Таёжный Тупик
<< Агафья Лыкова столичных помощников бабушкиным горохом потчевала, и рожь на откосе сеяла >>
Волонтеры заготовили отшельнице тридцатиметровую поленницу дров и отремонтировали курятник
Екатерина Романова

      Теплым августовским утром вертолет с волонтерами приземлился в таежной сибирской глуши. Первыми столичных гостей встретили прохладный ветерок и шелестящие ветки молодых кедров. Делегация из девяти волонтеров и их руководителя прибыли на заимку к отшельнице Агафье Лыковой.

На таежную заимку
      Путь до пункта назначения оказался не близким: несколько часов на самолете до Новокузнецка, потом пару часов на машине до Таштагола, откуда экспедицию вертолетом доставили до площадки близь угодий Агафьи Лыковой.
      – Это хорошо, что вертолетом прилетели, – рассказывает руководитель группы Андрей Горбатюк. – Спасибо местным властям, что последние два года нас с удобствами доставляют. А до этого приходилось к Агафье добираться несколько дней: вверх по реке на моторных лодках 300 километров плыли. А на мелководье все вещи и лодки на себе тащили.
      Первым делом гости начали разгружать ящики с подарками и гостинцами. Пока парни аккуратно составляли привезенные припасы, на опушке показалась и сама хозяйка.
      – Здорово живешь, Андрей! – Раздался тихий голос Агафьи.
      В числе гостей она узнала своего старого знакомого, руководителя экспедиции Андрея Горбатюка. Четвертый год подряд он приезжает на заимку со своими студентами из московского технологического университета, не для того, чтобы наслаждаться красотами дикой природы, а с конкретной миссией – помочь хозяйке тайги подготовиться к зиме. Дел во владениях Агафьи невпроворот: нужно и дров на зиму заготовить, накосить сена, собрать с огорода урожай, да запасти побольше лесных даров.
      Агафье Карповне не раз предлагали перебраться поближе к городу, на что она всегда отвечала отказом, говоря, что не хочет нарушать обещание, данное своему отцу. На вертолете ей регулярно привозят посылки со всем необходимым.
      Вот и в этот раз гости привезли с собой комбикорм для кур и коз, крупы, муку, сахар, теплые вещи на зиму, масло и цепь для бензопилы, новую печь и большой толковый словарь русского языка.
      И, разумеется, прихватили любимые лакомства отшельницы: свежий виноград, яблоки, груши и арбуз. Таким угощениям хозяйка всегда радуется, как ребенок. Тем более визит гостей с большой земли как раз совпал по календарю отшельницы с очередным двухнедельным постом, когда она питается только свежими овощами, фруктами, хлебом и водой.
      Подарки Агафья разбирала несколько дней, но все дары так и не посмотрела к отъезду добровольных помощников.
      – Среди вещей оказалась маленькая красная машинка. У Агафьи игрушка вызвала особый интерес, – с улыбкой вспоминает волонтер Александра Пантелеева. – Агафья Карповна сначала вертела ее в руках, рассматривала. Потом спросила, что за деталь и не потерялась ли она. А когда узнала, что это игрушка, удивилась. Конечно, после этого она сразу соотнесла большие автомобили, которые уже видела, и маленькую игрушку.
      Еще один подарок, приведший в восторг отшельницу – самый обычный платок. Обнаружив его среди прочих вещей, Агафья развернула обновку, полюбовалась, потом повязала на голову и отправилась в девичий лагерь.
      – Вот, платок мне подарили, красивый, – со счастливой улыбкой, немного смущаясь, поделилась отшельница радостью с девушками.
      Голос Александры Пантелеевой дрожит, когда девушка рассказывает об этом случае: настолько растрогала и удивила по-детски открытая улыбка Агафьи, ее способность радоваться каждой мелочи и такой незначительной для нас вещи как новый платок. К слову, Агафья носила этот платок, не снимая.
      Обновки для неизбалованной роскошью Агафьи, всегда в радость, но лишнего ей не надо. Так, в день отъезда волонтеров, в гости к Агафье прилетели несколько женщин. Они привезли с собой множество подарков.
      – Мы заглянули в дом к Агафье Карповне, чтобы попрощаться. А женщины практически насильно надевали на нее все эти носки, ботинки и спрашивали: «Ну как Агафья? Подходит? Не жмет?» А она улыбалась, смущалась, говорила: «Ну да, удобно, но у меня же вон, есть такие сапоги!», робко отказывалась, но было понятно, что подарки ей нравятся и что она их примет.

