in СЕКСОЛОГИЯ (секс + греч. logos — учение, наука):
  • комплексная наука о сексуальности человека, включающая социокультурный, психоэмоциональный и биомедицинский аспекты. Сексология изучает главным образом нормальное сексуальное поведение, в отличие от области клинической медицины сексопатологии. Сексология изучает интимную жизнь во всех ее аспектах: психологическом, социальном, педагогическом, этически-моральном, правовом, этнографическом, антропологическом, биологическом, гигиеническом, религиозном и медицинском.;
  • наука, изучающая половые взаимоотношения в их различных аспектах (физиологическом, психологическом, социальном и др.). В широком смысле — это междисциплинарная отрасль знаний, основанная на интеграции медицинских аспектов с различными аспектами немедицинских наук (психология, социология, педагогика, философия, история, религия и др.), а также на объединении физиологических и патологических сторон разных медицинских дисциплин (психиатрия, эндокринология, гинекология, андрология, невропатология и т. д.). Большое внимание в сексологии уделяется индивидуально психологическому опосредованию и проявлению сексуальной потребности в соответствии с влиянием социальной среды, вопросам нормы и отклонений в половом поведении (в последнем она тесно смыкается с сексопатологией).

    Сексология выделилась из ряда других наук и стала самостоятельной лишь в 20 в., когда резко возросла потребность в знаниях о проявлениях сексуальности. Однако интерес к проблемам пола существовал всегда. В древнейших мифологических, а позже и в философских учениях содержались определённые сведения о природе половых различий, анатомии и физиологии половых органов, технике полового акта, зачатии, беременности и родах. Однако древняя эротология, то есть теория и практика искусства любви, не ставила своей целью исследовать сексуальность. Только с развитием целого комплекса биологических и социальных наук, после преодоления сопротивления церкви и сексологического ханжества возникли предпосылки к объективному изучению сексуальности. Первыми начали систематическое изучение половой жизни врачи, причём начали не с нормальных, а с патологических форм. В числе родоначальников сексологии обычно упоминаются профессор психиатрии Венского университета Рихард фон Крафт-Эбинг (1840-1902), швейцарский невропатолог, психиатр и энтомолог Август Форель (1848-1931), немецкие психиатры Альберт Молль (1862-1939) и Магнус Хиршфельд (1868-1935), австрийский психиатр, родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939), немецкий дерматолог и венеролог Иван Блох (1872-1922), английский публицист, издатель и врач Генри Хэвлок Эллис (1859-1939), голландский гинеколог Теодор Хендрик Ван де Велде (1873-1937). Существенный вклад в развитие сексологии внесли американский биолог Альфред Кинзи (1894-1956), немецкий врач Ганс Гизе (1920-1970), американский гинеколог Уильям Мастерс (1915-2001). Последние исследования в генетике, эндокринологии, нейрофизиологии, эмбриологии, эволюционной биологии, гинекологии и других дисциплинах позволили значительно обогатить и расширить познания в области дифференциации и взаимоотношения полов, проявления человеческой сексуальности. В России сексология тесно связана с именами И.С. Кона, Г.С. Васильченко, А.М. Свядощ, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, А.И. Белкина, В.В. Шахиджаняна и многих других исследователей.

    Хейвлок Эллис (1859-1939) — английский врач и автор ряда работ, основоположник исследований секса и обсуждения сексуальных тем. Предшественником Мастерса и Джонсон был Кинси, его предшественником — Фрейд, а до Фрейда был Эллис. Перед смертью Эллиса его затмил Фрейд, работы которого были более широкими, так как они были обращены не столько на физиологию, сколько вообще на человеческую сексуальность. Основная работа Эллиса — семитомная «Физиология секса» — выходила отдельными томами в период с 1897 по 1928 год. Первый том был запрещен в Великобритании, судья назвал его «непристойностью, замаскированной под науку». Последующие тома издавались в США только для врачей, что делало их особенно заманчивыми в глазах юных читателей. Эллис напугал многих, показав, что сексуальное поведение, которое часто считалось «фривольным» и ненормальным, распространено куда шире, чем им хотелось бы думать. Последователи Эллиса, которые наталкивались на меньшее противодействие, лишь подтвердили его выводы.

