Таёжный Тупик
<< Развитие русского языка в старообрядческой среде в условиях микросоциума >>
Галина Толстова, Николай Пролецкий (фотографии)

1. Старообрядчество: история и современность
      XVII век в истории России и русской православной церкви – особая веха. XVII век завершал эпоху расцвета феодализма, переживал период упадка феодализма и перехода страны от феодализма к капитализму. Зарождаются новые социально-экономические явления, новый класс – буржуазия, обостряется социальная политическая и идеологическая борьба на фоне новых общественно-экономических отношений. Различное отношение к действительности разных слоев населения и рост неудовлетворённости существующими порядками выявился в идеологической сфере-расколе православной церкви.
      История русской православной церкви была противоречивой, полной внутренними конфликтами, отражала общественные столкновения на всём протяжении существования христианства на Руси. Одним из таких поворотных моментов в истории России и церкви стал раскол. Причинами раскола являются:
      1) смена общественно-экономической формации [52];
      2) московская централизация [98, 99];
      3) ориентация на Запад [33, 34];
      4) приоритет государства над церковью [52];
      5) закрепощение крестьян [52, 98, 99];
      6) упразднение земства и введение иноземных порядков в государственном и церковном строе [98];
      7) превращение российского самодержавия из сословно-представительной в абсолютную монархию [52].
      Мельников Ф.Е. и Каптерев Н.Ф. в качестве одной из причин раскола выдвигают интересную версию – имперские замыслы Алексея Михайловича и патриарха Никона: русский царь захотел стать византийским императором, Никон – вселенским патриархом. Москва стала называться Третьим Римом, Никоном был выстроен монастырь, названный Новым Иерусалимом [23, 24].
      Раскол – явление не только церковное, но и общественное. В России происходит ломка самих устоев жизни, обычаев, православных традиций. Раскол как историческое явление определил весь ход общественно-политической жизни России на последующие столетия.
      Формальным толчком к расколу явились реформы в церковном строе, в частности, изменения канонических правил, касающихся проведения церковных служб, правка церковных книг.
      Новые церковные догматы были изложены патриархом Никоном на соборе 1653 года, позже напечатаны в книге «Скрижаль». Собор 1666-1667 гг. утвердил и закрепил введенные Никоном и его сторонниками новые обряды, обычаи, традиции [20, с.12-13]. Собор 1666 – 1667 годов проклял и отлучил от церкви староверов, «всю Русскую церковь со всеми её святителями, чудотворцами и с огромным сонмом угодников Божиих» [34, с.58].
      Гонения на старообрядцев продолжались в течение трёх веков [20, с.15-19]. «Пылающие срубы и костры с десятками тысяч невинных жертв, плахи с топорами, с отрезанными головами, потоками крови: виселицы, колесования, четвертования, выматывание жил всё это догматизировано, богословски обосновано, закреплено и благословлено новой церковью» [4, с.93]. Одним из видов наказания была ссылка и заточение в монастырь, при этом преследовались цели: наказать непокорных, лишить их возможности распространять свои убеждения, пресечь в корне пропаганду идей и взглядов, заставить раскаяться в «заблуждениях», привести в лоно православной церкви [50, с.24-25]. Широко применялись подземные монастырские тюрьмы при Петре I [50, с.28]. Истерзанных и измученных в розыскной канцелярии ссылали в Сибирь. В Енисейской губернии действовала женская тюрьма в Енисейском Рождественском монастыре [50, с.37]. Да и сами старообрядцы уходили в леса и горы, чтобы сохранить «древлеотеческую» веру. Они веками шли на любые испытания отстаивая ее, ценой лишений и страданий.
      Через три столетия пронесли, сохранили веру раскольники. За приверженность прежним традициям в проведении религиозных обрядов их называют старообрядцами или староверами. Они рассеялись по России в глухих необжитых местах, скрываясь от государственных органов власти. Гонимые и притесняемые, старообрядцы остались верны вере отцов и дедов, традициям, однако существующие ныне формы проявления вероисповедания старообрядцев, проведение обрядов и даже уклад жизни обусловлены объективными историческими причинами, связанными с карательными мерами. В этом же и причина разнородности старообрядческих согласий.
      Каждое согласие имеет свои отличительные особенности в проведении религиозных обрядов. Исторически установились духовные центры старообрядцев разных согласий: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз, Рогожское кладбище в Москве [20, с.22-25]. Ныне в Рогожском посёлке в Москве находится Митрополия Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви.
      Современные старообрядцы рассеялись по всему миру. Существуют старообрядческие общины в России, в европейских государствах, в Австралии и на американском континенте. Интересные данные приведены в статье М. Тульского «Изменение религиозной принадлежности населения мира за 100 лет». В таблице, показывающей динамику изменений религиозного состава населения мира с 1900 по 2000 год, шестыми из 36 вероучений указаны старообрядцы. За сто лет численность старообрядцев возросла с 2,4 до 3 млн. человек. При этом население планеты увеличилось с 1,630 до 6,044 млрд. человек. В процентном соотношении количество старообрядцев уменьшилось [63].
      Староверы не забывают о своих корнях, верны «древлеотеческой» вере. Жизнь современных староверов за границей и в России отражают старообрядческие периодические издания: «Вестник митрополии» Русской Православной Старообрядческой Церкви, ж. «Церковь» (руководящий орган Совета Всероссийских съездов старообрядцев), «Сибирский старообрядец» (издание сибирской епархии РПСЦ), газеты «Русь православная» (г. Большой Камень Приморского края, издание Совета мирян древлеправославных общин Приморского края РПСЦ), «Старообрядецъ» (Нижний Новгород, историко-краеведческое издание для старообрядцев всех согласий), «Костромской старообрядец» (г. Кострома, старообрядческое церковно-общественное издание), «Остров веры» (г. Миасс, издание уральской епархии РПСЦ) и др.
