Таёжный Тупик
<< Оленевские скитальцы >>
История одной коллекции
Галина Толстова, ведущий специалист литературного музея
Фонды Красноярского краеведческого музея насчитывают 313 тысяч экспонатов основного фонда. За 113-летнюю его историю скомплектовано много уникальных экспонатов, повествующих об истории Приенисейского региона. Трепетное чувство появляется при виде предметов доисторического периода, найденных во время археологических раскопок. А в наши дни музей собирает материалы, отражающие новую эпоху.
Какими же нас увидят потомки, будущие посетители краеведческого музея? Об этом расскажут новые коллекции, поступающие в фонды от современников. Вызывающим огромный интерес, без сомнения, станет комплекс материалов о старообрядческой семье Лыковых, комплектование которого продолжается в наше время.
Первые экспонаты поступили в 1989 году от профессора медицины И. П. Назарова, участника многих экспедиций. Игорь Павлович передал в музей вещи, подаренные ему Лыковыми во время экспедиции на Еринат в 1983 году. Среди них были чумашка берестяная для хранения продуктов, "обутки" из маральей кожи, принадлежавшие Агафье, рукавицы из конопляной ткани, рубаха и штаны Саввина из домотканого полотна, письмо Агафьи И. П. Назарову.
Коллекция пополнилась в 1996 году. Красноярским художником Э. В. Мотаковой, участницей третьей экспедиции в саянскую тайгу, переданы в дар музею предметы, принадлежавшие семье Лыковых (рыбацкие сети с берестяными поплавками, берестяной умывальник, картина "Таежная отшельница", бытовые зарисовки).
В 1999 году последовало большое поступление от писателя Л. С. Черепанова, руководителя многих экспедиций. В коллекции представлена уникальная рукописная книга "Псалтырь", передававшаяся из поколения в поколение, икона "Николай Чудотворец". В августе 2002 года Черепанов дополнил коллекцию, передав подлинные письма Агафьи, около 100 цветных слайдов, негативы и фотографии (больше 500) и другие предметы. Материалы рассказывают об истории семьи староверов Лыковых, отражающей историю всего старообрядчества.
Лыковы – выходцы из Нижегородской губернии. Родиной своих предков Агафья считает окрестности Оленевского скита (современная деревня Оленево или Кельи Нижегородской области): "Знамо, какое было благочестие, и там его никоняны разоряли, ссылали в Семеновский город и при том наших предков Лыковых сослали оттудова в дальний край...".
В Керженце, у слияния Макарьихи с Волгой, находилась вотчина князя Лыкова. В старину крестьян называли по фамилии удельных князей. О волжских корнях Лыковых говорят и святые дары Иргизского монастыря, разгромленного во времена раскола. Святые дары хранились в семье Лыковых. Серьезное подтверждение данной версии – сохранение духовного стиха о разорении Оленевского скита под Семеновым на Нижегородчине. Стих этот не известен ни одной старообрядческой общине.
Во времена великого раскола в Сибирь пришли тысячи россиян, стремившихся уйти от гонений властей. Среди них были и предки Лыковых. Родители Карпа Осиповича, главы семейства, жили в селище на Большом Абакане, заимка называлась Тиши. В 1929 году там создавался колхоз. Непокорный дух русского крестьянина-старообрядца призвал Карпа Осиповича, его брата Евдокима с семьями вновь искать убежище в необжитых местах. Нужно было сохранить, уберечь веру старую православную в наступившие времена безбожья. Они обосновались на берегу реки Каир-су (приток Большого Абакана, впадающий в Енисей). Позже там располагался поселок геологов, ныне он заброшен.
Жизнь на Каире текла размеренно и спокойно, пока не появились пограничники. В тех местах проходила граница с Тувой. Брат Евдоким умер, умерли от голода его жена и дочь. Карп Осипович с семьей перебрался на Еринат. В 1945 году, когда родилась Агафья, на заимку в поисках дезертиров пришли чекисты. После их ухода семья перекочевала на другой приток Большого Абакана – Сок-су. Зиму прожили в шалаше.
