in КУНДАЛИНИ (санскр. kundal — свернутый; kundalini — свернутая (кольцом)) («змеиная сила», «внутренняя женщина», «внутреннее солнце», активная, творящая, красная; внутренней Шакти, Сурья, Кали, джйоти, дживашакти, Камешвари (кама: «желание»; ишвари: «владычица»), «вводящая собой в заблуждение (иллюзии) весь мир», «творящая мир множества форм», Маха-майя, Великая Иллюзия, «Та, которая поднимается вверх», Linga-trayam (пронизывающая три лингама: сваямбху-линга, бана-линга, итара-линга)): духовная (вибрационная) энергия, которая обычно «свернута кольцом» и дремлет в муладхара-чакре (основании позвоночника), сияет в полости Муладхары цепью блестящих огней (как миллионы восходящих лун), темно-голубая (Shyama) и тончайшая из всего тонкого, ее сущность Брахман, прикрывает собой рот (устье) Брахма-двары. Представляется как изначальная энергия Шакти, сотворившая космос, сексуальная энергия, которая пробуждает желание и стремление к продолжению рода, движущая сила эволюции, половой инстинкт, либидо, «другое лицо Бога», поддерживает все существующее в этом мире посредством вдоха и выдоха, в ней – все творение, существование и разрушение, она и вне Вселенной (как запредельная всему проявленному в пространстве-времени Изначальная Сила), и в то же время является ее суммарным знанием (Jnana-Rupa, Вселенная в форме знания). «Похожая на спиральную раковину, она формой напоминает змею, три с половиной раза обернувшуюся вокруг Шивы, и ее свет – как яркая вспышка юной молнии. Её приятный гул – как едва слышимое жужжание роя обезумевших от любви пчел, и как тихий аккорд гармоничной музыки». («Шат чакра нирупана»).

Усматривается смысловая связь с представлением тантры о том, что в промежности находится некий клубень, желвак в виде птичьего яйца — kandal (в некоторых писаниях канду помещают на расстоянии 9 пальцев выше половых органов, что примерно соотвествует пупочной области), называют это место также канда (kanda-madhya choshirahstha) и определяют как корень всех Нади в основании спинного мозга. Или же, по еще одним вариантам, kunda (в этой связи представляет интерес древнерусское «кудъ» (колдовство), откуда происходит слово «кудесник»), что также значит «горшок», «сосуд» или, по толкованию Свами Сатьянанды, «таинственнейшее место». Из этого клубня или сосуда исходят многочисленные психические токи (nadi). Некоторые школы йоги Индии производят слово кундалини не от kundali — «кольцевая», «свернутая кольцами», а от kunda. Но в применимы оба слова и оба исходных образа кундалини, ибо свернутой спящей, отдыхающей змеей сила или энергия дремлет до поры в своём тайном убежище, имеющем многочисленные выходы вверх и в стороны, отдыхающей, спящей змеей. Кроме того, сравнение с кольцами вызвано еще и характером подъема кундалини — спиральным, схожим с движениями змеи.

Обычно же Кундалини и изображают в виде свернувшийся змеи с головами на обоих концах (символ космической энергии), обвивающей слева-направо (по часовой стрелке) видимый или невидимый лингам и восходящей к его вершине: «Кобра, три с половиной раза обвившая Шиву, прижимается ртом к другому рту, который ведет к блаженству. Точно так же волшебница этого мира, стройная, как стебель лотоса, яркая, как вспышка молнии, спит, мягко дыша, бормоча размеренные, сладостные стихи и жужжа, словно опьяненная пчела, в лепестках муладхара-лотоса. О, как ярко она сияет!» Кундалини сравнивают с опасной свернутой змеей, которая может наброситься в любую минуту. Змеиный яд может оказаться смертельным, но если приготовить его должным образом, он излечит от серьезных болезней. В обычном человеке Кундалини дремлет, но в пробужденном она всегда бодрствует. Пробуждённая Кундалини выглядит как языки пламени и обладает свойствами огня, но не обжигает, а умиротворяет прохладой. «Всё тело искателя начинает пылать при поднятии Кундалини. Благодаря этому всё негативное в человеке растворяется. Тело искателя внезапно становится очень гармоничным, а глаза выглядят яркими и привлекательными» («Гьянешвари»).