      В наши дни в Сибири проживает большой процент старообрядцев. В журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни. В освоении Сибири старообрядцы играли немаловажную роль. Освоение Сибири было вольнонародным и правительственным [11, 57, 103], по другой классификации – осуществлялась торгово-промысловая и земледельческая колонизация [24]. Старообрядцы оказались в Сибири в результате правительственного переселения (например, забайкальские семейские старообрядцы с Ветки) и вольнонародного передвижения (австрийцы, часовенные) [10, 11]. В наши дни на территории Красноярского края проживают старообрядцы разных согласий, есть места компактного проживания на Ангаре, в южных районах края, в районе Обь-Енисейского канала [10].
      В местах компактного проживания старообрядцы сохраняют свою веру, уклад жизни, традиции. Известны факты проживания «истинных», строгих староверов в безлюдных местах в наши дни.

2. История старообрядческой семьи Лыковых
      Современные люди об исконных раскольниках с их патриархальным укладом жизни узнают в основном из художественных произведений [1, 2, 14, 31, 32, 35, 42, 95, 96]. Но в 70-ые годы XX века геологами была сделана находка, удивившая цивилизованный мир. В 1978 г. на юге Красноярского края была обнаружена семья старообрядцев Лыковых. При обследовании реки Большой Абакан геологами с вертолёта был замечен в тайге ухоженный участок земли, с нескольких заходов увидели и избушку между деревьями. Высаженная партия геологов на второй день вышла к заимке семьи Лыковых.
      Уникальный факт проживания отдельной семьи вне общества людей (с 1929 года) до сих пор продолжает вызывать большой интерес.
      Большой резонанс в нашей стране и за рубежом вызвали первые публикации в прессе об этой находке [16, 17, 43, 54, 55]. Журналисты преподнесли этот факт как сенсацию, с чем не соглашается хакасская писательница В. Татарова [61]. В московской старообрядческой митрополии в Рогожском посёлке (по словам Л. Черепанова) тоже утверждают, что старообрядческих семей, проживающих в глухих местах, достаточно. Охотник Алексей Уткин, со слов Карпа Лыкова, в разговоре с писателем Л. Черепановым рассказал о старообрядческой общине, скрывающейся в пещере саянских гор. В начале 80-ых годов ко времени последнего прихода «ходоков» к Лыковым в общине было 28 человек (аудиокассета №5).
      Жизнь таёжной семьи остаётся под пристальным вниманием научного мира и общества. Снаряжаются многочисленные экспедиции, в составе которых ведут исследования этнографы, лингвисты, медицинские работники. В экспедициях писателя Л.С. Черепанова работали профессор Красноярской государственной медицинской академии И.П. Назаров, профессор Института медико-биологических проблем А.С. Ушаков, профессор Института питания Российской академии медицинских наук М.М. Гаппаров, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Ишимского пединститута В.И. Шадурский, кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник НИИ картофельного хозяйства О. Полетаева, зам. директора филиала Института медицинских катастроф С. Васильев, врачи В. Головин, Н. Гудыма, С. Кочнов, уполномоченный старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Алимпия А. Лебедев, краевед города Семёнов Нижегородской области К. Ефимов и другие. На Еринат с 1983 по 1987 гг. Казанским государственным университетом было организовано 4 научных экспедиции. В 80-ые годы при Советском фонде милосердия был создан Опекунский совет, который возглавлял писатель Л.С. Черепанов.
      В ходе исследований специалисты, работающие в разных областях, в вопросе о происхождении семьи старообрядцев пришли к следующему мнению [8, 67].
      Лыковы – выходцы из Нижегородской губернии. Эта версия подтверждена и самой Агафьей, которая родиной своих предков считает окрестности Оленевского скита (соврем. д. Оленево или Кельи Нижегородской области): «Знамо, какое было благочестие, и там его никоняны разоряли, ссылали в Семёновский город и при том наших предков Лыковых, сослали оттудова в дальний край...»( аудиокассета № 14 ). В Керженце, у слияния Макарьихи с Волгой находилась вотчина князя Лыкова. В старину крестьян называли по фамилии удельных князей. О волжских корнях Лыковых говорят и святые дары Иргизского монастыря, разгромленного во время раскола. Святые дары хранились в семье Лыковых. Серьёзное подтверждение данной версии – сохранение в семье Лыковых духовного стиха о разорении Оленевского скита под Семёновым на Нижегородчине (аудиокассета №14). Стих этот, по признанию А. Лебедева, не известен ни одной старообрядческой общине [25].
      Во времена великого раскола в Сибирь пришли тысячи россиян, стремившихся уйти от своеволия властей. Среди них были и предки Лыковых. Родители Карпа Осиповича Лыкова, главы семейства, жили в селище на Большом Абакане, заимка называлась Тиши, В 1929 году в селище Тиши создавался колхоз. Непокорный дух русского крестьянина-старообрядца призвал Карпа Осиповича, его брата Евдокима с семьями вновь искать убежище в необжитых местах. Нужно было сохранить, уберечь веру старую православную в наступившие времена безбожья. Они обосновались на берегу реки Каир-су (приток Большого Абакана, впадающего в Енисей). Позже там располагался посёлок геологов, в наши дни он заброшен.
      Жизнь на Каире текла размеренно и спокойно, пока не появились пограничники. В тех местах проходила граница с Тувой. Брат Евдоким умер, следом за ним умерли от голода его жена и дочь. Карп Осипович с семьёй перебрался на Еринат. В 1945 году, когда родилась Агафья, на заимку в поисках дезертиров пришли чекисты. После их ухода семья перекочевала на другой приток Большого Абакана – Сок-су. Зиму прожили в шалаше. В 1961-ом неурожайном году умерла от голода жена Карпа Осиповича Акулина. Карп Осипович остался с детьми, их было четверо: Савин, Дмитрий, Наталья, Агафья. Несмотря на суровые условия жизни в тайге, Лыковы выжили. В 1981 году после первых встреч с людьми трое из Лыковых – Наталья, Дмитрий и Савин – скончались один за другим. Профессор медицины И.П. Назаров высказывает мысль о том, что вирус был внесён людьми. Дети Лыковых родились в идеальных условиях, и у них не мог выработаться естественный иммунитет к вирусам и бактериям, присущим цивилизованной среде обитания. Они не знали болезней цивилизации. Суровая жизнь закалила их. Обладая крепким здоровьем, Лыковы выглядели на 10 – 15 лет моложе своего возраста. Учёные объясняют это проживанием в экологически чистом горном районе (1800 – 2000 метров над уровнем моря), целительными свойствами продуктов питания (кедровое молоко, орехи, ягоды).
