in ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (по имени героя древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип», который по незнанию убил отца и женился на собственной матери) (комплекс Эдипа, ядерный комплекс): краеугольное психоаналитическое представление об особенностях эмоциональных отношений ребёнка в возрасте 3-4 лет к своим родителям. Термин был введен Зигмундом Фрейдом для обозначения одной из ключевых психосексуальных стадий развития у мальчиков. Фрейд почерпнул идею эдипова комплекса в греческой мифологии, особенно из трагедии Софокла «Царь Эдип».

Эдип — в древнегреческой мифологии царь Фив. Согласно трагедии, Лаю (отцу Эдипа) была предсказана смерть от руки собственного сына, который в то время еще не родился. Когда царица Иокаста родила сына, царь велел бросить новорождённого сына на съедение зверям (приказал отнести его в горы, чтобы он там умер). Спасённый пастухами ребёнок попал к коринфскому царю Полибу, который вырастил Эдипа как родного (собственного) сына. Достигнув зрелого возраста, Эдип узнал в Дельфах от оракула, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал родиной, Эдип отправился в путь. В дорожной ссоре он убивает незнакомого знатного мужчину (это был Лай). Продолжая свои странствия, Эдип предстал перед сфинксом, который предложил ему разгадать «загадку жизни». Эдип разгадал загадку Сфинкса, благодаря чему освободил Фивы. В награду за это Эдипа провозгласили царём Фив, где он женился на (стал мужем) овдовевшей Иокасты (матери). Около 20 лет прожил Эдип в счастье, не подозревая, что пророчество дельфийского оракула сбылось. Когда в Фивах началась моровая язва и оракул в Дельфах предсказал, что только изгнание убийцы Лая спасёт город, Эдип узнал о своих преступлениях. Он ослепляет себя брошью, которой были сколоты ее царские одеяния, и уходит в изгнание, Иокаста вешается (кончает жизнь самоубийством). По другой версии, Эдип, брошенный при рождении, возвращается в родные Фивы как царь Эдип и по незнанию влюбляется в свою мать. Он вступает с ней в сексуальные отношения и за это его ослепляют и отправляют в пустыню умирать, так как на него пал гнев богов. Таков миф об Эдипе. Подобные легенды распространены у многих народов. Кара, постигшая Эдипа, отражает восходящее к глубокой древности запрещение брачных отношений между прямыми родственниками.

Согласно 3игмунду Фрейду, комплекс Эдипа является (эдипова стадия развития характеризуется) комплексом детских переживаний, состоящим из влечения (интенсивной привязанности) мальчика к своей матери одновременно с ревностью и недоброжелательством по отношению к отцу (соперничеством с отцом). Это сопровождается чувством вины, вызванным инцестуозными желаниями и страхом кастрации и возмездия от рук отца. Фрейд считал, что трагедия «Царь Эдип» веками сохраняла силу своего воздействия на зрителя из-за того, что она затрагивала его скрытые эдиповы устремления. Он также считал, что сила шекспировского «Гамлета» кроется в эдиповой любви датского принца к своей матери. У девочек он характеризуется особой привязанностью к отцу и направленностью на него сексуального влечения и называется комплексом Электры, которому присуще переключение первоначальной любви к матери на любовь к отцу. У девочек комплекс Электры также сопровождается чувством вины и страхом возмездия.

При получении эротического наслаждения во время мастурбации у мальчика появляются фантазии полового сближения с матерью (что вполне естественно, поскольку он уже любит мать, так же как она его). Такие фантастические желания ведут к развитию эдипова комплекса. Мальчик ревнует мать к отцу, считая последнего соперником в борьбе за ее любовь. В то же время мальчик боится гнева могущественного отца и особенно опасается, что тот накажет его, лишив пениса. Страх перед возможной кастрацией поддерживается в уме мальчика двумя логическими соображениями: 1) он считает, что пенис будет «наказан» как источник удовольствия и вины, 2) он уже знает, что у девочек не бывает пениса и, следовательно, его можно отнять. Проблема решается достижением продуктивного компромисса. Мальчик отказывается от сексуальных желаний в отношении матери и враждебного отношения к отцу, взамен идентифицируя себя с последним. Таким способом он пытается как можно больше походить на отца, чтобы однажды стать столь же могущественным и быть в состоянии удовлетворить свои сексуальные устремления. То есть эдиповы переживания вытесняются в сферу бессознательного и становятся бессознательными. Враждебность к отцу преодолевается через идентификацию с ним.

По Фрейду, комплекс Эдипа является универсальным для мужчин и составляет основу и сущность всей истории человечества, определяют многие аспекты сексуальности и невротизма. Поэтому эдипов комплекс называется Фрейдом также ядерным комплексом как напоминае о том, что комплекс Эдипа является «ядром», центром большинства других комплексов. Понятие объясняет формирование социальной, или моральной инстанции субъекта (Супер Эго). Влечение к собственной матери обусловливает агрессию по отношению к отцу, место которого стремиться занять ребенок. Амбивалентность — отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) и инициирует идентификацию, — за счет которой происходит усвоение мужской социальной роли и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует Супер — Эго (сверх — Я).

В незапамятные времена человек жил в ситуации промискуитета всех мужчин со всеми женщинами в первобытном обществе. В этом обществе вожак, будучи самым сильным, присваивал себе всех самок, которые могли быть матерями, жёнами и сестрами остальных самцов. Сам же вожак по сути был отцом всех самцов первобытного общества. Однажды униженные самцы убили вожака-отца и решили ввести экзогамию (запрет браков и половых отношений с кровными родственниками). Фрейд считал, что введение экзогамии положило начало общественной морали и государственной организации человеческого общества. Первобытные братья, убив отца, начали испытывать противоречивые чувства, которые зачастую обнаруживаются у невротиков и у детей ненависть и чувство соперничества по отношению к отцу и восхищение им, затем возникло сознание вины и раскаяние. Осознание вины за совершённое деяние побудило установить табу (запрет) на инцест и на убийство отца. В психоаналитической трактовке Фрейда предполагается, что на сознании вины за совершённое на заре цивилизации деяние, незримо присутствующей в душе каждого человека, основана вся современная культура с её предписаниями морали и различными ограничениями. Следует сказать, что эти выводы не являются абсолютными, так как входят в противоречия с некоторыми данными современной науки. В клинической и психологической практике зачастую можно обнаружить символические проявления Эдипова комплекса (для женщин — комплекса Электры). Например, в выборе сексуального партнёра играют роль те его свойства и качества, которые присущи образу родителя противоположного пола, в большинстве случаев эта закономерность человеком не осознаётся.

Однако, для многих исследователй спорным остаётся психоаналитическое утверждение в том, что Эдипов комплекс является универсальным для каждого. «Фрейд заметил явление пожизненной зависимости от внешнего объекта. Он истолковал это как продолжение ранних, сексуальных в своей основе, связей с родителями на всю жизнь. Этот феномен произвел на него такое впечатление, что он увидел в Эдиповом комплексе основу всех неврозов и считал успешное преодоление этого комплекса главной проблемой своего развития. Увидев в эдиповом комплексе центральное явление психологии, Фрейд сделал одно из величайших психологических открытий, но правильно истолковать его не смог» (Э. Фромм).

Дополнительно:
  • Фрейдизм (психоанализ)