Кундалини представляет собой аспект того вечного высшего сознания, которое и обладает свойствами, и полностью их лишено. В своем лишенном качеств (ниргуна) аспекте она являет собой волю космического сознания — чистое сознание. В аспекте, обладающем качествами (сагуна), эта энергия часто персонифицируется как Кундалини, ипостась Великой Богини (подобно тому, как изначальная энергия, шакти, персонифицируется в образе Богини Шакти). Живые существа способны действовать именно благодаря силе кундалини. В отдельном теле эта энергия остается дремлющей и представляет собой тот статичный центр, вокруг которого обращаются все формы сущего. В феноменальном мире за любой деятельностью неизменно кроется некая статичная фоновая сила.

Учение хатха-йоги и тантрические тексты показывают, что кундалини является присущей всему проявленному энергией, которая может быть как статичной, так и кинетической. Кинетической становится та энергия, которую явления мира используют для сохранения самих себя, тогда как статичная энергия остается в обычном состоянии сознания бездеятельной, дремлющей. Когда человек осознает самого себя и начинает понимать, что у его жизни есть некая высшая цель, что, помимо бодрствования, сновидения и глубокого сна, существует и иное состояние сознания; когда его стремление к чувственным наслаждениям удовлетворяется; когда он уже не находит в феноменальном мире ничего привлекательного, этот человек переходит к отстраненности, самопознанию. Такая отстраненность от потворствования своим желаниям открывает перед ним врата во внутренний мир, и тогда человек видит свет, направляющий его к Единению — к единству прежде разделенных материи и разума.

В этот миг наступает полное преображение: дремлющая статичная энергия становится кинетической, приходит в противоречащее закону тяготения движение и пронзает все психические центры, расположенные вдоль позвоночника. Та сила, что подталкивает эту энергию в центральный канал, возникает благодаря слиянию отрицательных зарядов праны и положительных зарядов апаны.

Обителью апаны является район ниже пупка, тазовая область. По этой причине покоящаяся в основании позвоночника энергия принимает статичную форму. Она размещается там, где верхние кости копчика и нижние кости крестца соединяются в нервное сплетение, пучок волокон. Это место традиционно называют муладхара-чакрой, или нижним сплетением. Занятия хатха-йогой и выполнение лайя-кармы (то есть мудр, особых жестов рук), а также асан, или поз тела, в сочетании с медитациями, напеванием мантр и упражнениями по визуализации позволяют практикующему привести в движение эту дремлющую энергию, после чего она начинает взаимодействовать с автономной и парасимпатической нервными системами, которые соединяются с ганглиями важнейших нервных сплетений тела. Пробудившаяся энергия направляется к высочайшему центру, седьмой чакре, которая считается обителью сознания, где вновь происходит слияние отрицательных и положительных зарядов. Порожденная этим слиянием энергия вызывает великое прозрение, уничтожающее неведение разума — основную причину двойственности. Переживший это состояние человек обретает недвойственное сознание и становится просветленным. Согласно индийским писаниям, подлинный йог пересекает океан рождений, болезней, старости и смерти.