      Идеальные условия для них оказались и губительными. В 1988 году от инфекции умирает и Карп Осипович. Агафья, младшая дочь Лыковых, накануне ходила в посёлок | геологов и вернулась больная, следом заболел отец. Через два дня Крап Осипович умер. Агафья выжила, молодой организм смог перебороть болезнь.
      Писатель Лев Степанович Черепанов, возглавлявший несколько общественных экспедиций на Еринат, предложил Агафье перебраться в женский старообрядческий монастырь. Агафья пожила в монастыре, но вернулась к своим таёжным корням, могилам предков. Она продолжает жить в предгорьях Саян, глубокая вера в бога помогает ей выжить в суровых условиях саянской тайги.
      До сих пор учёных продолжает интересовать феноменальное явление – проживание отдельной семьи вне общества людей. Психологию, мироощущение членов таёжной семьи пытаются понять и осмыслить исследователи. Высказываются самые противоречивые точки зрения. Некоторые, называя жизнь Лыковых «таёжным тупиком», обвиняют главу семейства Карпа Осиповича в том, что он обрёк детей на бессмысленное существование [44, 45]. Сторонники этой точки зрения забывают о том, что их осознанный выбор был связан с социальными причинами, необходимостью сохранить веру, независимость, достоинство. Не зная многих современных понятий, явлений, Лыковы обладают богатым духовным миром.
      По словам красноярской художницы Э.В. Мотаковой, участницы трёх экспедиций, современный цивилизованный человек не способен подняться до уровня мировосприятия, духовного сознания бытия Лыковых.
      Старообрядческая семья, обрекая себя на изоляцию, сохранила исконно русские крестьянские корни. Трудолюбие и почитание Бога были главными в воспитании детей. В хозяйстве, быту у них все имеет свое предназначение, в наличии только необходимые предметы: посуда, домашняя утварь, охотничье и промысловое снаряжение. Сохранена культура земледелия. Лыковы разделывали землю, выращивали рожь, пшеницу, коноплю, морковь, репу, картошку. Лыковской картошке нет равных сортов по качественным показателям. Из конопли ткали ткань, шили одежду. В употреблении была берестяная посуда. Экзотическими, диковинными кажутся современному человеку обувь и умывальник из коры берёзы. Охотились на оленей, ловили рыбу. Тайга давала им всё для жизни. Лечились словом божьим и травами.
      Лыковы жили праведной жизнью в единении с природой и сохранили духовность. В цивилизованном же обществе в век научно-технических открытий встаёт проблема утраты духовности людьми.

3. Особенности устной и письменной речи Агафьи Лыковой как уникальный пример сохранения норм русского языка предыдущих этапов развития
      Факт проживания отдельных индивидуумов вне общества людей, в связи с этим развитие русского языка в условиях микросоциума представляют огромный интерес для лингвистики. Формирование особенностей семейного диалекта обусловлено длительной изоляцией членов семьи Лыковых и отсутствием постоянных контактов с основными носителями языка.
      Сохранив старинные старообрядческие книги, Лыковы продолжали читать на древнем полууставе. Письменная и устная речь Лыковых отличается от речи основных носителей русского языка на современном этапе его развития. Лингвисты называют этот феномен «живым островком русского языка» [27].
      Целью исследования является выявление отличительных особенностей языка, речи Агафьи Лыковой, определение специфики развития русского языка в условиях микросоциума на основе анализа имеющихся текстов писем и фонозаписей.
      Материалами для изучения послужили 45 писем Агафьи Лыковой, написанных в период с 1986 по 1996 годы. Письма обращены разным адресатам: сибирскому писателю и журналисту Л.С. Черепанову – 16 писем, 5 – родственникам в Килинск Кемеровской области, по 3 письма – Н.Н Савушкину и матушке Максимиле, 2 – Г.И Дунаевой, по одному письму – журналисту В.М. Пескову, профессору медицины И.П. Назарову, Ленковым, О.Н. Сурикову, греку Эвангелосу Цопанопулосу, Т. Старковой, Г.П. Шулбаеву, А.Г. Коновалову, Б.В. Романцову, В.Н. Макуте, губернатору Кемеровской области А.Т. Тулееву, друзьям из города Одинцово Московской области, Э.В. Мотаковой, старообрядческому митрополиту Московской митрополии и всея Руси Алимпию.
      К исследованию привлечены фонозаписи речи членов семьи Лыковых, хранящиеся в фондах Литературного музея. В наличии 18 аудиокассет, требующих более детального анализа лексики и фонетики речи представителей микросоциума.
      Для сравнительного анализа текстов писем Агафьи представляет большую ценность рукописная книга, хранившаяся в доме Лыковых. Это – «Псалтырь», подаренный Агафьей и Карпом Осиповичем писателю Л.С. Черепанову. Лев Степанович передал книгу в дар Красноярскому краеведческому музею.
      При изучении языка и речи Лыковых использованы работы лингвистов Г.Г. Белоусовой, кандидата филологических наук, доцента КГПУ, В.С. Маркелова, кандидата филологических наук, преподавателя Казанского университета.
      В тезисах «Определение диалектной основы одного сибирского старообрядческого говора по данным лингвистической географии (на примере говора семьи Лыковых)» и «Речь и человек (описание особенностей говора старообрядческой семьи Лыковых)» Г.Г. Белоусова исследует вопросы формирования особенностей говора Лыковых в условиях ограничения речевой практики в экстремальных бытовых условиях.
