in ФАВН: в римской мифологии — бог плодородия, покровитель стад и пастухов, полей и лесов, сын Пика и Помоны, супруг Фавны, отец Латина (от нимфы Марции); соответствует греческому Пану. С фигурой Фавна связывается типичное представление о чёрте. С другой стороны, в еще большей степени, чем Пан, Фавн уподобляется этакому близкому к природе, ориентированному на чувственные радости проказнику. Подобно греческому Пану, Фавн пугает и дразнит путников в лесу, проникает в жилища, чтобы тревожить сон людей. Он обладает пророческим даром. Его оракулы чаще всего находились в глухом лесу. Пророчества Фавна можно было узнать и во сне, если человек засыпал на шкуре овцы принесенной в жертву Фавну. В честь Фавна в декабре справлялся праздник фавналии, а в феврале — луперкалии (как Фавну — защитнику стад от волков). Изображали Фавна в виде юноши с козлиными ногами и ушами. Впоследствии возникает представление о существовании множества фавнов (аналогия с греческими сатирами).



Пан — аркадский бог лесов и рощ, сын Зевса и аркадской нимфы Каллисто (или Гермеса и Дриопы, или Гермеса и Пенелопы, или Пенелопы и всех ее женихов). Пан родился весь покрытый волосами, с рогами, козлиными копытами, кривым носом, с длинной бородой и хвостом. Мать Пана, испуганная видом младенца, ужаснулась и бросила его, но Гермес подобрал его и отнес на Олимп. Все боги шумно и долго радовались да смеялись, разглядывая Пана. Рассмешив всех богов и всем понравившись, ребенок получил имя Пан (греч. «все») и был принят в число бессмертных. Пан почитался как покровитель пастухов, охотников, пчеловодов и рыболовов. По представлениям древних греков, — он бродит по горам и лесам, пляшет с нимфами, играет на изобретенной им свирели. Иногда Пан уединяется, и тогда не любит, чтобы его тревожили. На нарушителей своего покоя он нагоняет «панический страх». Своим криком он может обратить в бегство целое войско. Согласно мифам, Пан особенно дружен с Селеной. Наиболее известен миф о любви Пана к нимфе Сиринге. Он преследовал нимфу своей любовью до тех пор, пока она не укрылась в реке Ладоне, где превратилась в тростник, из которого Пан вырезал первую свирель. От нимфы Эхо имел дочь Иингу (птицу вертишейку). Считалось, что Пан обладал даром прорицания. В жертву Пану приносили козлов, ягнят, мед, молоко и виноградное сусло. С развитием общегреческой мифологии Пан из местного божества превращается в одного из спутников Диониса. В дальнейшем это приводит к утрате Паном индивидуальных черт и появлению в свите бога виноделия множества панов и панисков (младших панов). В позднейших мистических учениях Пан становится символом всеобщности, целостности Вселенной, а звук его флейты стали отождествлять с музыкой небесных сфер.

Сатиры (греч. satiros; дор. titiros — козёл), в греческой мифологии младшие лесные божества, демоны и жрецы плодородия, составляющие вместе с силенами свиту Диониса. Полуживотные духи холмов, гор, лесов и деревьев с козлиными или лошадиными ногами с копытами, рожками или остроконечными лошадиными (козлиными) ушами, козьим или лошадиным хвостом (символизирующим прирученные сексуальные силы), вздернутым тупым носом и растрепанными, длинными, обычно кудрявыми волосами. Ноги покрыты всклокоченной, щетинистой шерстью да и вообще у них очень волосатые части тела, в том числе грудь, руки, гениталии, брюхо, а лица усаты и бородаты. Они териоморфны и миксантропичны, однако торс и голова у них человеческие, лица энергичны, мудры, красивы, а человеческие части тела сильно развиты, упруги, стройны, соразмерны и рельефны. Одежду, если бы и носили, то предпочитали бы свободную, наподобие греческих хламид (короткий плащ обычно на голое тело) или коротких, а то и чисто символических туник. Полагают, что такими одеждами у них могли бы служить звериные (козлиные) шкуры. Однако, в ношении одежд сатиры замечены не были. Разве что их брови увиты плющом — растением, священным для Бахуса, а на голове могут быть ивовые венки Диониса, да ещё держать в руках его какой жезл-тирс. Другие их атрибуты: кисти винограда, корзины с фруктами, кувшины с вином, рог изобилия и змея. В своей наготе сатиры совершенно ествественны, так же как и в обращении со своим символом неиссякаемого плодородия — неувядающим, мультиоргастичным и всегда щедрым на потенцию и семя фаллосом.



