in СОДОМИЯ (содомизм, содомский грех, содомский блуд, «хождение за иной плотью») (по городу Содом)
  • зоофилия;
  • гомосексуальность;
  • термин, относящийся к «неестественным сексуальным актам», обычно называемым на юридическом языке как анальный секс, фелляция, зоофилия.

    Содом, равно и упоминающийся вместе с ним город Гоморра, был одним из пяти городов в цветущей долине Сиддим, при устье р. Иордана, «где ныне море Солёное» (Быт. 14, 3) и был в числе ханаанских городов пятиградья, отпавших от Элама, а затем потерпевших поражение от царя эламского и его союзников (Быт. 10, 19; 14, 2-24).

    Согласно преданию, «жители Содомские были нечестивы и весьма грешны перед господом» (13, 13); «греху содомскому» были подвержены также жители Гоморры и ещё нескольких окрестных городов, «подобно им блудодействовавшие и ходившие за иной плотью» (Иуд. 7). «Вопль Содомский и Гоморрский» доносится до бога, который, узнав о безбожном поведении жителей этих двух городов направляет туда двух ангелов, чтобы убедиться, действительно ли жители обоих городов «поступают так, каков вопль на них», и истребить их, ибо там не находится не только пятидесяти, но даже и десяти праведников, ради которых бог пощадил бы города по заступничеству Авраама (Бытие, 18, 20-33). Ангелов в Содоме встречает поселившийся в этом городе праведный племянник Авраама Лот и приглашаетл к себе переночевать. Но «еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем (евр. yadah — знать, быть знакомым в кем-либо) их (церковнославянский — «изведи я к нам, да будем с ними«). Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, И сказал: братья мои, не делайте зла. Вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно; только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего». (Бытие, 19: 4-7) Содомляне не послушались Лота, и тогда ангелы поражают осаждающих дом слепотой, а Лота с семьей выводят из обречённого города. «И пролил господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от господа с неба», и ниспроверг города (Содом, Гоморру, Севоим, Адма), их окрестность и всех жителей в бездну. Когда Авраам посмотрел в сторону Содома и Гоморры, то увидел, что там лишь дым поднимается с земли (Бытие, 19, 24-28). В последующей библейской традиции Содом и Гоморра — символ крайней степени греховности, навлекающей на себя божественный гнев (ср. Втор. 29, 33; Иезек. 16, 49; Иуд. 7; Апок. 11, 8), символ хаоса, беспорядка и беспутства.

    Сходная содомской история рассказана в Книге Судей. В городе Гиве Вениаминовой один старик приютил на ночь мужчину с наложницей. Но только они «развеселили сердца свои», как «жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери, и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его». Хозяин просил их «не делать этого безумия». Вместо мужчины к ним вышла его наложница, «они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра», после чего она умерла (Книга судей, 19: 22-25). И тогда израильтяне «пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечем, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось, и все находившиеся на пути города сожгли огнем» (Книга судей, 20:48).

    Предание о Содоме и Гоморре имеет, исторически достоверные корни, отразив в памяти народа образ какого-то стихийного бедствия, случившегося в древние времена в районе Мёртвого моря. Местность эта, характеризуемая в Библии как некогда («прежде, нежели истребил господь Содом и Гоморру» — Быт. 13, 10) цветущая долина, ещё в библейские времена была затоплена водами Мёртвого моря (14, 3), которое 3-я (2-я) книга Ездры именует «морем Содомским» (5, 7). Долина после поражения городов стала дном южной части Мертвого моря (эта часть озера имеет глубину не более 10м, в то время как глубина остальной части доходит до 400м). Его безжизненные южные берега, хранящие следы вулканической деятельности, изобилуют выходами и месторождениями серы, нефти и газа («смоляными ямами» — Быт. 14, 10), вследствие воспламенения которых могла произойти описываемая в Библии, а также античными авторами (например, Иосифом Флавием) катастрофа, по косвенным географическим источникам датируемая началом 2-го тыс. до н. э. На реальность существования (уже около сер. 3-го тыс. до н. э.) Гоморры указывают клинописные тексты из открытого недавно архива города Эбла (современный Тель-Мардих).

    «Содомский грех» (отсюда термин «содомия») трактуется рационалистической критикой как отражение древнехаиаанских культовых обрядов в честь местных богов плодородия.

