Таёжный Тупик
<< К Агафье Лыковой не зарастет народная тропа? >>
Заплати 175 тысяч и кати помогать отшельнице
Ирина Киршева, Светлана Валиулина
К Агафье Лыковой будут… возить туристов! Едва появившись в соцсетях, эта новость наделала много шума. Неужели к старушке-староверке, которая провела вдали от людей 70 лет, будут катать людей, падких на экзотику?
Казалось бы, так оно и есть. Нынче летом заповедник «Хакасский» и местный туроператор открывают свежий маршрут. В рамках тура всем желающим предлагают наведаться... к Агафье Лыковой. За необычное знакомство группе из 3-5 человек придется выложить 175 тысяч. Неплохо за визит в таежную глухомань? Да еще и к такой известной личности.
Туристов забросят туда на аэролодке «Пиранья-6». Иначе никак. Ведь изба Агафьи стоит в диком месте на юге Хакасии. Пусть и располагается на территории заповедника. Это на границе с Горным Алтаем и Кемеровской областью. Добраться сюда можно летом по воде, в остальное время только вертолетом – за два с половиной часа из Абакана.
Сложный маршрут рассчитан на три дня. Два уйдут на дорогу и один – на посещение заимки Лыковой. Но как аукнется нашествие туристов отшельнице, что прожила всю жизнь в лесном тупике? Поди знай!
– Это придумали барыги, а бабулька сразу умрет от посещения прохиндеев! – возмущаются многочисленные блогеры.
Что на нее глазеть?
Ой ли? – решила разобраться «Комсомолка». Первым делом звоним оператору. Для чистоты эксперимента представляемся обычными туристами. Мол, очень хочется поглядеть на бабушку-отшельницу, много о ней слышали. Правда ли, что запускают «Лыков-тур» и к Агафье не зарастет народная тропа?
Вовсе нет, огорошил нас менеджер компании-организатора туров Павел Чураков. Чай, не обезьянка в зоопарке, что на нее глазеть?
– Туристы едут не просто посмотреть на Агафью, а помочь ей чем-то, – пояснил он. – Женщине периодически нужна помощь. Требуется привезти продукты, подсобить по хозяйству.
Значит, на комфортный отдых в лесной глуши нечего и рассчитывать. Скорее, это будет трудовой десант!
Селфи с Агафьей
Нет ли тут подвоха? Может, организаторы все-таки лукавят, собираясь подзаработать на отшельнице? Не раскрывая своего инкогнито, набираем заповедник «Хакасский». Дескать, мечтаем свести знакомство с Агафьей. Как насчет пообщаться, сделать селфи с ней?
Организаторы необычного тура предупреждают: пообщаться с туристами Агафья Лыкова согласна лишь в том случае, если сама захочет.
– Пообщаться она согласится, если будет четко понимать: люди привезут что-то полезное для нее, – сообщил нам Игорь Егоров, завотделом туризма заповедника. – Если в день приезда будет чувствовать себя хорошо, то выйдет, примет вещи. Думаю, поговорить с Агафьей, осмотреть место, где она живет, тоже реально.
А вот сфотографировать отшельницу, «пощелкать» старушку на телефон не удастся. Не любит этого Агафья, поясняют в заповеднике. Просить и заставлять ее не станут – ни за какие деньги.
Вот оно как… Осторожно интересуемся: многие до нас уже звонили? Не устанет бабушка от гостей? Как выяснилось, вряд ли. Подмоги попросила сама Агафья, ей и решать, сколько будет групп. Кстати, часть денег, вырученных от проекта, пойдет на то, чтобы ее поддержать.
Так что эксплуатировать Агафью никто и не думает! Не будет и наплыва зевак. Только «тимуровцы».
Помощь с «большой земли»
Но насколько безопасны для отшельницы гости с «большой земли»? Ведь когда-то такие визитеры принесли на заимку инфекцию, от которой умерли два брата и сестра Агафьи. Всего за несколько дней, один за другим.