Вместилищем Кундалини (когда не пробуждена, в свернутом состояни) определяют муладхара-чакру (или немного выше; где верхние кости копчика и нижние кости крестца соединяются в нервное сплетение, пучок волокон; в треугольной косточке в основании позвоночника (кость «сакрум»)), а невдалеке от нее размещают центр эфирной энергии, где происходит соединение Шивы и Шакти, — йоништану (санскр. «место йони»), отождествляемое с промежностью. В этом состоянии ничто не может угрожать кундалини, потому что ее охраняет энергия первой чакры — муладхары-чакры. При получении самореализации Кундалини, пробуждаясь, поднимается из сексуального центра по центральному энергетическому каналу к кончику языка и в головной центр. Энергия Кундалини достигает верхней части головы и ощущается над головой как прохладный ветерок. От встречи Кундалини с Луной Полного Осознания исходит Высшее Блаженство. Оба полушария погружаются в покой, внутренний диалог прекращается, а человек теряет ощущения пространства и времени, после чего избавляется от любых отождествлений и ошибочных представлений о феноменальном мире.

Пробуждение Кундалини является целью всех тантрических упражнений, включая медитацию, мантры и секс. Эта энергия должна подняться по главному надю эфирного тела и соединиться с мужскими («небесными») космическими силами, пребывающими в сахасрара-чакре. «Внутренняя женщина», вступив на «королевскую дорогу» (сушумну), время от времени отдыхает в тайных центрах (чакрах). Наконец она обнимается в Верховным Господом в головном лотосе (сахасрара-чакра). От этого союза проистекает изысканный нектар, который заливает и пропитывает все тело; затем наступает неизреченное Блаженство. Когда Кундалини достигает сахасрара-чакры, исчезает всякая двойственность и субъективность; человек ощущает полную и безграничную связь с Богом; материя возвращается в дух. На этой ступени нет никаких предписаний или запретов, никаких ограничений, связанных со временем или пространством, и никаких правил. Просвещенный видит Абсолют во всем и все в Абсолюте. Он может совершать или не совершать любые ритуалы, так как он абсолютно свободен.

Кундалини, пробуждаясь, объединяет все чакры и дает нам Йогу, т.е. «союз» с Всепроникающей энергией Божественной любви. Кундалини является нашей духовной Матерью, Она знает все о нас и наших проблемах, и, являясь очень сострадательной энергией, очищает наши чакры и заботится о них. Пробуждение Кундалини называют «вторым рождением». «Из подвала муладхары вино поднимается в брахмарандхру (щель Брахмы), и кундалини счастливо изливается в лунную чашу чистого сознания. Отведать вина, которое изливается из этого эфирного лотоса — вот, где истинная мадья! Все остальное — обычное пьянство» (Куларнава-тантра»).

Пробужденная кундалини, которой трудно управлять, отождествляется с богиней Кали, склонной к разрушению. Когда кундалини становится управляемой и приносит покой и блаженство, она превращается в Дургу, прекрасную богиню. На разных уровнях пробужденная кундалини проявляет себя как творческая энергия, и сообразно с уровнем проявления ее отождествляют с Лакшми, Сарасвати, Парвати и другими проявлениями Шакти. Когда кундалини достигает сахасрары, это отождествляют с майтхуной (экстатически-ритуальным коитальным соединением) Шивы (сознания) и Парвати-Шакти (кундалини), раскрывающей в человеке высший уровень Божественного Сознания и выводящий за круг мира иллюзий и перерождений.

При подъеме кундалини происходит активизация чакр от нижней у основания позвоночного столба к верхней чакре над макушкой головы (на макушке головы). Последовательно активизируются семь основных чакр и дополнительные, расположенные в стороне от позвоночника. Пробуждение Кундалини не обязательно означает получение самореализации. Кундалини может подняться до уровня головы, но не пересечь при этом головной мозг. Это может случиться, например, в присутствии реализованных людей, или, к примеру, именно таким образом пробуждал Кундалини Иоанн-креститель. Для получения самореализации необходимо проявить желание и обратить его к тому, кто может дать самореализацию (гуру). Для этого, кстати, совершенно необязательно личное присутствие гуру. Пробудившись, Кундалини очищает чакры, дает вам знание о вашей внутренней природе, успокаивает разум и решает все виды ментальных, эмоциональных и физических проблем. (Самаяной называется «самоактуализация». Состояние сознания, к которому стремится садхака. Характеризуется пустотой, умственным покоем, безмятежностью, невозмутимостью и ограниченностью потребностей. Адепт в состоянии самаяны иногда обретает сверхъестественные способности.)