Хранительница уникальной культуры
      Две недели столичные гости жили в палаточном лагере, который разбили неподалеку от хижины Агафьи. Девять волонтеров: семь парней-студентов из московского университета радиотехники и электроники. И две девушки – послы русского языка в мире, приехавшие не только помочь отшельнице, но и изучить ее редчайший диалект. Александра Пантелеева, студентка второго курса магистратуры Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, и Ульяна Бродецкая, выпускница филфака КемГУ.
      И если основной целью всей экспедиции была помощь в подготовке отшельницы к зиме, то Александре Пантелеевой и ее подруге Ульяне Бродецкой предстояло заняться изучением уникальной речи Агафьи Лыковой – ее говора, лексики, этикетных формул.
      – Когда мы только прилетели и стали выходить из вертолета, нас сразу предупредили: здесь – тайга, много гадюк, есть медведи. Будьте осторожны! – вспоминает Александра. – И сама Агафья рассказывала, что медведь ходит рядом с лагерем – и даже его следы показывала! В первый день было очень страшно повстречаться с хозяином тайги. Но постепенно смирились с тем, что он ходит где-то рядом, тем более, что использовали специальные петарды, стреляли из ружья, чтобы его отпугнуть. И если поначалу мысли о медведе вызывали ужас и сковывающий страх, то потом относились к этому почти спокойно, хоть и настороженно.
      Девушка признается, что она – типичный городской житель, настороженно относящийся к дикой природе и никогда ранее не бывавший в походе. Студенты-волонтеры и послы русского языка жили рядом с домом, в палатках – это и стало первым испытанием. Сначала у девушек не получилось правильно ее поставить – пришлось переставлять, так как все вещи от дождя промокли, потом оказалось, что сон в постели и в спальнике – совершенно разные вещи! А каким испытанием стало отсутствие горячей воды, электричества и связи! И если светильники можно заменить фонариками, а без интернета прожить пару недель – не смертельно, то мыться в горной реке москвичке было непривычно.
      – Был забавный момент: нагрели воды и пошли к реке мыться. И тут нам сказали, что как раз в той стороне, куда мы направляемся, ходит медведь, – сегодня Александра со смехом вспоминает небольшое приключение. – Но мы своего решения не изменили и просто пошли в другую сторону – чтобы не встретиться с медведем.
      Кемеровчанка Ульяна Бородецкая, не раздумывая, согласилась отправиться в сибирскую тайгу. Побыть в гармонии с природой подальше от городской суеты, да еще и получить уникальный опыт общения с Агафьей – для филолога это настоящая находка.
      – Агафья Лыкова является уникальной современной носительницей языка XVII века. Грамоте ее учили отец и мать по старинным церковным книгам, изданным еще до начала XVII столетия, – рассказывает выпускница филфака КемГУ Ульяна Бородецкая. – Изучить ее речь, быт и культуру – дорогого стоит.
      К девушкам отшельница отнеслась весьма дружелюбно. Вместе с ними ходила в лес и на реку. Рассказывала о своих родителях и о жизни в одиночестве.
      – Конечно же, мы много разговаривали: Агафья Карповна приходила к нашему костру – посидеть, поговорить, рассказывала о своей жизни. В целом, эти истории не новые, известные всем, кто интересовался жизнью отшельницы и ее семьи. Но ценным было то, что она именно с нами делилась воспоминаниями, – рассказывает Александра.
      Девушки отметили ряд непривычных для них слов. Так, вместо «ружье» отшельница произносит «хузея». Уточняя, сколько времени займет то или иное мероприятие, говорит «На сколь это дело протянется», картинки или иллюстрации называет «лицами». А свою концепцию рая Агафья Лыкова представила так: нет ни солнца, ни луны, ни месяца – только свет Христа.
      Тесно общаясь с необычным человеком, Александра заметила, что как-то само собой стало пропадать из ее речи слово «спасибо» - вслед за отшельницей девушка начала говорить «Спаси Христос!». Некоторые разговоры волонтеры записывали, чтобы, вернувшись, домой тщательно изучить.
      – Много в Агафье Карповне человечности и искренности, – рассказывает Ульяна. — Она ведет очень аскетичный образ жизни: мало ест, много работает, не позволяет себе излишеств. И постоянно вспоминает те времена, когда со своими родителями голод переживали. Рассказывала, что в годы плохого урожая им приходилось хлеб из трав лесных печь: сушить травы и перетирать их в муку. Хотя сейчас она на жизнь не жалуется, у нее большой огород, хозяйство и гости постоянно приезжают.