    Сексология, подобно всякой науке, не может быть унитарной. Поэтому в ней можно найти как ортодоксальные, догматические, по распространенности и устоявшести вроде как «традиционные» подходы к изучаемому кругу явлений, обслуживающие потребности и идеологию определенного социума, социального иниститута, так и новаторские, «нетрадиционные» исследовательские направления, теории, практики, выходящие за пределы принятых идеологических концепций о человеке и его сексуальности. То, что одним научным течением может восприниматься как ошибочные, ненаучные воззрения, на самом деле представляются таковыми только с точки зрения критикующей школы, разными способами обосновывающей свой взгляд на вещи и свое право на существование.

    Исследования Кинзи

    Ситуация с вопросами пола в США начала меняться в 1938 году, когда Ассоциация женщин-студенток университета Индианы обратилась к администрации с просьбой организовать курс лекции о сексе. Достоверную информацию о половой жизни получить в то время было невозможно. Ввоз в страну и пересылка по почте материалов с четко выраженной сексуальной направленностью и даже сведении о средствах контрацспшш были запрещены законом. Как часто случается, подобные меры породили рынок нелегальной, чисто эротической литературы, которую при желании мог найти каждый.

    Университет обратился с просьбой о разработке курса к известному профессору зоологии — Альфреду Кинзи. Ученый совет Гарварда знал его исчерпывающие исследования и учебники, поэтому решили, что именно он сможет организовать и вести такие занятия.

    Приступив к подготовке, Кинзи обнаружил, что большинство авторов описывают сексуальное поведение субъекта и лишь немногие — результаты анализа индивидуальных пристрастий, а также наблюдений за пациентами в клиниках. Основываясь в своих лекциях только на фактах, ученый начал систематизировать данные из конфиденциальных интервью со студентами, содержащих вопросы типа: «Были ли вы девственны, выходя замуж? Как часто вы занимаетесь сексом? Сколько партнеров у вас было? Имели ли вы внебрачные связи? Когда вы начали заниматься мастурбацией и как долго это продолжалось?» Вскоре Кинзи опросил проживавших в Блумингтоне, Индиане и начал исследования во многих других городах.

    К 1941 году работа Кинзи впервые получила финансовую поддержку Совета по Национальным Исследованиям и Фонда Рокфеллера, одновременно подвергшись критике и нападкам со стороны политиков и священников. В 1947 году Герман Б. Уэльс предложил Кинзи создать институт по исследованию проблем пола как некоммерческую организацию при университете Индианы. Новый статус мог гарантировать полную конфиденциальность получаемой информации, что позволяло расширить базу данных.

    Имея четкое представление о задачах института (разработка и изложение правильной, научно обоснованной информации, при помощи которой общество и индивид могли бы принимать верные решения о сексуальном поведении), Кинзи стал собирать и другие материалы, литературу, произведения искусства, посвященные проблемам пола, чтобы использовать их в образовательных целях.

    В 1948 году вышла в свет первая книга Кинзи «Сексуальное поведение мужчин». Она включала данные опросов более чем пяти тысяч взрослых американцев. Ознакомившись с книгой, читатели смогли понять, что происходит за дверями других спален. Оказалось, что более 90 % мужчин задают вопросы о мастурбации, более трети имели по крайней мере один гомосексуальный опыт. Книга была опубликована В. Б. Саундерсом, издателем медицинской литературы. Информация излагалась сухим, академическим языком и сопровождалась подробными статистическими таблицами. Вопреки ожиданиям недоброжелателей, книга стала бестселлером.

    В 1953 году институт выпустил книгу «Сексуальное поведение женщин». Публика узнала, что половина из шести тысяч опрошенных не были девственницами, выходя замуж, а 25 % имели внебрачные связи. Этот труд, также ставший бестселлером, вызвал большой шум в прессе религиозных кругах и Конгрессе. Хотя большинство американцев в начале 50-х безоговорочно соглашались с тем, что мужчины ведут активную половую жизнь, немногие готовы были поверить в то, что женщине секс нужен не только для материнства.

    Публика явно нуждалась в подобной информации, но тут на сцену вышли ярые протирки сексуального образования обществу. Некоторые служители церкви объявили исследования Кинзи дьявольскими. В самый разгар маккартизма один конгрессмен высказал мысль, что изучение сексуальности приведет к распространению коммунизма в США. Кинзи и его разработки стали предметом расследования специального комитета Палаты Представителей. Под давлением Конгресса было прекращено финансирование многолетних научных исследований. Даже в это сложное время институт не прекращал работу, осуществлял ее на средства, поступающие от продажи книг, и опираясь на поддержку университета Индианы. Но проверки, расследования, постоянная критика подорвали физическое и эмоциональное здоровье основателя института. В 1956 году в возрасте 62 лет А. Кинзи скончался. Тогда никто и не подозревал, что совсем скоро он станет одной из самых заметных фигур XX века. Он оставил обширный исследовательский материал. И даже спустя более 30 лет, в 1986 году, его разработки использовались Национальной Академией для предварительных оценок распространения вируса СПИДа.

