Таёжный Тупик
<< Небо – как прикосновение к мечте >>
Любовь Мишина
Вертолет – символ своего времени
Всегда, когда мы поднимаем глаза к небу, мы словно переносимся в иное измерение. Кого-то оно пугает своей безграничностью и переменчивостью, кого-то, наоборот, привлекает синевой и простором. Взгляд в небо – словно прикосновение к мечте, к осуществлению которой по-мужски настойчиво подошел теперь уже бывший командир звена вертолетов Ми-8 Абаканского авиапредприятия Юрий Кокарев. Для него небо стало рабочим местом, обернувшись в тысячи километров воздушных трасс Сибири, Крайнего Севера, в бесконечное количество взлетов и посадок, в чувство единения со своей неразлучной служительницей – стальной машиной.
Двадцать пять лет рабочий день для Юрия Андреевича начинался с запуска вертолетных двигателей. Столько лет можно отдать лишь любимому делу. Да и трудно недооценить значение как самих этих маневренных машин на бескрайних просторах тайги, тундры, так и профессионализм тех, кто ими управляет. В наши дни вертолеты стали уходящим символом своего времени, являясь извечными спутниками геологов и полярников, придавая их романтическому облику особую надежность и завершенность.
Профессия вертолетчика, а тем более командира экипажа, требует быстроты реакции, смелости и ответственности в принятии решения. В руках командира находится безопасность полета и сохранность вверенной ему машины. Вертолет используется, как правило, в тех случаях, когда уже невозможно обойтись другим транспортным средством, и сфера его применения очень широка.
Вертолетный экипаж – первый помощник геологических экспедиций в поисках полезных ископаемых специальными методами с воздуха. Пилоты ведут и так называемые лесоавиационные работы: высадку десанта. разброс воды на горящие лесные площади. Наверное, многим приходилось видеть кинокадры, где вертолеты на подвесках переносят огромные детали опор буровых вышек. И экипаж вертолета Ми-8 под руководством Ю. Кокарева строил ЛЭП, берущую начало на Саяно-Шушенской ГЭС. В его трудовой летописи – работы по созданию канатной дороги на туристическом комплексе «Гладенькая», полеты, контролирующие состояние газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород».
Вертолет – это и проведение экскурсий Особенно памятны полеты иностранцев над красивейшей вершиной Хакасии – Борусом. Но в своей профессиональной деятельности летчик выделяет поисково-съемочные работы, полеты в горах и полеты в сложных метеоусловиях. Здесь огромную роль играет слаженность действий всего экипажа, необходимо знание всех особенностей района. Часто аварийные спасательные работы приходится вести ночью, в туман, в метель. К примеру, после падения пассажирского самолета Як-40 в январе 1997 года все пассажиры остались живы, но их нужно было скорее найти и доставить в аэропорт поселка Шушенское. Сделать это мешал густой туман и отсутствие координат падения борта. Долго пришлось кружить вертолету Юрия Андреевича на предельно малых высотах, прежде чем обнаружили упавший Як-40. Поисково-спасательная задача была успешно выполнена. А ровно через год экипажу вертолета Ми-8 под командованием Ю.Кокарева в торжественной обстановке республиканского драмтеатра были вручены правительственные награды На кителе командира появилась медаль «За мужество».
Север – лучший тест на опытность
Особой строкой в летную биографию Юрия Андреевича вписывается Север. Его без тени сомнения можно назвать полярным летчиком, а самой «южной» точкой его маршрутов – поселок Диксон. А дальше – острова Северной Земли и Земли Франца-Иосифа, ледяные торосы Карского моря Полярные ночи, северное сияние, забавные белые медведи, грациозные олени – это красивая сторона Севера. Но есть другая – остров Нагурский. На самом северном из островов России непонятно каким образом оказалось несколько американских то ли ученых, то ли метеорологов. Экипаж получил задание забрать их и доставить на Большую землю. А Большая земля – это Диксон. И до него десять часов лету. Внизу – только снег, лед, океан. Преодолев это гигантское расстояние, борт командира Кокарева благополучно долетел до единственного в округе полярного городка. Но сесть невозможно, потому что не видно ни зги – пурга. Топливо на исходе, в салоне ничего не подозревающие иностранцы, а до ближайшего запасного аэропорта в Норильске всего... 500 километров. Выход один – садиться! Сели практически на ощупь. Такое часто случается на заполярных широтах. Не всегда север считается с метеосводкой, заставляя действовать лишь по его правилам
Аналогичный случай произошел при взлете в Норильске. В тот день было тихо, всем надо было лететь, но ждали погоды. «Вдруг, – говорит Кокарев, – слышу в эфире, что «тушка» запросила разрешение на запуск двигателей. Чем хуже мы?» Получив разрешение и практически ориентируясь на шум работающих двигателей самолета, вырулили на полосу и благополучно взлетели. Сколько раз экипажу приходилось взлетать и садиться. используя лишь показания приборов и собственную интуицию. Но это вовсе не бравада. Скорее необходимость, основанная на точном расчете, профессионализме и многолетнем опыте.