Преодоление желаний, узлов (грантхи) и препятствий на уровне разных чакр:
  • 1 - муладхара — безопасность (Брахма-грантхи);
  • 2 - свадхистхана — сексуальность, семейные отношения;
  • 3 - манипура — бессмертие, власть, известностть, слава;
  • 4 - анахата — любовь, вера, преданность, долг (Вишну-грантхи);
  • 5 - вишуддха — знание;
  • 6 - аджна — осоознанность, самоограничение, покаяние, ясновидение, интуиция (Рудра-грантхи);
  • 7 - сахасрара — единение;

    Знание о Кундалини не является исключительным для индуизма. В исламе о Кундалини говорится как о мистическом животном — Бораке, а также как об инструменте Махди (мусульманское имя мессии). В Китае — как о Дао: «Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать Матерью мира. Я не знаю Ее имени. Обозначая иероглифом, назову Ее дао. Произвольно давая Ей имя, назову Ее великое». В апокрифических Евангелиях Христос называет Ее земной Матерью. Будда говорил о пробуждении Кундалини как об избрании Срединного пути (потому что Кундалини поднимается по центральному каналу — сушумне). Серафим Саровский говорил о Кундалини как об истинной цели жизни христианской. Карл Густав Юнг сказал, что «кундалини на языке психологии это то, что побуждает вас пойти на величайшее приключение... Это поиск, который делает жизнь пригодной для проживания, и это Кундалини; это божественное побуждение».

    Однако опыт пробуждения Кундалини может испытать каждый, желающий этого. Более того, можно не только ощутить дыхание этой загадочной энергии на кончиках пальцев, но и определить, что в отношении Кундалини истинно, а что — нет. После пробуждения Кундалини вы можете ощущать на кончиках пальцев истинность тех или иных утверждений. Например, читая слова святых, вы будете ощущать прохладу. Взяв в руки Библию или, к примеру, Коран, вы ощутите прохладную энергию («вибрации»), которые исходят от этих книг. А от книжек, не имеющих отношения к духовности, вы ощутите теплый поток. Таким образом можно определять духовную ценность той или иной информации. Именно пробуждение Кундалини помогает нам не на словах, а на практике ощущать духовное единство всех общемировых религий, понимая тонкую сущность всего, что говорили Пророки и Инкарнации. Опыт пробуждения Кундалини устраняет все созданные людьми барьеры между религиями.


    Основная или Половая Чакра (муладхара; иногда называют свадхистаной; говорят также об области муладхар, что находится между этими двумя чакрами), как она описана в последних индуистских тантрических трудах — Кундалини — показана обернувшейся вокруг лингама подобно простате. Слон с многочисленными хоботами символизирует многие различные пути, через которые может течь половая энергия. «Великая богиня Кундалини, чистая энергия своего «я», спит рядом с прямой кишкой в области, известной под названием «муладхара»; у неё форма змеи, имеющей три с половиной витка. До тех пор, пока она спит в теле, душа является простым животным и истинное знание не возникает. Сжимайте и расслабляйте запирательную мышцу ануса снова и снова. Это называется «асвини мудра» и является самым действенным способом пробуждения шакти в теле» («Гхеранда Самхита»).

    Йогический текст Гораксашатакам упоминает о существовании особой половой железы: «Над лингамом и ниже пупка есть луковицеобразный корень (санскр. Канда), весьма напоминающий яйцо птицы. Это источник семидесяти двух тысяч тонких несущих жизнь нервов. Над этим «корнем» лежит всемогущая Кундалини, свернувшаяся восемь раз и всегда закрывающая вход в Центральный Нерв своим «ртом». Будучи разбуженной Внутренним Огнем и сознательно раздутой Животворящим Дыханием, эта Кундалини поднимается по Центральному Нерву (санскр. Сушумна), неся с собой Жизненную Силу, как если бы она была нитью света».