Сатиры, а особенно младшие из них — сатириски — искренни, наивны, легкомысленны и даже кажутся глуповатыми, они резвы, задиристы, забиячливы, нагловаты, хамоваты, открыты, резвы, но далеки от воинственной агрессивности, даже скорее осторожны, плутоваты и трусоваты, они словоохотливы, рассудительны, мудры, простодушны, влюбчивы, безустанны в любви, а то и похотливы, они обходительны, полупьяны то ли от вина, а то ли от вечных экстаза и страсти, они любят сочные и спелые плоды винограда, продолжительные любовные утехи и веселье с танцами, игрой на музыкальных инструментах и разными незлобивыми проказами. Весьма искусны в песнопениях, песносложениях и танцевальных, грациозных движениях, чем необыкновенно приятны музам. Чаще всего живут в лесах и горах, проводя время в охоте, плясках и занятиях музыкой; порой они вспугивают и разгоняют стада, или подкарауливают, а то и, подвигамые сладострастием далее, игриво преследуют притворно убегающих от них нимф (олицетворения стихийных сил в виде девушек с длинными волосами, обнаженными ногами и руками: в лесах - дриады, гамадриады, на горах — орады, в ручьях, реках и речках — неяды, в море - нреиды), менад (спутниц бога Диониса), или участвуют в Дионисовых странствиях, водят хороводы, пьют, играют на свирелях, совершают разные глупые для серьезного человека выходки и выплескивают свою необузданную энергию в странных экстатических танцах. Их пляска, называвшаяся сикиннис, состояла из ритмического ряда прыжков, вследствие чего и сами сатиры назывались skirtoi, т.е. прыгунами. Музыка сатиров сельская, пастушеская; инструментами служат сиринга, флейта, цимбалы, кастаньеты и волынка. Подобно йети из центральноазиатях сказаний, сатиры враждебны к людям, но одержимы в высшей степени жаждой сексуальных наслаждений, поэтому преследуют женщин, а то просто по каким своим иным соображениям являются в образе домовых, лешего и т. п. Они не занимаются ни сельским хозяйством, ни земледелием, поэтому иногда судят о них, как о ленивых.



В свите Диониса сатиры являются непременными участниками оргий и спутниками бога, а потому самыми живыми и типичными представителями Дионисова культа. Вообще козел был животным, посвященным Дионису (тотемом бога), вследствие чего хор исполнителей Дионисовых дифирамбов состоял из сатиров. В связи с этим некоторые исследователи были склонны видеть в сатирах, выступавших на Дионисовых празднествах в качестве исполнителей обрядового действа, — ряженых, костюм которых заимствован у тотема чествуемого бога. Напротив, другие ученые признавали сатиров духами Пелопоннесских гор и отрицали исконную связь их с так называемыми сатирическими хорами, полагая, что первоначально аттическими спутниками Диониса были конеобразные силены (действительно, на вазах VI и V в. обыкновенным является тип сатиров с лошадиным хвостом), на которых в VI в. были перенесены атрибуты пелопоннесских сатиров. Участвуя в хорах на Дионисовых празднествах, сатиры положили начало развитию греческой трагедии и, в частности, сатирической драмы. Возможно, хоровой плясовой дифирамб, исполнявшийся ряжеными сатирами, был остатком обрядового действа той поры, когда Диониса чествовали, принимая образ посвященного ему животного, причем в мифе, который лег в основу драматического действа, эти сатиры превратились в спутников Диониса. А может быть, сатиры были введены специально с целью потешать и забавлять публику и с культом ничего общего не имели. На празднествах в честь Диониса за драматическими постановками следовали грубовато-шутовские действа сатиров - отсюда и «сатира». Как бы то ни было, обстановка сатирического хора вошла в обиход Дионисова праздника и обусловила развитие культовой и затем художественной драмы. Хор сатиров — непременный участник так называемых сатировских драм (напр., «Киклоп» Еврипида, «Следопыты» Софокла). В легендах о Дионисе сочетаются идеи страдания и радости, смерти и жизни. Эта двойственность природы божества отражалась на обиходе празднества: носители обрядового акта — сатиры, олицетворявшие естественную, а для кого-то элементарную и грубую силу природы, — то исполняли под пляску страстные песни, проникнутые весельем, то настраивались на лад плача.