Бывали и критические ситуации, без которых трудно представить полеты в небе. Однажды, взяв на борт геологов, полетели еще в один лагерь. Требовалось взять груз, но при посадке на небольшую площадку, окруженную горами, машина попала в нисходящий воздушный поток. Не помогли даже движки, работающие на взлетном режиме Командиру удалось смоделировать посадку с самыми минимальными последствиями – пассажиры даже ничего не заметили. А ведь вертолет практически падал, задевая винтами за деревья. Согласно всем профессиональным инструкциям Юрий Андреевич за это получил соответствующее наказание. Но кто его знает, будь на месте командира менее опытный человек, могло быть и хуже. Кокарев объективен и вовсе не в обиде за это. Строгость и дисциплина – таковы требования летной профессии.
Все мы родом из детства
В Юрии Кокареве удивительно сочетаются самодисциплина, организованность и огромная любовь к жизни. Почти на два месяца опередила война его рождение в том страшном 1941 году. Но Юра рос и закалял себя, словно бросая вызов горькому военному лихолетью. Понимал, что он – единственное продолжение своего отца, которого ему так и не удалось увидеть. Андрей Никифорович, офицер Советской армии, в июне был отправлен на фронт, и, пройдя всю войну, отдал свою жизнь при взятии Кенигсберга в апреле 1945-го. Ему исполнилось тогда 29 лет. Как самую дорогую реликвию хранит Юрий Андреевич фотографию отца и память о посещении его могилы в далеком Калининграде. Наверное, отец вполне мог бы гордиться таким сыном.
Окончив в Кемеровской области семь классов, Юрий поступил в техникум железнодорожного транспорта. Вряд ли он думал тогда, что придется сменить железнодорожные нашивки на синюю форму Аэрофлота. Но судьба последовательно вела его к этому. Военкоматом Ю.Кокарев был направлен на курсы пилотов ДОСААФ. Отучившись почти два года, он уже был без пяти минут летчиком Но тут грянул указ Хрущева о крупном сокращении летного состава истребительной авиации Юрий Андреевич поступает на работу на один из заводов «почтового ящика» и становится студентом Томского института радиоэлектронной техники, который бросает без малейшего сожаления, как только появляется снова возможность летать. В 1971 году ему предложили должность техника авиатехнической службы Оказавшись рядом с винтокрылыми машинами, он понял: его призвание – летать.
Кокарев решил круто изменить свою судьбу, поступив в Кемеровский учебный авиационный центр. Центр курсанты шутя называли «кемеровским училищем артистов цирка", потому что первые шаги вертолетчиков в воздухе очень уж похожи на цирковые выступления. Даже самым близким людям трудно было понять его поступок. Тем не менее он достиг своей цели и в 30 лет стал пилотом вертолета, а через два года – инструктором. Ю.Кокарев за годы работы в Кемерове подготовил четыре выпуска молодых пилотов. И их пути затем часто пересекались в воздушном океане над Якутией, Красноярским краем, Тюменью. Некоторыми из своих учеников Юрий Андреевич гордится особо. Например, Александр Бухтаяров окончил академию в Ленинграде, сейчас возглавляет эскадрилью вертолетов в Кемерове, и именно с его экипажем летает губернатор Аман Тулеев. От Якутии до Урала взмывают на своих машинах в небо его ученики, освоившие все тонкости профессии.