    После трудных 50-х годов институт старался не привлекать к себе внимания. Его директором стал антрополог Поль Гебхард. В это время основные усилия института были направлены на систематизацию, изучение и публикацию собранного материала.

    В 1958 году вышла книга «Беременность, рождение и аборт». Оказалось, что каждая десятая женщина беременеет до брака. Три четверти из них делают нелегальный аборт. Следующая книга «Сексуальные преступники: анализ типов», опубликованная в 1965 году, представляет собой выявление основных характеристик сексуальных отклонений.

    В 70-е годы научные исследования начались вновь и сосредоточились, главным образом, на гомосексуальности. Кроме того, институт приступил к подготовке специалистов-консультантов по вопросам пола. Однако его официальный статус сохранился.

    Вскоре Гебхард ушел на пенсию. В 1982 году институт возглавила д-р Джун М. Рейниш. Именно при ней он стал называться институтом Кинзи по исследованию проблем пола, сексуального развития и рождения, что отразило новые направления его деятельности. Затем ей пришлось заняться поиском путей распространения полового образования, поскольку информацию должен получать тот, кто ее оплачивает, а финансировались работы института преимущественно из общественных фондов.

    С одной стороны, было жизненно важным признание деятельности института научной общественностью. Для этого требовались публикации в профессиональных журналах, участие в научных семинарах. Не меньшее значение придавалось и прямому контакту с аудиторией. По телефону и в письмах люди задавали вопросы по лекциям д-ра Рейниш. Чтобы удовлетворить всех, нужны были правдивые, квалифицированные и четко сформулированные ответы. Первым шагом стало появление газетной рубрики «Отчеты Кинзи», которую вели авторитетные ученые. В давних традициях института, они не давали рекомендаций, а лишь предоставляли обширную информацию.

    Рубрика привлекла в институт многих людей. Рут Бислей, впоследствии заместитель директора, была ее составителем и главным редактором на протяжении пяти лет. В 1988 году эти полномочия получила Джейн Вилсон. Так осуществлялись и образовательная деятельность и пропаганда работы института. Находились противники популяризации подобной информации, утверждавшие, что ее можно получить у родителей, учителей, семейного доктора или в публичной библиотеке. Если бы это было так! Конечно, прекрасно, если, чувствуя себя достаточно комфортно, ребенок может обратиться к отцу или матери. Но реальность такова, что и дети, и родители чаще всего не умеют обсуждать эти щекотливые темы. Следовательно, источником информации являются друзья, чьи ответы обычно просто неверны.

    Ощутимой помощью могло бы служить введение курса сексуальных знаний наряду с другими школьными предметами с раннего возраста и во всех частях страны. По результатам исследований, доля взрослых американцев, получивших половое образование в средней школе, составляет около 89 %, но это не отражает истинного положения вещей — ведь половое развитие человека начинается еще до рождения. Необоснованно и утверждение, что если тему секса не затрагивать вообще, то у детей не возникнет вопросов и мыслей по данному поводу. В реальности оказывается, даже по вопросам, касающимся анатомии и физиологии человека многие стесняются спросить своего доктора, а врачи, в свою очередь, затрудняются с ответами, не имея специальной подготовки.

    Лучше всего начинать половое воспитание дома. Родители должны спокойно и дружелюбно рассказать ребенку о рождении человека, о развитии его тела. Как хорошие родители учат детей мыть руки, точно так же нужно обучать мерам предохранения от венерических болезней.

    Некоторые родители считают, что половое образование может испортить детей. Это неверно. Сексуальные знания не сделают их более распущенными. Напротив, факты свидетельствуют о том, что грамотная информация о сексе и средствах контрацепции может уберечь от раннего начала половой жизни и нежелательной беременности. А главное — сделает его более информированным, взвешенным и ответственным в принятии собственных решений.

    Дополнительно:
  • Секс и ребенок
  • Сексуальное воспитание
  • Мастурбация умелая