Новый дом для курочек и тридцатиметровая поленница
      С утра и до вечера волонтеры трудились, не покладая рук. Первым делом принялись за мужскую работу – заготовку дров. Деревья распиливали на чурки, а затем разрубали на поленья. Девчонки дровишки носили и аккуратно складывали. Всего за две недели волонтеры заготовили девять поленниц, каждая по два метра высотой и по три-четыре метра в длину.
      – Агафья Карповна ни в чем нам не уступала, бревна вместе с ребятами поднимала. Говорю парням, поднимите, я досочку подложу, а она тут как тут, хвать и уже бревно в рост себя в руках держит, – вспоминает Андрей Горбатюк. – Несмотря на то, что хрупкая, сил в ней много.
      Кроме дров гости еще и сена заготовили. Траву косили, сушили на крыше домика и собирали в стога, сверху накрывали брезентом и полиэтиленом, чтобы не сгнило оно от дождей.
      – Ходили вместе с хозяйкой в лес, – вспоминает волонтер Ульяна. – Она сама топором деревья срубала и веточки обрезала, мы их складывали в вязанки и на спине, как рюкзаки носили к избушке. Эти прутики и росточки тоже сушили на корм козам и курам.
      Еще одно большое дело ребята сделали – отремонтировали курятник. Один угол от старости совсем сгнил. Чтобы привести домик для птиц в порядок разобрали две стены и заново из крепких бревен сложили. Заменили стекла в одном из окон лачуги. И здесь отшельница не отставала, помогала стеклорезом нужного размера куски вырезать.
      – Осталось ей к зиме только крышу подлатать, да дверь утеплить, – поясняет Андрей Горбатюк. – Но Агафья сказала, что сама этим займется.

Горошек по-Лыковски
      Все дни, что прожили студенты на заимке, шел дождь. Приходилось укрывать палатки, спать в куртках и ходить в дождевиках. Но от работы никто не отлынивал. Да и сама Агафья чуть свет уже на ногах, начинает день с молитвы и сразу за дела: кур кормить, их у нее две породы – по десятку каждой, коз доить и огородом заниматься. У нее несколько участков. Возле дома на грядках спеют огурцы и помидоры, поодаль – кабачки, морковка, свекла. А один огород уходит далеко в крутую гору: там посажена картошка и засеяно поле гороха.
      – В один из дней, – вспоминает Андрей Горбатюк. – Она собирала уже срезанный горох на сушку и принесла мне несколько кустиков: «На, говорит, гороху поешь». А он уже такой перезрелый, жесткий. Она его специально до такой степени выдерживает, чтобы потом сушить на зиму. А я ей говорю, я сладкий люблю, молоденький. Тогда она ушла, а затем вернулась и принесла еще кустики уже с молоденьким сахарным горошком. «На, ешь!». И давай меня кормить, я стоял как маленький козленок, общипывал, ел, приговаривая, что очень вкусно. Ей нравилось смотреть, как я уплетаю, улыбалась. А потом мне еще и семян гороха с собой дала, его еще ее бабушка выращивала. Теперь и я у себя на даче такой сорт посажу, от семьи Лыковых.
      Другая часть крутого склона оказалась еще не возделанной. Ее волонтеры сначала выкосили, затем перекопали нетронутую ранее рукой человека землю и разровняли бороздками. А на следующий день там Агафья рожь посеяла озимую, чтобы в следующем году урожай снять.
      – Признаюсь честно, это оказалось довольно сложным процессом. Обрабатывать землю на таком крутом склоне, —рассказывает Андрей Горбатюк. – Когда смотришь вниз, становится страшновато, вид, как с отвесной скалы. Когда наверху находишься, ноги постоянно по склону вниз сползают. А Агафья Карповна по этим склонам шустро так, вверх-вниз, и это в 72 года!

