in ГАНЕША (др.-инд. Ganesa) (Ганапати (Ganapati)), в брахманизме и индуизме слоновоголовый «господь сил», бог мудрости и устранитель препятствий, сын бога Шивы и Парвати; его жены Буддхи («разум») и Сиддхи («успех»); «владыка ганы», низших божеств, составляющих свиту Шивы.



Ганеша изображается с человеческим туловищем красного или жёлтого цвета, большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой, из пасти которой торчит лишь один бивень. Детали истории рождения и внешнего облика Ганеша получают множество объяснений в различных мифах, изложенных в пуранах (например «Брахмавайварта-пуране» и «Ганеша-пуране»).

В одном из них рассказывается, что Ганеша был слеплен из очищающей мази (убтана; смеси шафрана и сандаловой пасты), которую Парвати, Божественная Мать, собрала со своего тела и которая содержала примесь ее телесных выделений. Говорят, что однажды, собравшись искупаться, Парвати обнаружила, что одного из стражей ее дома нет на месте. Она взяла (добыла из своего тела) убтан, слепила из него фигурку младенца и вдохнула в нее жизненную силу, прану. Она сделала это дитя своим стражем, вооружив его непобедимым жезлом и приказав никого не допускать в ее дворцовые покои. Юный стражник исполнил приказ своей матери и хозяйки и встал снаружи с жезлом в руке. В это время ко дворцу явился бог Шива, который решил по понятному делу навестить свою супругу Парвати. Когда маленький мальчик у дверей не позволил ему войти, возбужденный Шива так рассвирепел, что начал угрожать ему, однако малыш оставался непоколебимым, и его сопротивление удалось сломить только обманом, который подстроили все солидарные с Шивой боги и демоны. В приступе ярости бог Шива размозжил мальчику голову трезубцем (согласно другому варианту этой истории, это сделал бог Вишну). Узнав о случившемся, Божественная Мать опечалилась и попросила Шиву вернуть дитя к жизни. Брахма успокаивал Парвати, а Шива отправился на поиски головы для ребенка, чтобы вновь восстановить его тело. Наступила ночь, и все матери спали, крепко обняв своих детей, так что Шива не смог найти ни одной головы. Однако затем он увидел спящего за спиной матери слоненка и воспользовался этой возможностью. Шива завладел слоновьей головой, прикрепил ее к телу малыша-стражника и вернул его к жизни.

В следующей из многочисленных версий утверждается, что Ганеша родился как дар, полученный Парвати за ее молитвы, обращенные к богу Вишну. Божественная Мать пригласила всех богов и полубогов в гости, чтобы они благословили ее дитя. Собравшиеся гости покорно рассматривали прекрасного младенца — все, за исключением Шани (персонификация планеты Сатурн), который уставился в пол, так как его жена наложила на него заклятье: тот, на кого он посмотрит, мгновенно обратится в пепел. Божественная Мать оскорбилась таким поведением и настаивала на том, чтобы Шани посмотрел на ребенка и восхитился им. Шани поведал Божественной Матери о заклятии и отказался взглянуть на малыша. Однако Божественная Мать пребывала в полной уверенности, что, несмотря на заклятье, взгляд Шани не навредит ее ребенку, и потому вновь потребовала, чтобы Шани посмотрел и благословил его. Едва Шани поднял взгляд, как голова младенца сгорела дотла. На спине Гаруды (божественного орла) Вишну отправился на поиски детской головы и, по совету бога-творца Брахмы, вернулся с первой же найденной; он принес голову королевского слоненка. В подверсии этого мифа приводятся несколько иные детали: в детстве на празднество рождения Ганеша забыли пригласить бога Шани; из мести тот испепелил взглядом голову младенца, и Брахма посоветовал Парвати приставить ему голову первого же существа, которое ей встретится; таким существом оказался слон.

В других мифах говорится, что Парвати зачала Ганешу без помощи Шивы. Иногда его называют также сыном Парвати и ее служанки Малини или Парвати и богини Гонги.

