Таёжный Тупик
<< Митрополит Пантелеимон: "Церковь всегда служила Богу и народу..." >>
Эдуард Русаков

      Наша беседа с митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном состоялась в первые дни Великого поста, когда все православные христиане готовят свои души к празднованию Святой Пасхи. Красноярск – город верующий
      – Ваше высокопреосвященство, Вы не так давно приехали в Красноярск. Что Вы можете сказать о предварительных итогах Вашего пребывания во главе нашей митрополии?
      – Для церкви пространство и время в общем-то не существуют, и всё, что происходило две тысячи лет назад, близко нам, живущим в ХХI веке. Период моего пребывания в Красноярске совсем невелик, и говорить о каких-то достижениях ещё, наверное, рано. Главная наша забота – вечная проповедь и устремление – нести человеческим сердцам, людям Благую Весть о Христе распятом и воскресшем. Через Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего, спасается человек – своей нравственностью, моралью. Христианская мораль является для нас, верующих людей, главным маяком, призывающим к очищению, подвигу, к труду над своей душой, своей совестью, над своими поступками. Конечно, в земном измерении всё это облекается в планы и программы, но сама проповедь о Христе будет тогда лишь прекращена, когда Господь придёт в мир второй раз – судить.
      – Каковы Ваши впечатления от Красноярска и красноярцев?
      – Могу сказать, что Красноярск – город верующий, ищущий Бога. И вся наша митрополия, и люди, живущие в Сибири, это прекрасные труженики, души, ищущие истины, правды, в том числе и Божественной. И наша главная задача – помогать людям найти дорогу к храму.
      За этот период немало событий произошло – и пребывание пояса Божьей Матери в Красноярске, и мои поездки по приходам епархии, и встречи с молодёжью, интеллигенцией, журналистами. Сейчас начался Великий пост – это не просто период молитвы, очищения, спасения, но он требует усердного труда, помощи людям, ищущим Иисуса Христа, желающим стать православными. Этому посвящена принятая нами программа "Погружение в Православие", где речь идёт о возрождении древнего обычая крещения людей в такие дни, исторически важные. Сейчас это актуально и очень важно, так как и Красноярский край, и вся Россия наполнены, в основном, русским народом и народами других культур и религий. Как завещал нам апостол Павел: "Мы постоянно должны учиться и учиться христианству".
      В годы советской власти христианство пытались вырвать у народа, но человек – творение Божие, и душа его, как говорил выдающийся христианский писатель и богослов Тертуллиан, всегда остаётся христианкой. Красноярский народ ищет Бога – и молодёжь, и ветераны, и люди среднего возраста, стремление к Господу есть у всех. Это главная наша нива, здесь мы должны трудиться. Это и воспитание человека-патриота, гражданина, отца, матери. Это и борьба с преступными абортами, и борьба с такими саморазрушительными увлечениями, как алкоголизм, наркомании. Это и раскрытие сущности деструктивных сект, превращающих человека в раба непонятных устремлений...
      Церковь против экстремизма
      – Что Вы можете сказать по поводу радикальных течений в христианстве?
      – Мы выступаем против экстремальных явлений, которые есть и в православии тоже. Не только в исламе есть ваххабизм, в православии тоже есть свой ваххабизм – свои националистические, фашистские направления под лозунгами христианства и православия. Это, конечно, неприемлемо, нетерпимо, этому нужно давать отпор. Это не вера, а изуверство.
      – Тем более, всё это используется в политических целях...
      – Конечно. И церкви, в том числе и мне, как лидеру нашей епархии, приходится уделять этому внимание. Наш край в этом отношении не выделяется на фоне России, потому что все эти радикальные явления тесно связаны между собой на территории всего постсоветского пространства. У них есть и руководство, и направляющая сила, и кто-то даёт им финансы. Это не спонтанное явление, не выплески патриотической силы, переживающей за судьбу Родины. Нет! Здесь явно другие цели, несущие опасность народам России, русскому и другим народам. Это не христианство, это действие тёмных сил.
      Церковь и государство
      – Ваше высокопреосвященство, церковь у нас, как известно, отделена от государства. Как может церковь в светском государстве влиять на духовную жизнь граждан вне стен храма?
      – Мне кажется, понятие "светскости" существует только в сознании наших интеллигентов. Они представляют "светскость" какой-то особой системой, оторванной от религии, от культуры. Я бы говорил не о "светском", а о гражданском государстве, не клерикальном. Церковь вообще в России никогда не имела руководящей силы и не претендовала на это.
      – В отличие от Римской католической церкви...
      – Государство в лице Петра Первого поработило православную церковь, а в лице Николая Второго стремилось вновь предоставить церкви свободу и патриаршество, но после 1917 года история пошла совсем другим путём. Наше государство должно быть гражданским и демократичным. И знать историю церкви и религии, тем более своей, обязан каждый гражданин России.
      – Некоторые путают историю религии с Законом Божьим...