В 1961 году от голода умерла жена Карпа Осиповича Акулина. В семье остались четверо детей: Саввин, Дмитрий, Наталья и Агафья. Глава семейства Карп Осипович заботился о своих детях. Несмотря на суровые условия жизни в тайге, Лыковы выжили. Агафья вспоминает рассказы родителей о тяготах, перенесенных семьей в голодные годы: питались травами и кореньями, варили ранние кедровые шишки, ели их с мездрой. Из одного колоска, случайно попавшего вместе с горохом, развели и стали выращивать пшеницу. Спасением стала картошка.
В 1981 году, после первых встреч с людьми, трое из Лыковых – Наталья, Дмитрий и Саввин скончались один за другим. Профессор И. П. Назаров высказывает мысль о том, что причиной смерти стал вирус. Дети Лыковых родились в идеальных условиях, и у них не мог выработаться естественный иммунитет к вирусам и бактериям, присущим цивилизованной среде обитания. Они не знали болезней цивилизации. В 1988 году от инфекции умирает и Карп Осипович. Агафья, младшая дочь Лыковых, накануне ходила в поселок геологов и вернулась больная, следом заболел отец. Молодой организм Агафьи смог перебороть болезнь.
Писатель Лев Степанович Черепанов предложил Агафье перебраться в женский старообрядческий монастырь. Та пожила в монастыре, но вернулась в родные места.
До сих пор ученых продолжает интересовать феноменальное явление – проживание отдельной семьи вне общества. Психологию, мироощущение членов таежной семьи пытаются понять и осмыслить исследователи. Высказываются самые противоречивые точки зрения. Некоторые обвиняют главу семейства в том, что он обрек детей на бессмысленное существование. Журналист В. М. Песков называет жизнь Лыковых "таежным тупиком". Сторонники этой точки зрения забывают о том, что их осознанный выбор был связан с социальными причинами, необходимостью сохранить веру, независимость, достоинство.
Не зная многих современных понятий, явлений, Лыковы обладали богатым духовным миром. По словам красноярской художницы Э. В. Мотаковой, современный цивилизованный человек не способен подняться до уровня их мировосприятия, сознания бытия.
Старообрядческая семья, обрекая себя на изоляцию, сохранила исконно русские корни. Трудолюбие и почитание Бога были главными в воспитании детей. В хозяйстве, быту у них все имело свое предназначение, в наличии только необходимые предметы: посуда, домашняя утварь, охотничье и промысловое снаряжение. Сохранена и культура земледелия. Лыковы возделывали землю, выращивали рожь, пшеницу, коноплю, морковь, репу, картошку. По уверению специалистов НИИ картофелеводства, лыковской картошке нет равных по качественным показателям. Из конопли ткали ткань, шили одежду. В употреблении была берестяная посуда. Экзотическими, диковинными кажутся современному человеку обувь и умывальник из коры березы. Охотились на оленей, ловили рыбу. Тайга давала им все для жизни. Лечились словом божьим и травами. Лыковы жили праведной жизнью в единении с природой и сохранили духовность.
От старообрядческой семьи Лыковых осталась только Агафья. Она продолжает жить в предгорьях Саян, приняла иночество, глубокая вера в бога помогает ей выжить в суровых условиях саянской тайги. Несмотря на отшельнический образ жизни, Агафья радушно принимает гостей из "мира". О таких интересных явлениях тоже рассказывают музейные коллекции.
В августе 2002 года у Агафьи Лыковой на Еринате побывали журналисты газеты "Красноярский рабочий". Во время экспедиции для Красноярского краеведческого музея были собраны интересные материалы, которые требуют изучения. Выражаем признательность редакции за передачу ценных материалов, отражающих историческую эпоху.
Благодаря подвижникам, меценатам Красноярск имеет краеведческий музей с самой богатой музейной коллекцией за Уралом. Благодаря продолжателям их дела фонды музея пополняются уникальными экспонатами.
31 января 2003 г.
>>