      В.С. Маркелов в статье «Живой островок русского языка» и «У истоков русской тайнописи», написанной совместно с А.С. Швецовым и Г.А. Черепенниковой рассматривает некоторые фонетические и лексические особенности языка семьи Лыковых как образца сибирского старожильческого говора. В частности, отмечены такие явления в речи Лыковых, как аканье и оканье, сосуществующие в пределах одной семьи.
      Оканье наблюдалось у Карпа Осиповича, предки которого вышли с Керженца Нижегородской губернии. Жена его, Акулина Карповна, – уроженка заимки Дайбово на р. Бие. Горно-алтайский регион к концу XVIII века заселили старообрядцы-ветковцы, изгнанные из южных и западных губерний России поляки. Их «акающий» говор имел севернорусскую окающую основу, это «вторичный акающий говор» [27]. Дети Лыковых общались больше с матерью, она обучала их грамоте и поэтому переняли её акающий го-вор[27, 30, 56]. В ходе работы над данной темой к исследованию привлечены материалы разного плана: исследования казанских лингвистов – участников научных экспедиций, работы профессора медицины И.П. Назарова [38, 39, 40], книга хакасской писательницы В. Татаровой [61], газетные публикации членов многочисленных научных, общественных экспедиций на Еринат [5, 7, 8, 12, 13, 15, 16, 17, 22, 25, 27, 37, 41, 43, 44, 46-49, 54, 55,58, 63, 64-66, 67, 69, 70, 72-94, 97, 102].
      Участники первых экспедиций к Лыковым отмечали своеобразную речь членов семьи: мелодичная речь, гнусавость (особенно у младших детей), обилие церковнославянизмов (Э.В. Мотакова, Л.С. Черепанов, И.П. Назаров).
      Тексты представляют сибирское старообрядческое рукописное письмо, написаны эпистолярным жанром в разговорном стиле. Это своего рода исповедь, современное «Житие...» отшельницы, высшее предназначение которой – служение Господу.
      Письменная речь Агафьи логически правильно выстроена. Каждое конкретное письмо состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Вступление начинается с обращения к богу и кончается пожеланием доброго здоровья: гди їсє христє сынє божїи помилУи насъ сниским поклономъ агафїЯ кльвУ с ижєлаю вамъ ОТгоспода добраго здоровиЯ дУшєвнаго спасєниЯ вжизни благополУчиЯ (из письма Черепанову Л.С.)

      Основная часть письма составляет больший объём и включает описание жизни, быта, погоды, обращения с просьбой привести книги, необходимые в быту предметы. В последних письмах Агафьи много места уделено описанию состояния здоровья. Это объясняется тем, что у неё в последнее время наблюдаются серьёзные проблемы со здоровьем. В заключительной части писем Агафья желает доброго здоровья адресатам, «расписывается» и ставит дату письма: пока досвиданиЯ всєго вамъ добраго адинатсатва сєнтєбрЯ зфв писала агафїЯ (из письма Черепанову Л.С.)
      Однако данная структура не всегда выдержана, имеются письма без заключительной части: в 7 письмах не обозначен год, 19 писем без даты. Причина обусловлена объективной ситуацией: письма писались в основном второпях перед отлётом вертолёта, отправлялись они с оказией.
      Письма Агафьи написаны на современной бумаге, привозимой ей членами разных экспедиций. Среди писем есть разлинованные тетрадные листы и листы канцелярской писчей бумаги разного формата. Тексты написаны химическим карандашом, фломастером и авторучкой кирилловской азбукой. В наличии использование 37 букв, 31 буква присуща современному русскому языку и 5 букв от азбуки старославянского языка. В письмах Агафьи не встречаются буквы Э и Ё. Буква Э глаголического образования появляется под южнославянским влиянием и встречается в западнорусских документах в начале слога с XV века [62; 100, с. 146]. В письменной речи Агафьи буква Э отсутствует. Йотованная буква Е появилась в конце XVIII века, получила официальное признание в 1956 году «Правилами русской орфографии и пунктуации». У Агафьи, учившей грамоту по старым церковным книгам, в письмах не могла быть использована эта буква. В библиотеке Лыковых насчитывалось свыше 20 экземпляров древнерусских сочинений, участники экспедиций называют следующие книги: «Златоуст», «Общая Минея», «Часовник», «Пролог», «Страсти Христовы», «Семидесятник» [27, 30].
      Графика церковнославянского письма за многие века существенно изменилась в связи со сменами типов письма, облегчением и ускорением, возникновением книгопечати и созданием печатных шрифтов. Эти изменения повлияли на графику рукописных букв. Большим изменениям графические формы письма подверглись при реформах Петра I в 1707-1710 годах. Академии наук 1735, 1738, 1758 годов. Названными реформами был введён близкий к современному гражданский шрифт, были заменены начертания сложных букв старопечатного шрифта более простыми по графике буквами, ликвидированы многие надстрочные знаки [62, с.8].
      Некоторые особенности старославянского письма наблюдаем в текстах писем Агафьи, при этом эти особенности относятся к разным периодам развития русского языка. Они сохранились в церковнославянском языке.
      Письма написаны полууставом, пришедшим на смену уставу в 14 веке. О наличии признаков полууставного письма говорят следующие особенности:
      а) спорадическое деление строк на слова (наблюдается в русских памятниках с конца XVI века; [100, с. 149]: пока досвиданиЯ всєго вамъ добраго (из письма Савушкииу Н.Н. от 11.04.94 г.)
      б) отсутствие заглавных букв и знаков препинания, определяющих в предложении смысловой контекст [100,с. 143]: сообщаю о сєбє заваши свтыЯ молитвы живУ пока слава бгУ (из письма Черепанову Л.С.)
      в) использование надстрочных знаков с выносными буквами (признак скорописи ХVІ-ХVІІ веков [62, с. 27; 28; 68, с.56-57]): гдь, бгь (из письма Тропиным в Килинск)
      г) начертание отдельных букв старославянской кириллической графикой письма [19, с20,23-24; 51; 68, с.28-29]: є, а, ї, w, У и оу, Я, Е.