По Гесиоду, сатиры имеют общее происхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются поэтом как ничтожная и ни к чему не способная порода живых созданий. Древнее искусство изображало сатиров старыми, бородатыми существами отвратительной наружности, с обликом диких обезьян или леших. Все чаще сатиры начинали отождествляться с силенами, а в позднейшее время стали смешивать сатиров, панов и фавнов. В римской мифологии сатиры отождествлялись с богом Фавном. Считалось даже, что поскольку сатиры составляют свиту Бахуса (Диониса), то от него и приобрели свои козлиные черты: волосатые ноги и копыта, хвосты (особенно в античном искусстве), бородатые лица и рога (в этом отношении напоминают Пана). В системе средневековой и ренессансной аллегории сатиры олицетворяли зло, более конкретно — неукрощенную природу и распущенность, в ранних примерах на них может быть ярлык «luxuna» (лат. — распутство) или «libido» (лат. — похоть, половое влечение). Да и как сатиру, по мнению некоторых исследователей, не символизировать собой похоть, раз он наполовину козёл — самое похотливое и сладострастное после человека животное?.. Средневековые христиане очень сурово относились к сатирам, связывая их не с Золотым веком человечества во время греческой цивилизации, а с изначальным злом. Рога и расщепленное копыто сатаны произошли от сатиров. Вместе с менадами, спутницами Бахуса, они участвуют в оргиастических ритуалах — вакханалиях. Рассказывали, что римский бог Фавн, желая овладеть своей дочерью, опоил ее, но достичь задуманного ему удалось только тогда, когда он принял облик змеи. Потому кувшин и змея тоже считались атрибутами сатира. Сатиры играют на флейтах, свирели и могут держать тирс (палка, увитая плющом и виноградом) — символ плодородия, перенятый ими у Бахуса, а также другой свой атрибут — сосуды с вином. Будучи сами духами плодородия, они могут держать рог изобилия или корзины с дарами природы. Или же они (в обществе нимф) собирают плоды с деревьев. С течением времени их изображали в более антропоморфном виде, сохраняя от древнего животного облика пышный лошадиный хвост. Даже сообщали о диком племени, обитавшем на островах Сатиридах и имевшем лошадиные хвосты. А затем появился и новый художественный канон сатиров: младшие аттические художники стали изображать их в виде нежных юношей, занятых на лоне природы различными забавами, собиранием винограда, приготовлением вина, музыкальными упражнениями или участвующих в оргиях Диониса в обществе менад. В общем же, сатиры стали любимыми персонажами эротического искусства и обычно изображались в виде получеловека с козлиной бородой, волосатыми ногами и копытами, а иногда и лошадиным хвостом. Кроме сатиров, в произведениях искусства встречаются также жены и дети сатиров. Старший из сатиров назывался Силеном.

Мотивы с сатиром:
1. Нимфы и сатиры. Обычно нимфы Дианы изображаются плещущимися в водоеме или занимающимися своим туалетом в лесистой местности; в это время к ним незаметно подкрадываются сатиры. Или сатиры нежно снимают одежды со спящих нимф. Или сатиры внезапно нападают на нимф, захватывают нескольких девушек, другим удается скрыться. Или все они мирятся, и нимфы сидят на коленях у ласково с ними обращающихся сатиров. Эта нежно-эротическая тема — возможно, аллегория Целомудрия, побежденного Вожделением, — была популярна у художников барокко. Или ещё одна подтема — нимфа ускользает из рук сатира, оставляя в них свой парик. Нимфа Кориска была поймана сатиром, обвинившим ее в неверности. Хотя он крепко схватил ее за длинные волосы, ей удалось ускользнуть: «Твои взгляды и речь фальшивы, Почему же не быть фальшивыми твоим волосам?». Эту тему можно найти в итальянской живописи барокко.

2. Венера и сатир. Тема, аналогичная предыдущей: богиня, занимающаяся своим туалетом, застигнута врасплох сатиром. Или она сидит у сатира на коленях. Обычно присутствует Купидон.

3. Сатир и крестьянин. Басня (не из классической мифологии, но у Эзопа и Лафонтена). Странник, которого сатир вместе со своим семейством пригласил в свою хижину, чтобы обогреть и накормить, сначала дул на свои замерзшие руки, а затем на миску с горячим супом. «Уходи! — сказал ему сатир. — Мне не нужен гость, дующий и на горячее, и на холодное» («Нет, приятель, не быть нам с тобой друзьями, если у тебя из одних и тех же губ идет и тепло, и холод» (Эзоп, «Человек и сатир»). Этот сюжет был популярен у фламандских художников XVII века, имевших обыкновение изображать кухню убогой хижины, где за столом сидят сатир и его гость, перед ними кастрюля супа. Домочадцы несут блюда с едой, жена сидит с малышом на коленях. У их ног собака, кошки и домашняя птица.

