Таёжный Тупик
<< Два дня у Агафьи Лыковой >>
Инна Ломанцова
Именно столько времени пробыл у знаменитой сибирской отшельницы оренбургский священник Владимир Гошкодеря. Вот что он рассказал, вернувшись из поездки несколько дней назад:
– Предложение навестить Агафью я получил от своих друзей в Москве. Они не раз на вертолёте привозили ей необходимые для жизни продукты, сено, дрова. Видели, что живёт по-прежнему в одиночестве, по мере сил управляется с хозяйством и огородом. Случается, болеет. И уже не представляет себе жизни без встреч с людьми с «большой земли». Та самая Агафья Лыкова? Душа заволновалась. Желание приехать и совершить необходимые для мужественной христианки обряды, было велико. На семейном совете (у меня жена и шестеро детей) решили – еду. И вот поезд – до Москвы, самолёт – до Барнаула. 7 часов в машине, полтора часа в геологическом вертолёте и переход вброд реки. Наконец, я – в «поместье» Лыковых. Первое, что бросилось в глаза – радость Агафьи Карповны при виде людей. А когда она узнала, что перед ней – священник старообрядческой церкви из Оренбурга, на лице появилось что-то вроде восторга. Улыбалась она по-детски широко, бесхитростно.
Работа предстояла большая. А времени – всего пара дня. В два голоса и по отдельности мы читали и пели старинные молитвы и песнопения. Кроме миропомазания я провёл обряд исповедания. Помог застеклить окна, принёс воды.
Избушка-то у неё стоит на горе, а вода – внизу. В 67 лет не набегаешься. Угостила меня Агафья жареным на конопляном масле хариусом, хлебом без дрожжей (отдалённо напоминает «Дарницкий»). Единственный человек, который живёт здесь же, только внизу у реки – одноногий Ерофей Седов. Отношения у них натянутые. Обоим приходится жить без общения. Мечтает Агафья о добром помощнике-единоверце, который бы согласился здесь поселиться.
С позволения читателей, вспомним немного о том, кто такая Агафья Лыкова и почему она до сих пор живёт в тайге. Старообрядцы Лыковы (отец, мать и двое детей) бежали от «мирской жизни» в 1931 году. Обосновавшись вдали от людей, стали рыбачить, собирать орехи, завели огород. В глуши родились ещё двое детей. Агафья была младшей. Впервые посторонних она увидела, когда ей было 35 лет. Как пишет в своей книге «Таёжный тупик» Василий Песков, старообрядцы не принимали в дар продукты в стеклянной посуде, отвергали спички, чай. О событиях церковного раскола они рассказывали так, как будто они произошли не 300, а 50 лет назад. При упоминании имени патриарха Никона плевались. И главное, не хотели возвращаться в «мир». Шли годы, из жизни один за другим ушли все члены семьи Агафьи. Она осталась одна. К тому времени у неё в гостях перебывало больше десятка человек, и без общения она, кажется, уже не могла. Жить под одной крышей с отшельницей пробовали несколько женщин. Самый большой срок выдержала москвичка по имени Надежда. После пяти лет жизни в тайге она не выдержала и вернулась к детям и внукам. И снова Агафья осталась в одиночестве. С замужеством тоже ничего не получилось – никто не хотел оставаться в глуши. До сих пор на лбу она носит чёрную повязку как знак девичества.
Кто же сейчас поедет к Агафье? Каждый день вступая в противоборство с природой, уберегая коз и кур от рыскающих рядом медведей, до боли в спине и ногах надрываясь, таская с реки на бугор воду? Да и характер лыковский тоже надо учитывать – не из податливых он, видно.
– Желающих ехать в тайгу немало, – рассказывает отец Владимир, – но случайного, не укреплённого в вере человека мы посылать не хотим. Туристы-экстремалы ей не нужны. Есть среди серьёзных кандидатов оренбуржец, мой свояк. Ему 34 года. Но определённо о ком-то говорить пока рано.
– Отец Владимир, вы же для Агафьи – безусловный авторитет. Наверняка, спрашивали о том, не хочет ли перебраться поближе к людям. Пусть не к дальним родственникам, которые, кстати, имеются, но хотя бы в ближайший посёлок, где есть больница. Как она отреагировала?
– Вот её слова: «В «мир» уходить тятя не велел. Здесь я родилась, всё мне тут знакомо и понятно. А от вашей воды я слепнуть начинаю». Живёт Агафья мыслями о Боге, слова её наполнены чистотой и праведностью. И молится она не только о себе, но и за всех нас.
Жизнь Агафьи Лыковой уникальна. И не только робинзонадой, о которой охотно рассказывают средства массовой информации, но ещё и своим духовным подвигом. При царе Алексее Михайловиче некоторые раскольники, думая, что пришёл конец света, устраивали самосожжение целыми семьями и деревнями. Карп Лыков свою семью спас. Так, как он это понимал. И воспитал четверых детей на собственном примере стойкости и верности.
Кто-то скажет, неужели подвиг целой семьи не даёт право одной последней уже увядающей веточке рода Лыковых пожить остаток дней так, как она хочет? Но это только для нас, людей с «большой земли» идейный фанатизм Лыковых не укладывается в голове. Для неё самой, Агафьи, её жизнь обычна, потому что так жили и её родители. Так она воспитана. Поэтому ни денег, ни бытовых удобств ей не надо.
– Отец Владимир, а что лично вам дала эта встреча с Агафьей Лыковой?
– Ещё раз убедился в том, насколько глубока может быть вера человека в Христа. Я попросил Агафью молиться за меня. Если бы случилась нелётная погода, то вертолёт забрал бы меня только через неделю. Тогда я бы рассказал ей об истории своей семьи. В те же самые 30-е годы из ссылки бежали мои раскулаченные предки. Перешли китайскую границу. Обосновались в русском селе. Там мой дед Ефтей женился на Екатерине из старообрядцев беспоповского толка. 17 лет защищал он свою семью от дунган, свирепствовавших в русских селениях только по одной причине: русские, значит, виноваты в китайском коммунизме. Много лишений, испытаний, трагических смертей и даже жутких казней. Моё собственное детство – это постоянные переезды из города в город, косые взгляды учителей, непонимание со стороны одноклассников, неприятности из-за пионерского галстука. Поневоле задумываешься: чья жизнь тяжелее? Без соли и электричества, или без понимания окружающих тебя людей? И в чём состоит самая большая ценность жизни? Ради чего появляемся на свет?
...Один из киногероев Андрея Тарковского говорит: «Человеку нужен человек». Где бы он не находился: в космосе, под землёй, в нищете или богатстве – единственное, в чём больше всего человек нуждается – это в такой же маленькой вселенной, как и он сам. И подтверждение этому – необыкновенная история Агафьи Лыковой.
1 декабря 2011 г.
>>