in ЭЛЕКТРЫ КОМПЛЕКС (по имени героини древнегреческих трагедий Эсхила «Хоэфоры» (2-я часть трилогии «Орестея»), «Электры» Софокла и «Электры» Еврипида, которая горит местью уничтожить мать): понятие было впервые использовано Юнгом для обозначения существования у девочки желаний и установок, аналогичных комплексу Эдипа у мальчиков, то есть враждебности маленькой девочки по отношению к матери (соперничества с матерью) и привязанности к отцу, что также проявляется в возрасте от трех до пяти лет (на стадии развития гениталий). Реакция девочки на «страх кастрации» выражается в том, что она переносит свою любовь к отсутствующему у нее органу (пенису) на человека, которому принадлежит этот орган, — своего отца, поэтому-девочка настаивает, что она «папина единственная возлюбленная». Однако Фрейд не признал термин «комплекс Электры» полезным, и понятие «эдипов комплекс» стало общепринятым для описания тройственных отношений между ребенком и родителями независимо от пола ребенка.

Электра, микенская царевна, — играет существенную роль в спасении своего родного брата — малолетнего Ореста и затем оказывает ему помощь в убийстве Эгисфа и Клитеместры, его и своей матери, вероломно убившей их отца. История же Клитеместры, дочери Тиндарея и Леды, следующая: однажды ее отец забыл почтить жертвой Афродиту, и разгневанная богиня предсказала, что дочерям Тиндарея суждено быть двух- и трёхмужними. Первой эту судьбу и испытала Клитеместра: она вышла замуж за Тантала, внука Пелопа, но Агамемнон, убив Тантала и новорождённого сына Клитеместры, принудил её стать его женой. В новом браке Клитеместра родила трёх дочерей (Ифигению, Хрисофемиду и Электру) и сына Ореста. Вражда Клитеместры к Агамемнону, возникшая после убийства её первого мужа и сына, вспыхнула с новой силой, когда Ифигения была принесена отцом в жертву, чтобы обеспечить благополучное отплытие ахейского флота под Трою. Отсутствием Агамемнона, воглавившего резню греками троян, воспользовался Эгисф, который давно домогался любви Клитеместры. Однако склонить Клитеместру к супружеской измене Эгисфу удалось только после того, как он сослал на необитаемый остров придворного сказителя, которому Агамемнон поручил наблюдать за Клитеместрой. Возвратившийся после победы в Троянской войне Агамемнон был убит Эгисфом. С сер. 6 в. до н. э. в литературной традиции в сюжете убийства Агамемнона возрастает роль Клитеместры. Чаще всего она сама изображается непосредственной убийцей мужа, прикрывая истинную причину преступления (измену с Эгисфом) местью за дочь Ифигению. Иногда сообщается, что Клитеместра пошла на убийство Агамемнона, боясь разоблачения в его глазах. Царствуя после этого в Микенах вместе с Эгисфом, Клитеместра в угоду ему всячески притесняет дочь Электру и со страхом ожидает растущего на чужбине Ореста. Последние минуты жизни Клитеместры, погибающей от руки сына, изображаются в афинских трагедиях 5 в. до н. э. по-разному. У Эсхила она готова с оружием в руках защищать свою жизнь против Ореста, у Еврипида образ Клитеместры значительно смягчён, и убивший мать Орест чувствует себя глубоко подавленным, совершив новую кровавую месть.

Основным содержанием образа Электры у афинских трагиков 5 в. до н. э. является поглощающая всё её существо жажда мести убийцам Агамемнона и страстное ожидание Ореста, который сможет осуществить эту месть. Встреча Электры с Орестом, по-разному изображённая Софоклом и Еврипидом, представляет одну из самых волнующих сцен в афинской трагедии. Активно побуждая Ореста к отмщению убийцам, Электра руководствуется как чувством долга к погибшему отцу, так и ненавистью к воцарившемуся в Микенах Эгисфу: он содержит Электру взаперти во дворце на положении рабыни и не позволяет ей вступить в брак, опасаясь рождения мстителя. У Еврипида введён мотив насильственной выдачи Электры за простого земледельца. Однако благодаря благородству супруга Электры этот брак оказывается фиктивным и после свершения мести не является препятствием для бракосочетания Электры с Пиладом (другом Ореста).

Итак, у женщин аналогом эдипова комплекса служит комплекс Электры, названный так по имени персонажа древнегреческой легенды о принцессе, содействовавшей убийству собственной матери. Комплекс Электры сложнее эдипова комплекса. Помимо общего положения о враждебности к матери и привязанности к отцу, комплекс основан на том, что девочка чувствует себя обманутой и завидует мальчикам, когда обнаруживает, что у тех есть пенис. Эта так называемая зависть к обладателям пениса приводит к развитию у девочки желания быть с отцом и избавиться от матери, которую она считает виновницей вставшей перед ней дилеммы. По мнению Фрейда, эта ситуация решается не столь адекватно как случай эдипова комплекса, поскольку девочка не столь сильно мотивирована страхом: в конце концов, она все равно уже «потеряла свой пенис». Фрейд считал, что это менее успешное разрешение конфликта в детском возрасте является причиной того, что степень психологической зрелости женщин меньше, чем у мужчин, поскольку зависть к обладателям пениса сохраняется на протяжении всей жизни.

Как правило, комплекс Электры разрешается, когда любовь к отцу переключается на подходящий объект — мужчину, способного обеспечить эмоциональный комфорт и удовлетворительную сексуальную жизнь, совместно с которым можно произвести на свет детей. Согласно психосексуальной теории Фрейда, если комплекс Электры своевременно не разрешится, он может породить у женщины серьезные проблемы, осложняя расставание с отцом ради приемлемого партнера.