      – Да, вы правы. А на самом деле никто не насаждает Закон Божий. Было время, когда в Советском Союзе наша наука высоко стояла, но в отношении истории культуры она была тёмной, непросвещённой. Люди не знали Священной истории – и поэтому не могли понять сюжеты произведений великих художников, таких, как Микеланджело, Рафаэль или наши Иванов и Васнецов. А ведь подобное незнание ведёт к беспамятству!
      Церковь была до 1918 года идеологической силой всего народа. Но был ли весь народ верующим – трудно сказать. Вот высший свет, он шёл масонским путём. Он шёл за веяниями Европы, за идеями Французской революции. Наше государство никогда не было клерикальным. У нас не было Ватикана, не было царственной особы, обладающей властью небесной и земной, как на Западе. Наша церковь всегда служила Богу и народу. Она была и остаётся матерью-утешительницей и, конечно, наблюдательницей, выдающей свои резюме по поводу всего происходящего. А пресловутая "светскость", я думаю, скрывает нежелание некоторых людей вообще видеть церковь, их желание прикрыть свою греховную сущность, тайные свои грехи.
      – При этом они прикрываются идеалами либерализма, свободы...
      – Они прикрывают свою внутреннюю безнравственность. И более того! Мы же видим всё то беспутство, распущенность, которые навязываются нашей России. Те же гей-парады – конечно, мы против! Это, что ли, "светское государство"?
      – Хотя в некоторых странах всё это узаконено, там даже есть священники с нетрадиционной сексуальной ориентацией...
      – Но мы так не хотим жить! Мы хотим видеть наших молодых людей красивыми и сильными, будущими мужьями и жёнами, с детьми на руках, патриотами, строителями великой России. Потому что Русская православная церковь была и остаётся строительницей и считает своим долгом охранять единство и величие России, содружество народов и религий.
      А религию запретить нельзя. Верующие люди всегда есть и будут. Есть и другие, те, кто хотел бы закрыть рот церкви – чтобы она не могла обличать грехи и общественные пороки. Но мы идём в мир проповедовать Христа, чтобы люди были добрее, чище, благороднее, законопослушнее, интеллигентнее, в конце концов.
      Церковь и литература
      – Я очень люблю литературу, – признался митрополит Пантелеимон. – Сама вера начинается от слова Божьего. Мне, конечно, близка великая русская литература. Лев Толстой, хотя был и не совсем в ладах с церковью, но я преклоняюсь перед этим человеком, рад, что был в толстовских местах. И Твардовского очень почитаю, с трепетом беру в руки произведения Леси Украинки, Тараса Шевченко, Якуба Коласа. Когда-то я увлекался китайской литературой, поэзией, философией. Из современных писателей ценю Распутина, в последнее время с интересом и упоением читаю Астафьева. В детстве очень любил сказки. Как священнику, мне очень дорога историческая, археологическая литература. Книги нельзя заменить ни телевидением, ни Интернетом. Слово всегда останется Словом, как сказал Господь.
      – Ваше высокопреосвященство, накануне нашей встречи Вы приняли активное участие, вместе с красноярскими писателями, в благотворительной акции "Подари детям книгу", во время которой подарили школьной библиотеке села Верхний Кужебар большую энциклопедию в одиннадцати томах "История русской церкви". Там Вы также говорили о роли литературы в жизни каждого человека...
      – Книги жизненно необходимы! Пока будет существовать печатное слово, культура человеческая не исчезнет. Особенно это важно для славянских народов. Наша глаголица – это дар Божий славянам. Благодаря книгам нам известна вся история человечества. И само Слово Божие дошло до нас благодаря Священному Писанию. Книга – это самый справедливый исторический судья и самый неложный свидетель, доносящий до нас голоса ушедших цивилизаций. Разговоры о том, что сейчас век цифры – свидетельство ущербности. Отказ от буквы – это отказ от самих себя. Наши кержаки, старообрядцы, та же Агафья Лыкова, прожившая столько лет в тайге – не отказывались от священных книг, из которых они всё узнавали о мире. А цифра – это мираж. В Интернете всё может рухнуть, а Книга – вечна. И церковь без книг не может существовать.
      – В завершение нашей беседы, ваше высокопреосвященство, обратитесь, пожалуйста, с напутственными словами к читателям нашей газеты, старейшей газеты в России. Среди наших читателей есть немало верующих...
      – Всех верующих поздравляю с Великим постом и хочу пожелать всем читателям газеты "Красноярский рабочий" крепкого здоровья. Тело и душа связаны, значит, надо спасать душу. А спасать её надо добрыми делами, мужеством и, не побоюсь этого слова, жертвенным служением друг другу. Берегите свои семьи, рожайте и воспитывайте детей, создавайте своё имущество, которым можно будет делиться и с теми, кто его не имеет. А вера – это сугубо личное дело.
      1 марта 2012 г.

>>