Существует множество историй о рождении Ганеши в различные кальпы (эпохи), но все они указывают на одно: Ганеша был творением Божественной Силы, будь то Шива или Шакти. Он был создан как страж, или привратник, дворца Божественной Матери. Это означает, что человек может приблизиться к Божественной Матери только с разрешения Ганеши, который является также богом мудрости и благоразумия. Чрезвычайно интересная и поучительная история рассказывает о том, как этот бог стал покровителем всех ган и получил звание Ганеши. Давным-давно единственным стражем богов, полубогов, людей, демонов, духов, призраков и других созданий был Шива. Однако Шива все время пребывал в блаженном состоянии самадхи (транса), и потому всем существам, включая богов, было очень трудно связаться с ним. Когда ганы попадали в беду, им приходилось часами распевать гимны и молитвы, чтобы вернуть бога Шиву к обычному сознанию.

Они испытывали потребность в другом хранителе, который оказывался бы рядом в любой миг, разрешал раздоры и обеспечивал безопасность в трудных обстоятельствах. Ганы обратились с этой просьбой к Брахме, однако он не смог ничего придумать и предложил Вишну заставить бога Шиву назначить нового Ганапати («предводителя ган»). Вишну предложил, чтобы ганы выбрали в качестве хранителя одного из двух сыновей Шивы: Карттикейю (Субраманью) или толстобрюхого Ламбодара (так поначалу звали Ганешу).Чтобы выяснить, кто из братьев достоин быть предводителем ган, боги и полубоги решили провести состязание. Они придумали для сыновей Шивы одну задачу и оговорили день, время и место проведения состязания. В назначенный день все явились наблюдать за состязанием. Судьей назначили Вишну; центральные места заняли Шива и Божественная Мать Парвати. В оговоренное время Вишну объявил присутствующим суть состязания: братьям предстояло обойти всю вселенную и как можно скорее вернуться назад. Тот, кто вернется первым, и станет Ганешей, владыкой всех ган. Едва услышав условия и задачу состязания, Карттикейя вскочил на своего быстролетного павлина и скрылся в пространстве, чтобы как можно быстрее облететь всю вселенную. Тем временем Ламбодар продолжал сидеть на своей крысе и не двинулся с места. Увидев, что Ламбодар не спешит, Вишну предложил ему поторопиться. После настоятельных просьб Вишну вступить в состязание, Ламбодар улыбнулся и направился к своим родителям, чтобы засвидетельствовать им свое почтение. Боги и полубоги были совершенно поражены, увидев, что, вместо того чтобы устремиться в космос, Ламбодар объехал вокруг Шивы и Парвати, своей матери, которая представляет собой изначальную Пракрита, причину существования всех явлений. Сделав круг, Ламбодар вернулся в исходное положение, поклонился родителям и объявил: «Я выполнил задачу. Я обошел всю вселенную». «Это неправда, — воскликнули боги и полубоги. — Ты никуда не уходил. Ты просто лентяй!» Сложив руки, Ламбодар остановился перед богом Вишну и сказал: «Я знаю, ты понял, что именно я сделал. Однако для того, чтобы это стало понятно всем, я объясню: я действительно выполнил задачу и обошел всю вселенную, так как этот мир имен и форм представляет собой лишь выражение и проявление Божественной Матери и Божественного Отца. Они суть источник всего сущего. Я обошел этот источник, который есть Истина, сущность всего, что только есть, суть всех явлений. Мне известно, что эта сансара (феноменальный мир) представляет собой океан относительного существования, что она иллюзорна и потому нет никакого смысла оставлять за спиной Истину и обходить всю иллюзию. Мой брат все еще скитается по иллюзорному миру относительного существования. Когда он постигнет Истину, он также вернется сюда — к той Истине, которая единственна; все прочее, включая меня и вас, иллюзорно». Его заявление вызвало среди ган проблеск подлинного понимания, и они были поражены и восхищены мудростью этих слов. Восхваляя утонченные рассуждения и просветленное поведение смешного на вид, толстобрюхого Ламбодара, они признали его своим покровителем, Ганешей.