    В «Анатомии» Грея, стандартном западном медицинском труде, важная половая железа, простата, описывается следующим образом: «Предстательная железа напоминает орех каштана по размеру и форме. Она размещается в полости таза и покоится на прямой кишке, через которую её можно отчетливо прощупать, особенно когда она увеличена. Её основание направлено вверх и располагается непосредственно иод шейкой мочевого пузыря. Её вершина направлена вниз к глубокому слою треугольной связки, которой она касается. Простата состоит из двух продольных долей и средней доли и пронзена уретрой и эякуляторными протоками. Она непосредственно окутана тонкой, но прочной фиброзной капсулой, отличающейся от той, которая происходит от ректовезикальной фасции, и отделяется от нее узлом вен».

    Базовый или половой центр сложен, и все его элементы связаны между собой. Западная анатомическая точка зрения интересна, поскольку она имеет тенденцию поддерживать многие из древних иогических описании этого центра и того, как он функционирует. Вокруг основания позвоночника имеются остатки железистых структур, в области копчика — костеподобная структура, образованная из четырех копчиковых элементов и копчиковых рогов, которые сочетаются с «рогами» крестца (составной треугольной кости, образующей заднюю часть таза). Некоторые считают, что весь этот участок является остатками животнообразного хвоста, который атрофировался в процессе эволюции.

    Органы и ткани промежности — это сложная структура между анусом и половым органом, состоящая из четырех взаимосвязанных частей, известных под медицинскими терминами «луковичнополая мышца» (спереди) и «внешняя запирательная мышца ануса» (сзади) две «поверхностные мышцы промежности» (по бокам). Первая из них удаляет остатки мочи, а также служит в качестве «дополнительной мышцы эрекции пениса», помогая эякулировать семя. У женщины эта мышца сжимает вагинальное отверстие. Сознательный контроль этой мышцы является целью значительной важности в тантрической традиции.

    Срамной нерв — это главная нейтральная связка с мышцами промежности. Контроль этого нерва дает абсолютный контроль над эрекцией и эякуляцией у мужчины, и над сокращениями йони у женщины. Его три ответвления возникают в тазе от корней сакральных нервов и в конечном счете связываются с поясничным нервом. Срамной нерв, наконец, выходит из промежности как дорсальный нерв лингама или йони.

    Соответствующее тантрическое описание говорит о четверичном лотосе, внутри которого находится второе четверичное «основание», которым правит слоноголовое божество (Ганеша), над которым — перевернутый треугольник, содержащий форму лингама (простата), окруженный Кундалини. Центральный проток поднимается вверх от него к другим тонким центрам.

    В предстательной железе мужчины располагаются семенные пузырьки, иногда называемые «слепые мешочки» или простатные мешочки. Каждый из них примерно размером и формой с мизинец. Семенные пузырьки направлены назад и вверх в простату и они, как считает западная медицина, являются «мужским аналогом женской матки и влагалища». Они выделяют щелочную составляющую семенной жидкости, аналогичную секрециям, выделяемым в йони сексуально возбужденной женщины. На этом участке находится эякуляторный проток, который ведет от области простаты и непосредственно примыкает к прямой кишке. В месте, где располагается простата у мужчин, женщины имеют шейку, «цветок» матки. Тонкая мембрана отделяет её от анального прохода.

    Блокирование предстательной железы у мужчин и давление на шейку через внутреннюю прямую кишку у женщин может вызвать создание неестественного потока половой энергии, известного под названием Обратной Кундалини. Здоровая диета, образ жизни и сексуальные привычки — все это помогает преодолеть проблемы Обратной Кундалини. Когда половая энергия направляется вверх и циркулируется по всему телу, то психофизическая болезненность замещается трансцендентной духовной лучезарностью и благополучием.

