in ГЕРМЕС (греч. herma — груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений): в греческой мифологии вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, проводник душ умерших, учитель оккультных наук, бог торговли и прибыли, покровитель мальчиков и юношей. В римской мифологии почитался под именем Меркурия.

Гермес — сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, рождённый ею в Аркадии в пещере Киллены. На фетишистскую древность Гермеса указывает его имя. Гермы были путевыми знаками, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Гермес «привратный» — «Пропилей»); повреждение герм считалось страшным святотатством. Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Гермеса, как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл — средоточие магической силы. В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мёртвых. Гермес одинаково вхож в оба мира — жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведёт богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса. Гермес — вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Гермес насылает на людей сны с помощью своего жезла.

Водительство Гермеса на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле — матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи. Основателю Фив Амфиону Гермес вручает лиру, и с её помощью герой строит стены города; Персею он вручает меч для убийства Медузы; Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки; Гермес спас бога Ареса от козней Алоадов.

Гермес охраняет героев во время странствий. Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла, причём здесь сказалось умение Гермеса открывать незримо любые узы. Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Гермеса и история кражи младенцем Гермесом прекрасного стада коров у Аполлона даётся в гомеровском «Гимне Гермесу». Гермес обучил плутовству своего сына Автолика — деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея — результат наследственности, полученной от божественного предка. Благодаря хитрости и обману Гермес освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Гермес ловко убил одного из гигантов.

Функция Гермеса как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой, вторична (ср. Пан — сын Гермеса — бог стад). Гермес и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Гермесом) найдя черепаху, Гермес впервые изготовил из её панциря семиструнную лиру и пел под её аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров. В придачу Гермес вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания. В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Гермеса потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т.н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвящённым) сочинения. В связи с этой трансцендентальностью Гермес почитался и на анфестериях — празднике пробуждения весны и памяти умерших. Интересно отметить, что в «Деяниях Апостолов» после исцеления Павлом «мужа, хромого от чрева матери своей» в Листре, восторженная толпа называет его Гермесом (Меркурием), сошедшим на землю.

Гермес являлся также богом-покровителем мальчиков и юношей, а вместе с Гераклом, Аполлоном и Музами и богом-покровителем гимнасиев, ввиду чего ни один греческий гимнасий не обходился без алтаря и статуи этого дружественного бога. Согласно Плутарху, мальчик, помогающий при жертвоприношении жрецу Юпитера, звался Камиллом, тогда как у греков Гермес-помощник часто зовется Кадмиллом. Город Лебадия в Беотии издревле славился священным оракулом Трофония, дававшим прорицания во сне. Павсаний, который сам обращался за советом к этому оракулу, подробно рассказывает о различных приготовительных шагах, предписываемых, по исполнении торжественных обрядов, желающим вопросить оракула. Наряду с прочими приготовлениями вопрошающего подводят к реке Теркине, бегущей через долину, где «два мальчика лет тринадцати из числа горожан, называемые Гермесами, моют его и умащают маслом, делая для него все то, что исполняется обыкновенно мальчиками-рабами».

Обаятельному, дружелюбному, почти всегда влюбленному богу Гермесу посвящалось в Греции относительно немного праздников; однако, с другой стороны, о нем чуть ли не на каждом шагу напоминали так называемые Гермесовы колонны, или, выражаясь точнее, Гермесовы столбы — каменные столбы с вырезанной сверху головой, которая поначалу изображала Гермеса, а потом и другие божества, и фаллосом.

Немногочисленные праздники, принадлежавшие Гермесу, были не лишены эротической подоплеки. При этом Гермес олицетворял для греков цветущую мужскую красоту, какой она предстает в период преображения юноши в молодого мужчину. Когда Одиссей пристал к острову Кирки и вышел на берег узнать, обитаема ли эта земля и каким народом, то на пути его встречает Гермес, который, конечно, остается неузнанным. Он имел пленительный образ юноши с девственным пухом на свежих ланитах, в прекрасном младости цвете. Поэтому отнюдь не случайно, что на празднике Гермеса в Танагре самый красивый и блестящий из эфебов должен был на своих плечах обнести вокруг городских стен барана. Этот обычай был установлен в память о Гермесе, некогда таким способом отвратившем от города мор. Баран, которого обносили вокруг и затем предположительно приносили в жертву или загоняли вне городских стен, как бы принимал на себя все грехи целого города, тем самым их искупая. Этот же обычай известен нам и в других странах, причем характерно, что для исполнения обряда избирался самый красивый юноша города.

На Крите проводился праздник Гермеса, напоминающий римские Сатурналии. Господа и слуги менялись местами; господин прислуживал рабу, который имел право даже побить его; в этот день допускались любые сексуальные вольности. Известны также праздники Гермеса, проводившиеся в гимнасиях мальчиками, не достигшими отроческого возраста, причем присутствовать кому-либо страше отроческого возраста на них воспрещалось под страхом смерти..

Под влиянием античных изображений Гермес с ягнёнком на плечах, в раннехристианском искусстве сформировался иконографический тип «доброго пастыря». В средневековых книжных иллюстрациях Гермес изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты). Иногда Гермес изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Гермес — проводник душ, посланец богов, миротворец. Гермес изображали в обществе харит-граций.