По мнению давней знакомой Агафьи Людмилы Сабанцевой, геолога с 57-летним стажем, ничего страшного не будет.
– Мы общались года три-четыре, – рассказывает женщина. – Работали в тех краях на Волковском месторождении. И что я могу сказать? К Лыковым всегда ездили туристы, слали посылки со всей страны.
И очень вовремя! Ведь в какой-то момент хозяйство семьи староверов, ушедшей от мира в таежную глухомань, пришло в полный упадок. За сорок лет – а обнаружили их в 1978-м – сгнила и почернела избушка, от топора один обух остался. Серпов не было. Так что помощь с «большой земли» оказалась кстати. Лыковым построили новый дом, время от времени снабжали продуктами.
– Правда, брали они не все, – вспоминает Людмила Сабанцева. – Сгущенку, например, и другие консервы выкидывали – «нам не можно». Дед запрещал детям есть такое. Говорил: вы-то уедете, а где я им потом сгущенку найду? Питались они так: картошечку сажали, рожь, заготавливали орехи и рыбу, ягоду. Но варенье не варили, откуда там сахар? Сушили ее на солнце. Совсем не пили, не приучены были. Из-за такого питания очень молодо выглядели. На 30-летних мужиков-геологов махали рукой: ой, какой старый! А сами много лет были, как говорится, в одной поре.
Девушка с характером
К людям Лыковы относились с опаской. Не разрешали геологам трогать свои тарелки (неважно, что они закопченные да битые), не могли прикоснуться к дверной ручке в их вагончике-балке. Но только вначале. Потом – другое дело!
– Агафья сама в три часа ночи явится: «Лёд-ы-мила, давай поговорим!» – смеется Сабанцева. – Сама выбирала себе друзей. Она же властная, с характером. Как-то до их стоянки добрался один человек. Не очень хороший, скажем так. Разорил базу геологов из минусинской экспедиции. И Агафья запылала к нему своими молодыми чувствами. Стала уговаривать, чтобы тот принял их веру. И он дурил ей голову. Настолько задурил, что когда плюнул и сбежал, это стало трагедией для Агафьи. И тогда она проявила свой норов! Готова была бросить все и бежать за этим человеком! Но потом братья ее поймали и уговорили остаться.
«Браткой моим будешь!»
… Со временем все забылось. Агафья буквально срослась со своей лесной заимкой. В 1988-м, когда умер отец, осталась одна. Попытались было определить ее в скит в Таштыпском районе, где живут староверы. Но с ними она не ужилась, уехала. Вернулась в свою избенку.
Зато как с родным подружилась с одним художником. Он прилетал в те края на пейзажи, вместе с женой.
– Когда пришла пора им уезжать, сказала ему без обиняков: «Оставайся тут со мной? Браткой моим будешь!» – рассказывает Людмила Сабанцева. – Она даже соглашалась им позировать. Но, повторюсь, принимает Агафья не всех, с кем не захочет, говорить не будет.
ВАЖНО:
Агафья Лыкова – известная в России отшельница. Она с самого рождения живет в тайге. Семья Лыковых – староверы-беспоповцы – в 30-х годах ХХ века ушла в тайгу и больше 40 лет прожила там. В 1978 году их обнаружили геологи. Тогда на лесной заимке обитало пять человек: отец Карп Осипович, его сыновья Саввин и Димитрий, а также дочери Наталья и Агафья. Спустя 10 лет заимка опустела: никого, кроме Агафьи. В последнее время она несколько раз просила «материк» о подмоге. Помогать отшельнице пробовали многие, но уезжали, не вынеся таежной жизни.
Сейчас с ней соседствует еще один отшельник – буровик Ерофей. Он поселился неподалеку почти 18 лет назад. Но старик с одной ногой ей не помощник, скорее, наоборот. Шефство над ним взяла Агафья.
17 апреля 2015 г.
>>