    «Я сидел неподвижно, сосредоточив все свои мысли на сияющем лотосе... Все мое существо было погружено в созерцание; несколько раз я далее забывал о том, кто я и где нахожусь. В эти минуты мне казалось, будто мое тело висит в воздухе... Во время одной из таких медитаций я внезапно почувствовал странное ощущение внизу позвоночника... Ощущение было таким необычным и таким приятным, что я невольно сосредоточил на нем все свое внимание. В тот же самый миг ощущение исчезло... Через некоторое время я пришел в себя и снова погрузился в медитацию. Когда я полностью сосредоточился на лотосе, это ощущение возникло вновь. Но на этот раз я не стал концентрировать на нем свое внимание. Ощущение поднялось вверх, набрало силу и я почувствовал, что начинаю раскачиваться. Я изо всех сил старался сосредоточиться на лотосе. И внезапно мой мозг залил жидкий свет. Он хлынул из позвоночника, подобно ревущему водопаду. Я нисколько не был к этому готов, но мне удалось взять себя в руки. Я сидел в той же позе, концентрируясь на лотосе. Свет между тем становился все ярче, а рев усиливался. Меня раскачивало все сильнее, а затем я выскользнул из своего тела, окунувшись в ореол света. Мне казалось, что я расширяюсь, купаясь в его волнах. Мое тело осталось где-то далеко, я почти перестал его ощущать. Я превратился в самоё сознание и одновременно сознавал каждую точку пространства, не прибегая к помощи органов чувств.
    Я перестал быть тем, чем я был до этого — маленькой точкой света, заточенной в теле. Я стал теперь огромным кругом сознания, а мое тело превратилось в маленькую точку, омываемую волнами света. Я ощущал немыслимые восторг и блаженство
    ». (Гопи Кришна, «Кундалини»).

    При определенных обстоятельствах и у некоторых людей энергия кундалини может проснуться спонтанно во время полового, особенно мультиоргастичного и продолжительного оргастического акта. Когда мужчина вольно или невольно начинает в такт своим оргастическим ощущениям сжимать мышцы заднего прохода и сосредотачиваться вниманием на своих промежности, яичках, копчике, то есть так или иначе на половой чакре, и ощущать движение оргастической энергии по позвоночнику вверх, праны входят в центральную Великую Ось (сушумну) у основания позвоночника. Во время задержки дыхания змея Кундалини начинает корчиться и задыхаться, она шевелится. Мужчину словно наполняет Шакти, совокупляющаяся с Шивой. Энергия Кундалини, подобная яркому эфирному пламени, входит в центральный Тонкий канал (сушумну) и поднимается вверх от одной Чакры к другой, из нижней области к родничку и выше, красный и белый тонкие каналы (иду и пингалу) соединяются по очереди с каждой из Чакр и излучают лучезарный розовый свет, который питает, наполняет и приводит в равновесие весь организм. И однажды, возможно, мужчина достигает того уровня оргастического напряжения и преображения, когда ему удается сопереживать союзу чистого духа Шивы с изначальной энергией Шакти.

    «Пусть мудрый и превосходный йогин, устойчивый (yatah – тот, чье внимание постоянно поглощено практикой) в Самадхи и преданный своему Гуру, ведет Кула-Кундалини вместе с Дживой вдоль (Брахма-нади) к ее Господину – Парамашиве, в обитель освобождения. Пусть он медитирует над ней, позволяющей все желания, в её форме Чайтаньярупа Бхагавати. Когда он ведет так Кула-Кундалини, пусть он сделает все вещи поглощенными в ней (laya-vashat-nitva — последовательное растворение всех Таттв в точке Бинду, Бинду затем растворяется в Кала, Кала – в Нада-звуке, Нада – в беззвучии Наданта, а беззвучие Наданта растворяется в безмыслии Унмани, и так до самого чистого «пустотного» сознания – Парамашивы). Превосходная Кундалини пьет красный нектар, исходящий из Парама-Шивы (запредельной точки чистого сознания, над сахасрарой). Оттуда, где сияет вечное блаженство, она возвращается во всей своей славе по пути Кула (Читрини-нади) в Муладхару. Йогин, достигший устойчивой неподвижности своего ума, потоком небесного нектара, текущим из сосуда Брахманда, совершает жертвоприношение своему персональному божеству (Ишта-дэвата) и другим божествам в 6 чакрах. Этим он получает знание в традиции своего Гуру» («Шат чакра нипурана»).

