in БУДДИЗМ (санскр. просветленный), основан в Индии в V в. до н.э. Гаутамой Сиддхартой (Шакьямуни). Конечной целью всех буддистов, независимо от школы и направления, является достижение состояния Будды (нирваны (санскр. угасание), состояние полного покоя и блаженства). Учения всех буддийских направлений, течений и школ отталкивались от «четырех (благородных) истин»:
  • Истина о страдании («все есть страдание»). Неудовлетворенность человеческим бытием в земном мире. Страдание — фундаментальная характеристика человеческого существования. Это объективная категория, полностью лишенная оценочного критерия. Страданием является само существование в этом мире.
  • Истина о причинах страдания. Страдание имеет причины. Страдание рассматривается не в качестве вечной, неизменной характеристики бытия, а как нечто обусловленное.
  • Истина о прекращении страдания. Возможность избавления от страдания: обретение нирваны.
  • Истина о пути прекращения страдания. «Благородный восьмеричный Путь», прохождение по которому ведет к обретению нирваны, — это правильные:
    [1] взгляды;
    [2] мысли;
    [3] слова;
    [4] деяния;
    [5] образы жизни;
    [6] усилия;
    [7] размышления;
    [8] медитирования.

    Согласно буддистскому учению, от мирского страдания избавляет духовное и нравственное самоочищение; поэтому безбрачие весьма желательно. В реальной жизненной практике оно признается обязательным для священослужителей и поощряется у монахов, однако остальные люди, исповедующие буддизм, обычно вступают в брак и не должны отказываться от сексуальных удовольствий. Интересно, что буддизм, считая проституцию низким родом занятий, не осуждает ее: он исходит из убеждения, что проститутки всего лишь отрабатывают свою «карму» (цепочку причин и следствий перерождений), которая определяет их судьбу в следующем воплощении.

    Будда

    В мифологии буддизма — существо, достигшее просветления и освободившееся от бремени сансары (санскр. «блуждание»; круговорот материального бытия). Согласно представлениям тантризма. Будда представляет собой нечто вроде христианского ангела или архангела; однако, в отличие от последних, Будда в большинстве случаев имеет «небесную супругу» (праджню), которая воплощает в себе его женский аспект. Количество Будд бесконечно, но в практике созерцания их число ограничивается пятью т.н. дхьяни-буддами («буддами созерцания»). «Гухьясамаджа-тантра» описывает создание дхьяни-будд следующим образом. Однажды Господь (санскр. Бхагават) погрузился в созерцание, превратился в Будду Вайрочану и оставил его сидеть в центре. Затем Он перенесся на восток, превратился в Будду Акшобхью и оставил его сидеть на востоке. Далее Он двигался по кругу и превращался в Будд до тех пор, пока каждая из 4-х сторон света не получила своего Будду. Таким образом была создана мандала.

    Будда Вайрочана находится в центре мандалы; он синего цвета и держит в руке «колесо дхармы» (символическое изображение буддийского учения). Вайрочана вызывает «очарование», управляет органами зрения; его скандха (начало) — «видимые формы». Он излучает божественный свет; это воплощение всепроникающей ясности учения Будды. На Дальнем Востоке Вайрочана считается адибуддой, т.е. основным и единственным Буддой, из которого эманируют все остальные.

    Будда Акшобхъя находится на востоке; он белого цвета, и его правая рука касается земли. Эмоция Акшобхьи — «гнев», он управляет органами слуха, его скандха — «интеллектуальное разграничение». Это могущественный Будда, символ власти, мудрости и противостояния злу, особо почитаемый в Тибете и Монголии. Из него эманируют бодхисаттвы Ваджрапани и Манджушри, идамы Ямантака и Хаягрива и многие другие гневные и могущественные божества.

    Будда Ратнасамбхава находится на юге; он желтого цвета, вызывает «гордость», управляет органами осязания; его скандха — «чувства». Ратнасамбхава дословно означает «тот, из которого возникают драгоценности». Согласно «Гухъясамаджа-тантре», Ратнасамбхава породил «три драгоценности» буддизма — Будду Шакьямуни, буддийское учение и общину.

    Будда Амитабха (или Амитайюс) находится на западе; он красного цвета, сидит на павлиньем троне в позе созерцания с чашей для сбора подаяния в руках. Его эмоция - «вожделение», орган чувства — обоняние, скандха — «идеи». Амитабха — воплощение милосердия и сострадания ко всем существам сансары. Из него эманируют бодхисаттва Авалокитешвара и тибетский панчен-лама. Будде Амитабхе поклоняются члены буддийской секты Чистой Земли. Они полагают, что райские врата открыты для всякого, кто повторяет имя Амитабхи с истинной преданностью. К культу Амитабхи имела отношение также корейская гомосексуальная секта хваранов.

    Будда Амогасиддхи находится на севере; он зеленого цвета, его правая рука поднята до уровня груди, что символизирует бесстрашие. Эмоция Амогасиддхи — «зависть», орган чувства — осязание, скандха — «энергии, оставшиеся от прошлых жизней». Он связан с идеей кармы, т.е. неизбежного воздаяния за каждый совершенный поступок. Земным проявлением Амогасиддхи считается Майтрейя — Будда, который должен явиться миру в будущем.

    В мифологии тантризма к пяти дхьяни-буддам присоединяется шестой, который служит воплощением совокупности всех пятерых и символизирует недвойственность и необусловленную основу просветления. В роли шестого будды иногда выступает Ваджрадхара или Ваджрасаттва (синего цвета, сидит в позе лотоса с ваджрой в правой руке и колокольчиком в левой), иногда — Самантабхадра (темно-синего цвета, сидит в позе лотоса без одежды и каких-либо предметов).

