариант космогонического мифа. Громовержец наделен функциями бога войны с одной стороны (его оружие — молот, ваджра, лук и стрелы; имя громовержца у якутов (Сюгэ нойон) означает «господин топор», у бурят (Аянгын сум) — «громовая стрела») и бога плодородия — с другой; в христианской традиции эти функции (поражение молнией, плодородие) сохранил Илья-пророк. Сходные образы громовержца известны в ацтекской (Тлалок), западно-семитской (Балу), монгольской (Хухедей Мерген), ирокезской (Хено) и др. традициях. В китайской мифологии громовержец Лэй-гун имеет облик дракона (благодетельного духа) и считается отцом первопредка Фуси; функциями первопрелка наделяется громовержец Мулунгу у банту и др.