Когда Вишну украшал лоб слоноголового бога знаком победы (тилаком), появился мокрый от пота и задыхающийся Карттикейя. Он рассвирепел и оспорил право Ганеши на победу. Боги объяснили Карттикейе утонченный ум и мудрость Ганеши и сказали: «Ты погнался за материальным, которое иллюзорно; ты обошел обычный мир, чье существование относительно. Это означает, что ты не способен непосредственно воспринимать Истину. Своим поведением в состязании Ганеша показал, что вселенная представляет собой лишь расширение Истины. Истина является его источником. Феноменальный мир есть майя (иллюзия). Карттикейя осознал, что майя обманула его, ибо его путешествие среди вечно изменяющихся явлений было тщетным, и он потратил силы тщетно, ради миража. Карттикейя вел себя, как все смертные, которые взирают на мир имен и форм как на подлинную реальность и потому оказываются в западне майи. Он смирился со своим поражением, и титул Ганеши был присвоен тому, чья мудрость превзошла материальное существование, чей точный и пристальный взгляд был устремлен к истинной реальности. Бог Вишну объявил, что с этих пор все ганы будут восхвалять Ганешу в начале всех важных дел. Тот, кто вспомнит о нем в начале любого предприятия и вознесет Ганеше хвалу, избавится от помех на пути к цели — его путь будет легок, и он завершит свое дело без малейших затруднений.

Один из своих бивней Ганеша, как сообщает легенда, потерял в поединке с Парашурамой: Парашурама пришёл навестить Шиву, но Шива спал, и Ганеша отказался его пустить; тогда Парашурама бросил в Ганеша свой топор и отсёк его правый бивень. Ещё одна легенда говорит, что Ганеша сам отломал у себя бивень, сражаясь с великаном Гаджамукхой, и бросил его в своего противника; бивень обладал магической силой и превратил Гаджамукху в крысу, которая стала ездовым животным (ваханой) Ганеши.

В ведийской литературе как самостоятельное божество не фигурирует, а титул «Ганапати» принадлежал самому Шиве, или Рудре. Тем не менее, индуисты призывают Ганешу в помощь, предпринимая любое сколько-нибудь важное дело, в частности с обращения к Ганеше, как правило, начинаются санскритские сочинения и его призывают в начале всех индусских обрядов. Ганеша принадлежит к числу наиболее популярных индийских богов; его изображения и храмы широко распространены в Индии, особенно на юге. Ганеша считается богом, приносящим радость, плодородие и всяческое преуспевание. Ганешу по праву называют «самым популярным божеством Индусского пантеона». Он стоит на пороге между мирским и священным; он охраняет двери всякого святилища и, в то же время, обеспечивает людям доступ к богам. Поэтому индусы называют его «устраняющим все препятствия». Кроме того, Ганеша считается покровителем музыки, литературы, жертвоприношений и общественной справедливости. Он же управляет пятью тонкими элементами и открывает доступ в мир паранормальных способностей.

Фигура Ганеши чрезвычайно привлекательна, однако рациональному разуму трудно воспринять его как значительное божество. Поклонение Ганеше связано с верой в него как в того бога, который устраняет любые преграды; он подчиняет рациональный разум (левое полушарие), имеющий аналитическую и критическую природу, и предоставляет свободу правому полушарию — эмоциональной части мозга, деятельность которой необходима для любых духовных занятий. Визуализация Ганеши помогает остановить внутренний диалог. Тот, кто обманывается внешним обликом этого бога, не сможет насладиться внутренней красотой Ганеши, однако человек, способный видеть сквозь физическую реальность, сумеет рассмотреть в Ганеше единство любви и мудрости, Шакти и Шивы.