      В письмах Агафьи сохранились редуцированные Ъ и Ь.
      Буква Ъ употребляется в слабой позиции на конце слов с закрытым слогом: нношовъ, привєзъ, всєхъ, вамъ, спасєтъ (из письма Тропиным в Килинск).
      Примеров употребления сверхкраткой гласной в слабой позиции в текстах не обнаружено, редуцированную Ь Агафья употребляет для обозначения мягкости согласных: иметъ, жительство, письмо (из письма Эвангелосу Цопанопулосу от 18.04.90 г.).
      На месте Ь в сильной позиции употреблена буква є, отличающаяся от современной буквы Е: смєрти, болє, тєбє (из письма Эвангелосу Цопанопулосу от 18.04.90 г.).
      Процесс утраты редуцированных в русском языке происходил в XI веке [68, с.93-94]. Редуцированные гласные в сильном положении к XI веку совпали с гласными полного образования, в слабом положении сверхкраткие гласные перестали произноситься. Эти изменения речи были характерны для живой речи славян. Старославянская письменность, в основном орфография, оставалась традиционной [68, с.93-94]. До реформы 1918 года редуцированный Ъ сохранялся на письме. Последовательно употребляет в своих письмах редуцированный Ъ и Агафья: єтотъ лєсъ если излєжитъ тоболє наизбУ лєсУ нє бУдєтъ (из письма Черепанову Л.С.).
      При прослушивании фонозаписей речи Агафьи можно наблюдать следующие явления: носовой призвук гласных и редуцированные сверхкраткие звуки на стыке согласных. Люди, общавшиеся с ней, говорят даже о «гнусавости» речи. По мнению профессора медицины И.П. Назарова, носовой оттенок речи связан «... вероятно, с отсутствием большой разговорной практики и длительным чтением молитв в определённом стиле и ритме» [36]. Лингвист Г.Г. Белоусова также объясняет это явление объективными причинами: ограничением речевой практики и длительным чтением молитв. Монотонное чтение молитв не требовало мышечной активности, голосовые связки не напрягались, поэтому у Агафьи слабая, вялая артикуляция [4]. Можно ли сравнивать носовой призвук в речи Агафьи со старославянскими носовыми гласными, остаётся под вопросом.
      В ходе развития русского языка носовые гласные были утрачены. Серьёзного изучения требуют причины сохранения в речи Агафьи носового призвука. Возникают следующие вопросы: во-первых, не связано ли это с постоянными простудными заболеваниями; во-вторых, не проявление ли начальной стадии потери речи, связанной с ограничением речевой практики; в-третьих, можно ли рассматривать это явление как уникальный факт сохранения лингвистических звуков праславянского языка у определённой группы носителей русского языка в локальных условиях в силу особых объективных причин.
      Словарный состав речи Агафьи и других членов семьи Лыковых имеет свою специфику, объясняемую длительной изоляцией от основной массы носителей языка, в данном случае сибирского старожильческого говора. Экстремальные условия определили и своеобразие лексики Лыковых.
      В конкретном случае объектом исследования является речь Агафьи, так как от семьи осталась она одна. На примере изменения её устной и письменной речи Агафьи можно наблюдать характер развития русского языка у представителей микросоциума под влиянием новых объективных причин: возникновения тесных контактов с основными носителями языка.
      Участники первых экспедиций к Лыковым отмечали своеобразную речь членов семьи: мелодичная речь, гнусавость (особенно у младших детей), обилие церковнославянизмов (Э.В. Мотакова, Л.С. Черепанов, И.П. Назаров).
      Словарный состав языка Агафьи достаточно богат и специфичен. В наличии общеупотребительная лексика и индивидуально-речевой лексический запас, который сложилсяим в результате заимствований из богослужебных книг и возникновения словарного запаса у членов микросоциума в ходе общения: мУжатица (жена, гулящая от мужа, из «Златоуста»); єдовы (годные к пище травы и коренья); растнаа (берестяная посуда для проращивания зерна); развильскаЯ (название горы, придуманное Лыковыми).
      Последовательно Агафья употребляет все части речи, при этом знаменательные части речи со служебными пишет в письмах слитно: ивсємъ, нипошовъ, вжизни, скозами (из письма Тропиным в Килинск).
      Реже используются автором писем имена числительные, преимущественно при летоисчислении, при этом в наличии два способа передачи имён числительных:
      а) через буквы – адинатсатва сєнтєбрЯ, зфв (7502 г.) (из письма Савушкииу Н.Н)
      б) словами – восимнатцатаго апрєлЯ ОТадама лєта сємь тысЯщь чєтырєста дєвєноста восмои годъ (1990г.) (из письма Черепанову Л.С.).
      Из разрядов прилагательных непоследовательно используются качественные прилагательные: живУ начистомъ воздУхє (из письма Э. Цопанопулосу от 18.04.90 г.).
      В письмах использованы усечённые формы прилагательных: бєла коза, такУ жєнщинУ (из письма Тропииым в Килинск).
      Лексика в основном предметная, причинами данной особенности можно назвать суровые природные и трудные жизненные условия: хлєбъ малєнко пока єсть пєтУхъ тожє снєдєлю ниєвъ (из письма Тропиным в Килинск).
      Употребляет Агафья: образные выражения и сравнительные обороты: новотъ єщє лєвъ с если ты такое дело взЯвса нагорЯчии ключь мєнЯ чтобы возили лєчить как если конЯ возмУтъ заповодъ правЯтъ єго ниотпУскаютъ вдрУгУто сторонУ такжє тєбє єсли взвЯса дакъ дєржи повадъ конЯ ниотпУскаи чтобы заново втУжє сторонУ ниУвєдитє конЯ (из письма Черепанову от 1.02.94 г.).   
      Характерно последовательное употребление фразеологических оборотов:
         1) на каждый роток не накинешь платок;
         2) доктор да излечися сам.