    Однако самостоятельная работа с Кундалини чревата многими опасностями — от истерии и шизофрении до серьезных соматических расстройств. Не охлажденная нёбными «каплями мудрости» (выделение которых, в частности, на физическом плане происходит параллельно с мягким сексуальным слюноотделением), Кундалини буквально выжигает мозг и внутренние органы. Примером тому тантристы любят приводить знаменитых индийских мудрецов Рамакришну, Вивекананду и Шри Ауробиндо, которые активно работали с энергией Кундалини и умерли отнюдь не в преклонном возрасте после весьма тяжелых и продолжительных болезней.

    Тело способно функционировать, пользуясь собственной химической, механической и электрической энергией, а разум может оставаться чувствующим сознанием без необходимости пробуждать духовную энергию, дремлющую в муладхара-чакре, однако при этом объективные образы будут неизменно сковывать сознание, а чувство «я» продолжит возвращать человека в цикл рождения и смерти. Все существа подчиняются закону кармы. Благие кармы переносят человека в хорошие локи, а дурные — в низшие миры, или нараки. Эти миры соответствуют 7 чакрам, расположенным ниже муладхара-чакры.

    Кундалини представляет собой ту энергию, которая поддерживает жизнь и сознание, даже оставаясь свернувшейся кольцами, однако пробуждение этой энергии приносит человеку одухотворенное сверхсознание. Чувствующий разум превращается в чистый разум, который поглощается потоком сознания, движущегося в форме кундалини-шакти. При этом разум выходит за рамки любых противоположностей и осознает чистое бытие — неизменную и единственную истину, нирвикальпа-самадхи. Достигнув уровня сахасрара-чакры и слившись со своим супругом Шивой, Кундалини какое-то время остается в Единении с ним, после чего нисходит к муладхаре и вновь сворачивается кольцами. Во время этого нисхождения восстанавливаются силы чакр и обитающих в них божеств. Теперь человек пребывает в расширенном состоянии сознания. Он остается в физическом теле и избавляется от своих карм, однако становится ныне совершенно иным человеком — и достигает нирваны после телесной смерти. В отличие от тела человека, цепляющегося за материальный мир и стремящегося к приземленным удовольствиям, очищенное йогой физическое тело умирает и разлагается чрезвычайно медленно.