Силены (греч. silenos, slenios, лат. silenus), в греческой мифологии демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы, подобные сатирам природные существа, изображались с лошадиными копытами, лошадиным хвостом и острыми ушами. Божества собственно малоазиатской мифологии, отождествленные греческой драмой с сатирами, от которых они, однако, отличались как по происхождению, так и по демоническим свойствам. По происхождению силены связаны с лидийскими и фригийскими сказаниями о Вакхе и были первоначально божествами рек, источников и мест, изобилующих водою и богатою растительностью, в противоположность сатирам — демонам гор и лесов. Близкое отношение силенов к водной стихии выражается, например, в конских атрибутах их наружности (уши, хвост, ноги, копыта), так как конь — обыкновенный символ в группе водных божеств греческой мифологии. Благодаря своей конской породе силены были родственны также фессалийским центаврам. Природа силенов представляет собою соединение, с одной стороны, животного, низменного, пьяного веселья и балагурства, с другой — серьезного вакхического восторга, который проявляется в музыкальном творчестве и пророческом экстазе. В греческих сказаниях о силенах отразились обе эти стороны демонического характера силенов, хотя вследствие смешения и слияния с сатирами силенам приписали больше смешных и животных черт, чем было в их природе; при этом многие атрибуты силенов — напр. атрибут осла, обычный в малоазиатских мифологических представлениях символ пророческого дара, — были извращены в сторону комизма.

По сказаниям, силен неохотно делится с людьми знанием будущего: для этого надо его поймать хитростью и силою заставить пророчествовать. Так, Мидас поймал силена в своих садах, смешав воду реки с вином и напоив допьяна падкого до вина бога; попав к царю во власть, силен открыл ему сокровенное знание о природе вещей и поведал будущее. В Македонии и до сих пор показывают место, именуемое этими Садами Мидаса.

Местом рождения Силена, сына Гермеса (или Пана и одной из нимф), играющего роль в сказаниях о Дионисе, считается во многих сказаниях Фракийская Низа, где он был царем. Здесь он вскормил и воспитал Диониса, которого посвятил во все знания и искусства, научив, между прочим, виноделию и пчеловодству, и с которым жил в теснейшей дружбе. Подобно греческим сатирам, малоазиатские силены были изобретателями национальной музыки, а именно сиринги и флейты, и обычными нежными спутниками горных нимф. Близкое отношение силена к малоазиатской музыке доказывается мифом о Марсии, который в сказаниях называется силеном и богом реки, протекавшей через фригийский город Келены. В Греции силен также почитался как покровитель источников и гений плодородия, олицетворявшегося в Дионисе. Что касается музыкальных свойств греческих силен, то Марсий на аттической сцене изображался как представитель устаревшей флейты, которая уступила представляемой Аполлоном кифаре. В связи с этим стоит рассказ о суде Аполлона над Марсием. Афина изобрела флейту, но бросила ее как негодный инструмент. Марсий, однако, подобрал флейту и довел игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Судьей был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам силену Марсию, произнес приговор в его пользу. Тогда Аполлон содрал с Марсия шкуру, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами. Из крови Силена или слез нимф, оплакавших гибель своего любимца, образовалась река, носившая его имя.

В свите Вакха (Диониса) Силен фигурирует как постоянно (большей частью мертвецки) пьяный его спутник; как таковой, он изображается как курносый, веселый и добродушный старик с лошадиными копытами и хвостом, с плешивой головой, толстым животом, волосами на теле и выражением опьянения на лице; он едет верхом на осле, поддерживаемый сатирами. Его изображали также смешивающим вино, или лежащим на меху, или сидящим с флейтою или сирингой. Из-за непрерывного пьянства он, как правило, не может самостоятельно передвигаться, и его ведут под руки или везут на осле сатиры. Силен — большой любитель музыки, шумного веселья. Часто, в полусонном и полупьяном состоянии, он излагает в песне спутникам Диониса о рождении мира (космогонии), царстве Крона (Сатурна), подвиге Прометея, истории гелиад. В классической мифологии Силен — отец многочисленных силенов и сатиров, различие между которыми намечается в позднейшую эпоху формирования античной мифологии. Нередко Силена окружают другие силены, которые поют, или пляшут, или играют на кифаре. Вместе с сатирами (от которых их часто трудно отличить) силены входят в свиту Диониса. Как таковые силены изображались миксантропичными, уродливыми, курносыми, толстогубыми, с глазами навыкате, с лошадиным хвостом и копытами. Иногда изображались в виде человека с лошадиными ушами. Они славятся задиристым нравом, страстью к вину, ухаживанием за нимфами. Изображаются или в буйном танце с непристойными движениями, или сидящими на осле в полном опьянении, потягивающими вино из меха. Имеют обычай появляться в состоянии опьянения и демонстрировать при этом свою мудрость.

Силенам родственны так называемые паппосилены или силенопаппы — обросшие волосами и зверообразные существа. На сцене силены выступали в мохнатых хитонах.