      Многие фразелогизмы взяты из Библии:
         1) един человек, если недобрый, всему монастырю язва;
         2) неведение есть злее согрешения;
         3) во всяком празднесловии ответ дан в день судный (аудиокассета №12).
      При этом Агафья признается: «Это речи моего отца». Нравственные ценности, заложенные в христианской морали, в семье Лыковых усваивались с ранних лет.
      «Цитаты Св. Писания... формируют сознание в рамках определённой, а именно православно-христианской культуры» [3, с. 164]. Мировоззрение Лыковых держится на философских основах христианской морали. Сознание, мировоззрение членов микросоциума определяют особенности развития культуры, языка и речи. Особенности данного сибирского старожильческого говора связаны со строгим соблюдением церковнославянских канонов чтения молитв.
      «В богослужебном языке староверов сохраняются церковно-славянские традиции произношения, так как старообрядцы сохраняют тип культуры, характеризующийся традиционными чертами: сакральностью, иерархичностью, контрастностью, авторитарностью, автономностью; но есть в ней и приобретённые черты: существование в экстремальных внешних условиях, выработка священных стандартов и механизма их наследования» [9, с.224].
      К приобретённым чертам можно причислить возникновение новых условий в процессе развития языка и речи. Под влиянием объективных причин – появления постоянных контактов с основными носителями русского языка – речь Агафьи меняется, обогащается новыми, доселе ей неизвестными словами и оборотами: завадна прУжинка, вєртолєтъ, лєкарствы, врачъ, давлєннЯ, бУдильникъ.
      Под влиянием современных условий наблюдается процесс усвоения новых орфографических форм в старых, традиционных для Агафьи формах слов: соwбщаю – сообщаю, полУчїлось – полУчилось.
      Процесс изменения языка и речи Агафьи происходит интенсивно. Все названные палеографические наблюдения текстов писем, изучение лексики, фонетики показывают наличие признаков, присущих русскому языку на разных этапах его развития. Эти особенности объясняются тем, что в семье Лыковых грамоте учились по старым церковным книгам, и отсутствием постоянного общения с основными носителями русского языка. При исследовании особенностей устной и письменной речи Агафьи можно обозначить следующие этапы развития русского языка: утрата носовых гласных – X век, редуцированных гласных – XI век, выносные буквы – конец XIV-начало XV вв. Выводы говорят об уникальном явлении в истории русского языка – сохранении определённых языковых норм разных этапов развития русского языка и сосуществовании, взаимодействии их в конкретном временном отрезке.

Письмо Льву Степановичу Черепанову от 31 июля (год не назван)

Вид на реку Абакан с перевала между избой «в северу» и избой на речке (1980-е гг.)

Интерьер нижней избы Лыковых (1980-е гг.)

Глава семейства – Карп Осипович Лыков (1985 г.)

Агафья за приготовлением молока из кедрового ореха (1985 г.)

Список писем Агафьи Лыковой
      1. Алимпию, старообрядческому митрополиту.
      2. Александру Семёновичу от 1 октября, предположительно 1990 года.
      3. Друзьям из города Одинцово от 11.10.90.
      4. Дунаевой Галине Ивановне, пенсионерке без даты.
      5. Дунаевой Г алине Ивановне, пенсионерке без даты.
      6. Коновалову Александру Геннадьевичу, заместителю руководителя Международного фонда мира, без даты. Романцову Борису Васильевичу от 18 апреля, год не обозначен.
      7. Ленковым Николаю и Матрёне от 14 августа, год не назван.
      8. Максимиле, матушке женского старообрядческого монастыря в Туве от 24 июля, год не назван.
      9. Матушке Максимиле, без даты,
      10. Матушке Максимиле, без даты.
      11. Макуте Владимиру Николаевичу, без даты.
      12. Назарову И. П.
      13. Савушкину Николаю Николаевичу, без даты.
      14. Савушкину Николаю Николаевичу, без даты.
      15. Савушкину Николаю Николаевичу, без даты.
      16. Старковой Тамаре от 1.10. 90.
      17. Сурикову Олегу Николаевичу от 24 августа 1987 года.
      18. Пескову В.М. от 16 августа, год не обозначен.
      19. Тропиным Анисье и Анисиму (сестре и зятю) в Килинск Кемеровской области от 14 июля, год не назван.
      20. Тропиным, без даты.
      21. Тропиным, без даты.
      22. Тропиным, без даты.
      23. Тропиным, без даты.
      24. Тулееву Аману Гумировичу от 10 октября, год не обозначен.
      25. Черепанову Л.С., написано 16 ноября 1986г.
      26. Черепанову Л.С., письмо – рассказ о жизни со 2 мая 1990 г. по 10 октября 1990 г.
      27. Черепанову Л.С. от 13.08.90, передано через туристическую группу Новосибирского Академгородка, руководитель группы – Смирнов П.П.
      28. Письмо Черепанову Л.С., получено 1.02.94.
      29. Черепанову Л.С., получено 1.02.94.
      30. Черепанову Л.С., написано 11.09.94.
      31-42. Черепанову Л.С., без даты.
      43. Штыгашеву Владимиру Николаевичу, главе администрации Хакасии, от 19.08.93.
      44. Шулбаеву Георгию Прокопьевичу от 24.08.92.
      45. Эвангелосу Цопанопулосу от 18.04.90.

Библиографический список
      1. Бахревский В.А. Аввакум: Роман. – М.: АРМАДА, 1997. – 570 с.
      2. Бахревский В.А. Никон: Роман. – М.: Советский писатель, 1988. – 400 с.
      3. Бахтина О.Н. Традиции древнерусской словесности в старообрядчестве // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. К 35-летию ГФ ИГУ. – Новосибирск, 1997. – С. 162 – 165.
      4. Белоусова Г.Г. Определение диалектной основы одного сибирского старообрядческого говора по данным лингвистической географии (на примере говора семьи Лыковых) // Тезисы докладов конференции АН СССР, Института русского языка. – Ужгород, 1984.
      5. Белоусов М. Агафья – жительница тайги // Труд. – 1988.-25 сентября.