    Грантхи (узлы)
    Грантхи — преграды для тонкой праны, это переплетения каналов, в которых кармические ветры действуют наиболее сильно. Для полного открытия сушумны йогин должен очистить каналы в этих местах и открыть, развязать узлы для того, чтобы энергия ветра могла подняться вверх до макушки:
  • Брахма-грантхи (узел Брахмы (Бога-Творца); в самом низком месте) — в муладхара-чакре (некоторые помещают его в пупочную область). Узел сансары, мира «имен и форм» (нама-рупа), агни-таттва (элемент огня). Мир имен и форм проникает в человека через посредство пяти окон — органов чувств (глаз, ушей, носа, языка и кожи). Если узел не пройден, йогин испытывает сильные грубые желания и клеши (тупость, эгоизм, стяжательство). Создает беспокойство и мешает разуму достичь уравновешенности, сосредоточенности на одном (экагра). На более высоком уровне узел Брахмы проявляется как захваченность блаженством. Преодоление: отключение органов чувств по собственной воле, очистка тела, освоение устойчивости;
  • Вишну-грантхи (узел Вишну (Бога-Хранителя); в сердце) — в области груди (анахата-чакра). Связан с чувством эго, личности, с астральным телом. Узел глубинных привязанностей генетического кода, преданности, веры и любви. Порождает каруну («сочувствие»), стремление к сбережению, привязанность к космическому Добру, оковам традиций и острое желание помочь страдающему человечеству. Такая привязанность приковывает человека к духовным организациям и обществам, порождает стремление сохранять древние знания, традиции, установления и духовные институты. Пока узел не пройден, йогин подвержен двойственным состояниям: вовне — привязанности, ревности, гордости, чувству собственной важности; внутри — чувству вины и нерешительности. На более высоких уровнях узел Вишну проявляется как привязанность к традициям, форме бога. Преодоление: устранение эмоциональных связей с традициями и теми обязанностями, которые проявляются как преданность тому или иному сообществу. Отдельная личность растворяется, а преобладающее положение занимает Божья воля. Человек уже не ощущает ответственности по отношению к явлениям мира имен и форм, так как полностью постигает его иллюзорную природу. Он начинает осознавать лилу (божественную игру) и исполняет в ней свою роль, не оставляя при этом зерен карм, которые могли бы вновь вовлечь его в мир майи. Такой человек слышит анахата-наду (космический звук) и шрути (космическую речь).;
  • Рудра-грантхи (узел Рудры, или Шивы; в центре между бровями) — в межбровье (аджна-чакра, в области «третьего глаза»). Пока узел в аджне не развязан, йогин находится в плену двойственных мыслей, не может подняться выше концепций, не понимает принципа осознанности вне мыслей. На более высоком уровне рудра-грантхи проявляется как привязанность к мистическим видениям, сиддхам, тонкая привязанность к «я», захваченность Пустотой. Развязывая узел Рудры, йогин утверждается в каузальном теле, освобождается от влияния пяти элементов. Достигнув уровня аджня-чакры, йог обретает способность отчетливо видеть прошлое, настоящее и будущее — он становится трикаладаршином (санскр. (tri — три) + (kala — время) + (darshi — видящий)), или трикаладжней («познавшим три времени»: прошлое, настоящее и будущее), то есть ясновидящим. Он может отчетливо увидеть, что происходит в любом месте, в любое время; кроме того, он способен переноситься куда и когда угодно — пространство и время уже не являются для него преградами. Однако именно после этого препятствием становится сам рудра-грантхи, так как йог может затеряться в силе своей интуиции, в своих сиддхи и чудесных умениях. Если йог не уделяет особого внимания таким видениям и преодолевает привязанность к сиддхи, он может продвинуться еще дальше и превзойти три гуны, то есть стать гунатитой («преодолевшим свойства, или качества»), утвердиться в вечном блаженстве, полном Единении и недвойственном сознании.

    Сурья
    Индусский бог солнца. Сияя золотом, скачет на небесной колеснице, запряженной семью лошадьми. Сурья считается проявлением Верховного Творческого Принципа, «сверхдушой» мира. Тантрические йоги стремятся пробудить и контролировать энергии собственного «внутреннего Сурьи». расположенного в районе пупка.

    Ваджраварахи
    Тантрическая богиня-хранительница оккультных тайн; изображается с головой свиньи. Ассоциируется с центральным надем эфирного тела (сушумной), трансцендентной силой менструальной жидкости и сексуальной распущенностью. Ваджраварахи посвящает садхак (посвященных) в тантрические тайны. В ваджраяне она отождествляется с женской энергией кундалини.

    Асвини-мудра (санскр. asvini — кобыла)
    Состоит в попеременном сокращении и расслаблении мышц анального сфинктера. Служит эффективным способом пробуждения внутренней Шакти.

    Дополнительно:
  • Тантра
  • Тонкие элементы
  • Алхимия
  • ЛК-мышца
  • Упражнения Кегеля
  • Джельк
  • Мастурбация умелая
  • Сублимация активная
  • Гарри Поттер