Агафья его не забыла
Профессия вертолетчика – это встречи с интереснейшими людьми. Наверное, Юрию Андреевичу можно было написать о людях, встреченных им за время своей работы в авиации, целую книгу. Именно он, работая в воздушном пространстве Таштыпского района, открыл заимку Лыковых. Завязалась многолетняя дружба с обитателями «Таежного тупика». Он знает не только Агафью, которая до сих пор у каждого прилетевшего экипажа интересуется его судьбой и отправляет гостинцы Знал и сестру Наталью, и их отца. Карпа Осиповича Он как-то с любопытством осматривал салон вертолета и восторгался его мощью, говоря командиру: «Ох и силища какая! А мы давно тут за вами наблюдаем...»
Однажды дед Лыков попросил геологов привезти ткани мягкой и чтобы не с цветным рисунком Купили два тюка вельвета. Ю. Кокарев с экипажем полетели к обитателям «Таежного тупика». Вертолет завис над их огородом, на котором стояли таежники Наталья, испугавшись рева двигателей, на полусогнутых ногах убежала в дом, а Агафья продолжала с любопытством наблюдать за развитием ситуации. Сбросив ткань под ноги Агафье, экипаж улетел по делам дальше. Каково же было удивление, когда геологи рассказали пилотам о выходе семейства в свет в обновках. Вот только сшиты они были рубчиком внутрь. В тайге не до эстетики. Главное, чтобы тепло и мягко.
С Агафьей у Кокарева связано много забавных и трогательных случаев. Один произошел, когда у Агафьи установили радиобуй, и теперь она в случае необходимости могла вызвать помощь, достаточно лишь нажать кнопку. Однажды она так и сделала. «Сижу я как-то на работе, – рассказывает Юрий Андреевич, – и вдруг слышу, Москва присылает сообщение в вашем районе сработал радиобуй. Сверил координаты с картой: так и есть – Агафья. Беру врача, милиционера и летим к ней. Садимся, вижу, Агафья выбегает довольная, шустрая, машет руками, встречая нас. Оказалось, прихватило у нее поясницу, а дров наколоть некому. Вот и нажала кнопку экстренной помощи: сами же предлагали.
По словам пилота, Агафья смотрит на мир глазами ребенка, на нее трудно обидеться Вот и засучили рукава и занялись колкой дров.
Но второй раз вызов экипажа по радиобую оказался оправданным. Что-то серьезное случилось у Агафьи со здоровьем. И Юрию Андреевичу со своими пилотами пришлось везти ее в Абакан для госпитализации в республиканскую больницу. Наверное, все помнят этот эпизод из жизни таежной отшельницы. Именно экипаж Ми-8, руководимый командиром Кокаревым, спас ей тогда жизнь, вовремя передав в руки врачей.
Конечно, все истории, связанные с Агафьей, несут на себе отпечаток неповторимости. Взять ее вылет к своим родственникам в Таштагол. где она хотела отдохнуть и подлечиться. Но лететь для нее – это проблема, ведь попросить присмотреть за большим хозяйством соседку нет возможности: в округе на сотни километров ни души. И все ее козы, собаки, кошки стали пассажирами вертолета. Погостив, они проделали этот путь обратно. «Полет прошел без ЧП, – с улыбкой вспоминает Юрий Андреевич, – все четвероногие пассажиры вели себя понимающе и прилично».
Сегодняшний день пилотов мастер-класса
Скоро уже пять лет, как Юрий Андреевич вынужденно оставил свою работу Когда Абаканское авиапредприятие стало испытывать серьезные трудности, его судьбу разделили очень многие члены звена и экипажа, пилоты мастер-класса: бывший заместитель командира авиапредприятия Валерий Вернер, опытные командиры. Павел Абросимов и Олег Кудрин. Стоят на приколе вертолеты, ищут себе на стороне работу пилоты-профессионалы. А в экстремальных случаях вызывают экипажи из Красноярска: теряется драгоценное время, столь необходимое для поисковых или спасательных работ.. Но штурвал не в их руках. Теперь они могут только понять друг друга, что значит остаться без любимой работы, и вместе продолжать мечтать о небе, о полетах. А также о том моменте, когда спокойный голос авиадиспетчера в наушниках даст разрешение на взлет...
29 ноября 2002 г.
>>