      6. Богданов А.П. Старообрядцы // Старообрядчество: история, традиции, современность. – М.: Издательский отдел Музея истории старообрядчества, 1994. – 80 с.
      7. Борисенко А. Христова невеста с реки Еринат // Вечерний Красноярск. – 1993. – 16 октября.
      8. Борисова С. Уж не из Лыкова ли Лыковы? // Земля нижегородская (еженедельник). – 1991. – 10 августа.
      9. Бойко Е.С. Орфоэпические нормы богослужения у староверов на Малом Енисее // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. К 35-летию ЕФ ИЕУ. – Новосибирск, 1997. – С.222-224.
      10. Бойко Е.С., Самотик Л.Г. Раскол и обереги // Красноярский материк. – Красноярск, 1998. – С.59-66.
      11. Буцинский П.Е. Сочинение в 2-х томах. Т.1. Заселение Сибири и быт первых её насельников. – Тюмень: Изд-во Ю.Мандрики, 1999. – 328 с.
      12. Варшавская Е. Выход из тупика // Труд. – 1994. – 2 августа.
      13. Володин Э. Трагедия жизни и величие духа // Старообрядец. – 1998. – №8. – С. 20-21.
      14. Головин В.А. Бурелом: Роман. – Красноярск: ИПК «Платина», 1999. – 492 с.
      15. Дубин В. Сорок лет одиночества // Ленинское знамя. – 1988. – 3 ноября.
      16. Журавлёв Н. Заточившие себя // Красноярский рабочий. – 1980. – 28 сентября.
      17. Журавлёв Н. Возвращение // Красноярский рабочий. – 1981. – 14 января.
      18. Старообрядчество: обретение голоса // Родина. – 1999. – №9.
      19. Иванова Т.А. Старославянский язык. – М.: Высшая школа, 1997. – 199 с.
      20. История старообрядческой церкви. Краткий очерк. – М.: Издание старообрядческой митрополии Московской и всея Руси, 1991. – 39 с.
      21. Камчатнов А.М. Старославянский язык: Курс лекций. – М.: Наука, 2001. – 150 с.
      22. Кравченко А. Бриллиант без оправы, или две встречи с Агафьей Лыковой // Аргументы и факты в Кузбассе. – 1995. – №15.
      23. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1-2. – Сергиев-Посад, 1909. – 1912.
      24. Крестьянство Сибири в эпоху феодализма / Под. ред. А.П. Окладникова. – Новосибирск: Наука, 1982. – 504 с.
      25. Лебедев А. Таёжный просвет. Как я ездил к Агафье Лыковой // Родина. – №9, С. 26-32.
      26. Максимов С. Рассказы из истории старообрядства (по раскольничьим рукописям). – СПб, 1861. -164 с.
      27. Маркелов В.С. Живой островок русского языка // Советская Татария. – 1991. – № 7. -С. 224-225.
      28. Маркелов В.С. Письма Агафьи Лыковой // Русская речь. – 2000. – №3. – С.65-73.
      29. Маркелов В.С. Графико-орфографические особенности писем Агафьи Лыковой – старожила на реке Абакан: Тезисы, машинописный текст. – 7с.
      30. Маркелов В.С. Судьба языка Лыковых: Тезисы, машинописный текст. – 5с.
      31. Мельников – Печерский П. В лесах: Роман. – М.: Худ. лит-ра, 1989.
      32. Мельников – Печерский П. На горах: Роман. – М.: Скорина, 1993.
      33. Мельников Ф.Е. О безбожнических и христианских догматах, таинствах и обрядах. – Барнаул: Издательство БЮИ, 2000. – 384 с.
      34. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.-557 с.
      35. Мордовцев Д.Л. За чьи грехи? Великий раскол. – М.: Правда, 1990. – 624 с.
      36. Назаров И.П. Агафья остаётся на Еринате // Красноярский материк. – Красноярск, 1998. – С.84-91.
      37. Назаров И.П. Одиночество в таёжном тупике // Милосердие. – №6.
      38. Назаров И.П. Влияние длительной изоляции в саянской тайге на иммунный гомеостаз Лыковых // Гомеостаз и окружающая среда: Материалы 7 Всероссийского симпозиума с международным участием 10-14 марта 1997. – Красноярск, 1997. Т.1. – С.183-188.
      39. Назаров И.П. Клеточный и гуморальный иммунитет старообрядцев Лыковых // Актуальные вопросы охраны здоровья и организации медицинской помощи населению. -Красноярск, 1997. -С.158-159,
      40. Назаров И.П. Влияние длительной изоляции в саянской тайге на иммунитет Лыковых // Актуальные вопросы клинической медицины. – Новосибирск, 1993. – С.56-59.
      41. Нуриджанов И. Подарок таёжного отшельника // Московская правда. – 1988. -6 августа.
      42. Перевозчиков М. Староверы. – Красноярск: Красноярское кн. изд-во. – 1991. – 112с.
      43. Песков В.М. Таёжный тупик // Комсомольская правда. – 1982. – Октябрь.
      44. Песков В.М. Страсти по Агафье // Труд. – 1994. – 6 марта.
      45. Песков В.М. Таёжный тупик // Роман – газета. – 2001. – №17.
      46. Попок В. Наша землячка // Кузбасс. – 1998. – 12 февраля.
      47. Попок В. В гости к Агафье Лыковой с именными подарками // Кузбасс. – 1998. – 8 августа.
      48. Попок В. Путешествие в Чистую землю // Кузбасс. – 1998. – 15 августа.
      49. Поспелова 3. Губернатор и таёжная отшельница // Красноярский рабочий. – 1997. -5 ноября.
      50. Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. – М., 1905. – 130 с.
      51. Русинов Н.Д. Древнерусский язык. – М.: Высшая школа, 1997. – 205 с.
      52. Русское православие: вехи истории / Под. ред. А.И. Клибанова. -- М.: Политиздат, 1989. – 719 с.
      53. Самсонов Н.Г. Древнерусский язык. – М.: Высшая школа, 1973. – 296 с.