    Одни исследователи считают, что в Библии ясно говорится, на всех известных языках, за какой «плотью» могли ходить жители города Содома, впоследствии сожженного разгневанным за их блудодеяния богом изральевым. Содомляне осаждают дом племянника Авраамова Лота, который принимает на ночь прекрасных юношеподобных ангелов, и требуют выдать пришельцев, дабы «познати» их. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники ... Царства Божия не наследуют».(1Кор 6.9-10) «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».(Рим 1.26,27) «Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют».(Рим 1.30) То есть «содомитами»-преступниками можно по-праву называть гомосексуалистов. Соотвественно женщины-лесбиянок -«содомитки».

    Другие исследователи указывают, что Содом и Гоморра были самыми богатыми городами в мире. Их земля была исключительно плодородной, а кроме того полной золота, серебра и драгоценных металлов. Однако вместо того, чтобы благодарить Бога за эти дары, жители Содома и Гоморры стали полагаться только на богатство и власть, отрицая власть Бога. Опасаясь соперников, они с параноидальной жестокостью и беспощадностью наказывали тех, кто мог представлять хоть какую-то опасность для их власти или богатства. И все законы в Содоме были направлены на подавление пришедшего извне человека и на власть коренных жителей, а также — на принципиальную несправедливость. Грех Содома был в гордыне, пресыщенности, спокойствии и тишине, в том, что бедняку и нищему не помогали. В том, что люди Содома творили зло в предельной степени. И более того, творили безмерное зло «перед Господом», то есть знали, что требует от людей Бог и творили нагло, прямо перед Его лицом. Так что главное преступление в обеих притчах — вовсе не однополый секс, а изнасилование и нарушение законов гостеприимства. Лот готов был пожертвовать собственными дочерьми ради странников не потому, что не любил своих дочерей, а потому что над дочерьми он, как отец, обладал абсолютной властью, тогда как странники, которых он приютил, находились под его защитой, выдать их без ущерба для собственной чести он никак не мог. Содомляне же отвергли предложение отнюдь не потому, что были «содомитами» и сексуально предпочитали мужчин женщинам (слово yadah означает не желание содомлян вступить в анальное сношение со странниками, а воочию познакомиться с ними, чтобы показать, кто в городе настоящий хозяин.). Содомляне хотели унизить, проучить чужеземцев, а заодно и самого Лота. Ведь Лот который, сам был пришлым и вроде как на положении временщика в городе, нарушил обычай Содома, приняв неизвестных гостей на ночь в пределах городских стен без разрешения старейшин города. Он осмелился указывать, как содомлянам следует себя вести и его следовало проучить. А, может, они даже и не хотели причинять гостям никаких побоев, а просто желали поглядеть, кого же это приутил у них под боком Лот, не воров ли случайно. Тем самым содомляне нарушили сразу несколько фундаментальных законов, не имеющих никакого отношения к сексуальности. Оскорбить посланцев Бога, нарушить священный закон гостеприимства, да еще, а может быть, и пожелать изнасиловать ангелов, какого бы они ни были пола, — больше, чем достаточно, чтобы разрушить город. Кроме того, когда еврейская библия касается вопросов гомосексуальных отношений или зоофилии, обычно употребляется глагол shakabh (лежать, делить ложе с кем-либо), которого нет в этой истории. Слово же слово yadah употребляется во всей Библии 943 раза и только в 10 из них несет явно сексуальный смысл. В Гиве же горожане усугубили нарушение правил гостеприимства изнасилованием женщины. Да и вообще, дескать, во всей Библии нет запрета (равно и позволения) мужеложества как такового. А есть запрет на половую близость («не открывать наготы») между мужчиной и его отцом (Лев. 18, 7) или дядей (Лев. 18, 14), на связь мужчины с гермафродитом (букв. «с мужчиной не ложись при ложах женских» (Лев. 18, 22)) и на насильничество над мужчиной (греческое сложное слово «arseno+coitai» в Первом послании к Коринфянам (I Кор. 6, 9) и Первом послании к Тимофею (I Тим. 1, 10) обозначает не «мужеложников», а «муженасильщиков», хотя буквально и звучит как «мужекоитальщиков», «мужеложильщиков»).