Таёжный Тупик
<< Как на Агафьины именины >>
Владимир Павловский

      На этой неделе многие российские информагентства сообщили, что знаменитая отшельница Агафья Лыкова подарила Кемеровскому музею истории православия несколько личных предметов, в том числе сшитый ею подручник.
      "Экспонаты музею передала журналист из Таштагола Ольга Щукина, которая является хорошей знакомой Агафьи Лыковой. Некоторое время назад на протяжении недели отшельница проживала у неё дома во время лечения в таштагольской больнице", – говорится в сообщениях информагентств со ссылкой на пресс-службу Кемеровской епархии.
      Между тем в самой епархии подчёркивают, что новостью является лишь сам факт дарения, уточняя, что Агафья Карповна имеет к нему косвенное отношение. Сама она ничего православному музею не преподносила, да и не могла делать это в принципе, поскольку является одним из представителей старой веры, которые именуют себя христианами.
      Экспонаты передала именно Ольга Щукина – это её личный дар музею. Но столичные журналисты изложили всё настолько своеобразно, что у читателей может сложиться впечатление, будто Агафья Лыкова только что побывала в Таштаголе на лечении. На самом деле это случилось много лет назад.
      Подручник, переданный в музей Ольгой Щукиной, – это небольшой квадратный коврик для рук и головы при совершении земных поклонов у старообрядцев. Среди прочих подарков – два портрета Агафьи, написанные журналисткой во время поездки на Еринат, и копия письма, адресованного таёжницей своему давнему покровителю – губернатору Кузбасса Аману Тулееву.
      "Для нас эти подарки, конечно, не святыня, но очень ценное достояние, рассказывающее о традициях старообрядчества на сибирской земле", – прокомментировали в епархиальном музее своё отношение к экспонатам.
      Кстати, на текущей неделе Агафье Лыковой исполнилось 70 лет. Правда, на этот счёт некую путаницу внесла уже Кемеровская епархия, сообщив, что день рождения отшельницы совпадает с праздником православной Пасхи, а пасхальная неделя начинается, как известно, 12 апреля.
      Сама Агафья Карповна говорила журналистам газеты "Красноярский рабочий", что отмечает только именины, а они, по традиции христиан, следуют на восьмой день после рождения – в день крещения.
      "У меня именины третьего апреля", – рассказывала она. На вопрос, где её крестили, отвечала: "Здесь, в речке. Тятя говорил, что выемку сделал, то есть прорубь во льду". "Так ведь мелко на Еринате", – усомнились мы тогда и услышали в ответ: "Разве ребёнку много надо?".
      Вчера я созвонился с живущим в Таштаголе Николаем Седовым – сыном старого геолога Ерофея Сазонтьевича Седова, соседа Агафьи Карповны по таёжной заимке. Поинтересовался, есть ли действительно новые весточки с Ерината?
      – Я там был с месяц назад, – ответил Николай Ерофеевич. – И Агафья, и отец побаливали, оба жаловались на мучающий их сухой кашель. А в целом живут как обычно, не особо тужат. Дров в достатке, пропитания хватает. Проблема только с кормом для коз – сено заканчивается. Агафья сказала, что "убирать" надо одну из них.
      Снега нынче в горах много, но талые воды, появляющиеся и в Саянах после достаточно тёплых дней, пока не беспокоят. Горы есть горы. Паводок придёт гораздо позже.
      Из разговора выяснилось, что с осени на заимке живут не только Агафья Карповна с Ерофеем Сазонтьевичем, но и послушник Георгий. Приехал он с Урала, во всём помогает хозяйке. Так что не надо особо беспокоиться за весеннюю "посевную".
      В редакцию "Красноярского рабочего", кстати, до сих пор приходят просьбы из разных регионов России – посодействовать с переселением на Еринат. Недавно написала большое письмо женщина, живущая в Слюдянском районе Иркутской области. И она, и её муж готовы жить на Еринате.
      "Если бы мне помогли переправиться к Агафье, я бы обязательно поехала, потому что староверы имеют стержень твёрдости духа", – это строки уже из другого письма, от Галины М., которая тоже хочет жить и молиться вместе с Лыковой.
      Я обязательно передам все просьбы администрации Таштагольского района, хотя понимаю, что Еринат – не место массового паломничества. Это теперь уже почти святая староверческая обитель среди тайги, живущая своей трудной, но спокойной жизнью и не терпящая мирской суеты.
      28 марта 2015 г.

>>