      54. Свинтицкий Ю. Тайна безымянного ручья // Социалистическая индустрия. – 1980. – 21 сентября.
      55. Свинтицкий Ю. Загубленные судьбы // Социалистическая индустрия. – 1982. – 17 июля.
      56. Слесарева Г.П., Маркелов В.С. Истоки живой речи Лыковых: Тезисы, машинописный текст. – 6 с.
      57. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. – СПб, 1886. – 370 с.
      58. Соболев С. И обернулось добро злом // Лесная промышленность. – 1988. -8 сентября.
      59. Старообрядчество: история, культура, современность. – М., 2000. – 506 с.
      60. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. – М.: Церковь, 1996. – 318 с.
      61. Татарова В. Крик турпана: Повести. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. – 272 с.
      62. Тихомиров М.Н., Муравьёв А.В. Русская палеография: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1982. – 200с.
      63. Тульский М. Изменение религиозной принадлежности населения мира за 100 лет // НГ – религии, -2001. – 17 января. – С.4.
      64. Угольков Ю. Одна в глухой тайге // Красноярский рабочий. – 1991. – 1 марта.
      65. Угольков Ю. Мирские заботы Усть – Ерината // Красноярский рабочий. – 1992. – 1 октября.
      66. Угольков Ю. У Агафьи на Еринате // Красноярский рабочий. – 1995. – 19 октября.
      67. Фёдоров В. Вот такая история // Ленинская смена. – 1990. – 14 августа.
      68. Хабургаев. Старославянский язык.
      69. Царёв И. Одна в глухой тайге //Труд. – 1991. – 7 августа.
      70. Царёв И. Загадка пропавшего ветра // Труд. – 1993. – 30 января.
      71. Церковный календарь Русской Православной Старообрядческой Церкви на 2000 год. – М.: Издание митрополии Московской и всея Руси РПСЦ, 2000. – 128 с.
      72. Черепанов Л.С. Спутники для Агафьи // Труд. – 1990. – 13 октября.
      73. Черепанов Л.С. Во спасение Агафьи // Сельская жизнь. – 1991. – 7 февраля.
      74. Черепанов Л.С. Агафья в курятнике // Труд. – 1991. – 26 февраля.
      75. Черепанов Л.С. Чуткость по долгу службы. Суждено Агафье бедовать // Лесная газета. – 1991. – 12 марта.
      76. Черепанов Л.С. На людях людеют // Новости Кузбасса. – 1991. – 20-26 сентября.
      77. Черепанов Л.С. Из одного места да разные вести // Лесная газета. – 1991. – 17 декабря.
      78. Черепанов Л.С. Что изменилось? // Литературное обозрение. – 1992. – №1. – С.111.
      79. Черепанов Л.С. Что изменилось? // Литературное обозрение. – 1992. – №1.
      80. Черепанов Л.С. Правда о Лыковых // Обществознание в школе. – 1992. – №1. – С.50-54.
      81. Черепанов Л.С. Агафья не слыхала про «авоську» // Труд. – 1992. – 30 мая.
      82. Черепанов Л.С. Вспомним про Агафью // Медицинская газета. – 1993. -31 января.
      83. Черепанов Л.С. От чего убежали // День. – 1993. – 5 июня.
      84. Черепанов Л.С. Люди и судьбы. У Агафьи связь космическая // Советская Чувашия. – 1993. – 31 декабря.
      85. Черепанов Л.С. После пиршества // Труд. – 1994. – 2 февраля.
      86. Черепанов Л.С. Кто судит веру // Ленинская смена. – 1994. – 3 сентября.
      87. Черепанов Л.С. Опора для воздушного моста // Ленинская смена. – 1994. – 13 октября.
      88. Черепанов Л.С. Путешествие к Агафье // Труд. – 1994. – 4 ноября.
      89. Черепанов Л.С. Лыковы и мы // Красноярская газета. – 1995, 30 ноября, 5 декабря, 7 декабря.
      90. Черепанов Л.С. В чьих руках судьба Агафьи? // Новые рубежи. – 1996. – 12 октября.
      91. Черепанов Л.С. Агафьины кошки//Сельская жизнь. – 1996. – 21 декабря.
      92. Черепанов Л.С. Агафья в белом плену // Российская газета. – 1997. – 1 февраля.
      93. Черепанов Л.С. Агафье Лыковой выписали паспорт // Российская газета. – 1999. – 17 февраля.
      94. Черепанов Л.С. Пришельцы // Сельская молодёжь. – 1999. – №№1-2. – С. 9-11.
      95. Черкасов А.Т. Сказание о людях тайги. Трилогия. Т.1. Хмель. – Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1979. – 864 с.
      96. Черкасов А.Т. Москвитина П.Д. Сказание о людях тайги. Трилогия. Т.2. Конь рыжий. – Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1980. – 784 с. Т.З. Чёрный тополь. – Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1981.-555с.
      97. Шадурский В., Полетаева О. Их спасла земля // Сельская жизнь. – 1988. – 25 ноября.
      98. Щапов А.П. Земство и раскол. – СПб., 1862. – 164 с.
      99. Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в 17 веке и в первой половине 18: Сочинения А. Щапова в 3-х томах. Т.1.-СПб. 1906.-С. 173-451.
      100.Щепкин В.Н. Русская палеография. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 270 с.
      101. Швецов А.С.,Маркелов В.С., Черепенникова Г.А. У истоков русской тайнописи. – Сыктывкар: ТОО «Пас», 1994.
      102. Шелков В. Агафья Лыкова: Обратитесь к богу и он обратится к вам // Новости Кузбасса. – 1992. -21 октября.
      103.Ядринцев Н.М. Сочинения. Т.1. Сибирь как колония. – Тюмень, 2000. – 480 с.


      Толстова Галина Александровна – ведущий специалист Литературного музея, филиала Красноярского краеведческого музея, является соискателем КГПУ на кафедре русского языка и культуры речи, работает над темой «Язык семьи Лыковых »
      2002 г.

>>