    Шестой будда особенно почитаем в Тибете и является персонажем многочисленных фольклорных историй. В частности, существует рассказ о том, как Ваджрадхара превратился в ужасного бодхисаттву и победил злого демона. Он «хладнокровно» совокупился со всеми охранницами замка зла («женщинами со звериными головами»), затем изнасиловал отвратительную жену демона (от чего та «понесла») и наконец «вошел» в самого демона и расколол его надвое.

    Шестой будда иногда отождествляется с ади-буддой; по некоторым легендам, многие основатели тантрических школ (в частности, махасиддха Тилопа и великий гуру Падмасамбхава) побывали на его небе и получили от него основы своих учений.

    Космические образы дхъяни-будд несколько затеняют фигуру Будды Шакъямуни, т.е. исторического основателя буддизма. Тантристы полагают, что в миру явилось лишь одно из тел этого Будды — материальное — нирманакайя, в то время как остальные тела (идеальное и абсолютное) оставались на небесах. Мифологическая история Будды Шакьямуни пересказывается и комментируется в тантрах, однако практически не играет роли в религиозном культе. Считается, что, преподав миру свое учение, этот Будда погрузился в нирвану, т.е. фактически перестал существовать для мира сансары. Гораздо больше внимания уделяется Будде грядущей исторической эпохи — Майтрейе (тибет.. Майдари), который обитает на небесах и явится в мире, когда вся земля окажется под властью одного справедливого буддийского правителя и продолжительность жизни людей достигнет 84 000 лет. Культ Майтрейи распространен на Дальнем Востоке, и особенно в Китае, где слухи о «пришествии» этого будды часто служили поводом для народных восстаний.

    Буддизм и джайнизм

    Два родственных учения, возникших в Индии и оказавших большое влияние на становление и развитие тантризма. Основаны на утверждении, что всякая материальная жизнь есть страдание; но смерть не дает окончательного освобождения от страданий. Через некоторое время после смерти человеческая душа возрождается в новом теле для новых страданий, и этот круговорот будет продолжаться до тех пор, пока душа не обретет просветления и не достигнет нирваны (санскр. «угасание»). Подобно тантризму, буддизм и джайнизм возникли в результате протеста неарийского населения Индии против жестко регламентированного ведического культа брахманизма и вводимой им кастовой системы; подобно тантризму, оба учения провозглашают равенство всех каст и утверждают, что каждый человек способен достигнуть просветления.

    Джайнизм возник в VI в. до н.э.; его основателем считается мудрец Вардхамана, именуемый также Джиной и Махавирой. Джайны считают, что для достижения нирваны необходимо искупить всю дурную карму, накопленную в течение предыдущих жизней. Для этого следует вести аскетический образ жизни, совершать добродетельные поступки и не причинять вреда живым существам. Поэтому джайны воздерживаются даже от уничтожения нательных паразитов и не пашут землю, чтобы случайно не убить дождевых червей. Джайны придают огромное значение разнообразным мистическим вычислениям и таблицам. Они создали большинство космогрсилм. и янтр, нашедших широкое применение в тантризме.

    Буддизм, возникший на рубеже VI и V вв. до н.э. в результате проповедей будды Шакьямуни, воспринял идеологию джайнизма, но переосмыслил ее по-новому. Согласно этому учению, вся материальная жизнь является иллюзией; страдания же порождаются не столько самой жизнью, сколько человеческим неведением о ее иллюзорности и страстями, возникающими вследствие этого неведения. Еще в 1 в. буддизм разделился на 2 основных направления: Хинаяна (Малая Колесница) и Махаяна (Большая Колесница). Поводом к разделению послужили вопросы о реальности существования духовного и недуховного и — что гораздо более важно — о возможности достигнуть просветления и нирваны уже в этой жизни. Сторонники Хинаяны, подобно джайнам, утверждают, что это возможно лишь для тех, кто в течение нескольких предыдущих жизней искупал свою дурную карму с помощью аскезы и добродетельного поведения; махаянисты считают, что предыдущая карма не имеет значения, и предлагают множество специальных приемов, позволяющих войти в нирвану «здесь и сейчас». Кроме того, в хинаяне считается, что достичь просветления и вырваться из бесконечного цикла перерождений может лишь тот человек, который родится мужчиной и станет монахом. Различные школы махаяны, наоборот, утверждают, что в каждом из существ заронено семя «буддовости». Богиня Тара дала, например, обет перерождаться женщиной до тех пор, пока не освободит всех существ. Нетрудно понять, что Махаяна является более распространенным вариантом буддизма; именно ее идеи оказали наибольшее влияние на индусский тантризм, также проповедующий освобождение от страстей и стремящийся указать «короткий путь» к просветлению.

    Однако в VIII в. буддизм Махаяны также испытал на себе влияние тантризма. В результате возник так называемый «тантрический буддизм» (ваджраяна), впоследствии распространившийся от Гималаев и Тибета до Монголии и Калмыкии и разветвившийся на множество сект и школ, которые вобрали в себя обычаи местных добуддийских религий и «обратили в буддизм» местных богов. В настоящее время ваджраяна и происходящие от нее дальневосточные секты чань и дзэн уверенно осваивают Европу и Америку, потеснив христианские церкви и оказывая определенное влияние на идеологию современного христианства.