За дарами природы
      Дружной командой во главе с отшельницей волонтеры ходили в лес. Одна Агафья без сопровождения далеко от заимки уходить побаивается. Несколько лет назад уже приходилось лицом к лицу встретиться с косолапым.
      Взяли с собой ведра под грибы и ягоды, да несколько мешков под шишки. Середина августа самое время собирать таежный урожай. Вот только ягод и шишек в лесу оказалось совсем мало. За неделю до приезда гостей по тем местам прошел сильный град.
      – Малины всего с полведра насобирали, совсем чуть-чуть шишек и три ведра грибов: подосиновики, подберезовики, маслята, – рассказывает Ульяна Бородецкая. – Вот только грибы Агафья Карповна сама чистила, и ягоды перебирала, потом сушила. Она готовить пищу никому не доверяет.
      А еще мужчины сделали на речушке небольшую заводь и перегородки поставили, чтобы Агафья могла там сети ставить и рыбу ловить.
      – Немного рыбки наловили: щуку и карася. Как раз в один из дней у Агафьи Карповны по календарю поста можно было рыбу в пищу принимать, вот она ее пожарила и съела с аппетитом, – добавляет Ульяна.

Порядок во всем
      Агафья Лыкова живет строго по своим правилам. Если кто-то что-то делает не так, что нарушает ее жизненный уклад, то с теми людьми она на контакт не идет и общаться отказывается. Строго она придерживается и дневного распорядка: встает с первыми петухами, обязательно молится и за работу принимается.
      – Каждый день в шесть часов утра она нам хлеб пекла и горячим угощала. У нее свой особый рецепт: мука, соль, вода и никаких дрожжей и добавок, – поясняет Андрей Горбатюк. – После того, как узнала, что я очень люблю горох, испекла специально для меня хлеб с молотым горохом. Хотя сама есть только из муки. Также приносила нам кабачки и картошку.
      Предлагали гости ей отведать своего хлеба, магазинного, но отшельница наотрез отказалась. Да и вообще Агафья ест очень редко и мало, как правило, ближе к вечеру. Излишеств себе никаких не позволяет – очень экономная и бережливая.
      А еще, курящих не любит. Как кого заприметит с сигаретой, замечание делает. Считает, что человек вред себе тем самым наносит.
      – Нас она всегда принимает хорошо, радушно, – признается руководитель экспедиции. – Как-то с первого знакомства получилось найти общий язык. Я не раз посещал святые места в Иерусалиме, был на Афоне и ей об этом рассказывал. Так у нас нашлись общие темы.
      Вот и провожая гостей, Лыкова спросила, приедут ли еще к ней гости добрые, проводила их до самого вертолета. Прощались же все по обычаям хозяйки:
      – Прости Агафья Карповна ради Христа! – с поклоном ниже пояса.
      А в ответ отшельница кланялась: – И меня простите ради Христа!..
      1 сентября 2016 г.

>>