В руках Ганеша держит следующие предметы:
• Душистое и сладкое лакомство ладду, символизирующее саттву — самое утонченное состояние чистого сознания. Кроме того, ладду приносит здоровье человеку и процветание дому.
• Цветок лотоса, олицетворяющий незапятнанность и способность на самоотверженные действия.
• Топор, символизирующий власть над «слоном желаний» и разрубленные оковы желаний. Этот топор освобождает человека от ложного отождествления «Я» с физическим телом.
• Четвертая рука Ганеши приподнята в наделяющей бесстрашием мудре.

Ганеша содержит в себе огромный потенциал сексуальных энергий. Ганеша привратник и хозяин «сексуальных» чакрМуладхары и Свадхиштханы. Гибкий длинный хобот и чувственные губы и рот символизируют лингам и йони. Иногда его ассоциируют также и с анусом, ведь он хранитель врат, ведущих к спящей богине-змее, а в человеческом теле воротами, ведущими прямиком к центру земли, или богине-змее, служит анус, где именно, получается, и расположен центр Ганеши, хранителя врат и тайн и слуги Богини. Его четыре руки символизируют четыре лепестка муладхары и тонкий элемент «землю» (квадрат). Проникновение мужского органа в анус может вызвать внезапное пробуждение кундалини, связанное с просветлением и трансцендентным опытом. Однако многоразовая такая практика ведет к феномену Обратной Кундалини.

«Расслабленный» хобот Ганеши противопоставляется эрегированному лингаму Шивы. Этого бога обычно считают бесплодным. Тем не менее, у него есть две жены с весьма символичными именами: Буддхи — «Радость», и Сиддхи -«Успех». Сиддхи олицетворяет сверхъестественные силы. На изображениях она нередко игриво сидит у своего Господа-Слона на колене, прижавшись к нему спиной, и держит его за эрегированный лингам, в то время как он кончиком своего хобота касается ее йони. Такое изображение символизирует пробуждение сексуальности и духовных идеалов. В храме Негешвара в Кумбхаконаме (Индия) Ганеша тоже изображен с эрегированным лингамом и одной рукой касается йони своей божественной партнерши.

Сын Шри Парвати, созданный Ади Шакти из элемента Земли, воплощает в себе четыре качества — чистоту, мудрость, невинность и преданность Богу. Контролируя левую и центральную часть Муладхары чакры, Он осуществляет балансировку на тонком уровне, стараясь привести искателя в центр. Именно Он отвечает за пробуждение, поднятие и защиту Кундалини. Своей невинностью Шри Ганеша создает в искателе чувство безопасности и разрушает все негативные силы, атакующие его. Через Шри Ганешу осуществляется поклонение его Матери — Ади Шакти, однако Он не прощает деятельности против Матери и наказывает таких людей. Это Божество следит также за рождением, ростом и развитием детей, являясь само вечным ребенком. Его символ — свастика — древнеиндийский символ единства четырех сторон света, направленной вверх энергии бога Вишну и солнечного света. Мантрами Ганеши служат слог гам, ом шри ганешайя намах и ом гам ганапатайе намах, его атрибуты — топорик, освобождающий от иллюзий, аркан для обуздывания страстей, порог, камни красного цвета, число 21, лепешки модака, которые готовят из риса или пшеницы, а также раковина и лилия.

Известен брахманический ритуал упанайя, связанный с Ганешей. Молодой человек намазывается сандаловой пастой. Он проводит ночь в полном молчании и ест со своей матерью ритуальную пищу. Затем его проводят в храм, совершают омовение и бреют. Далее ему вручают священные дары, в том числе три священных нити (символы Вишну, Шивы и Брахмы), и он становится учеником (брахмачари) своего учителя (ачарьи). Учитель «рождает» его как своего духовного наследника. Точно не установлено, совершается ли при этом половой акт. Но отношения между учеником и учителем называют «новыми узами любви». Эти узы символизирует йогананда, или священный жезл, который учитель передает ученику подобно тому, как Шива вручил оружие Ганеше.