in ЮНОСТЬ

Юность подразделяется на три стадии: раннюю, среднюю и позднюю. Ранняя юность — это период приблизительно с 11,5 до 13 лет; средняя стадия — с 14 до 17, а поздняя — с 18 до 22.

В ранней юности подросток уделяет очень большое внимание происходящим в нем физическим переменам при половом созревании. Укрепляются связи в группе сверстников. И очень важно, чтобы в этом возрасте развивалась дружба. На этом этапе для подростка характерно еше детское мышление, в котором преобладает конкретность. Например, если попросить подростка объяснить значение пословицы «не руби сук, на котором сидишь», вы получите ответ: «Если человек срубит сук, то сам упадет».

Основной признак второй стадии юности — отдаление от родителей или опекунов как основная задача развития. На этой стадии начинается обучение ремеслу или профессиональное образование, а также происходят первые опыты сексуального взаимодействия. В этот период развивается абстрактное мышление, но пережитки конкретного сохраняются.

Поздняя стадия характеризуется большим отдалением от родителей и укреплением близких дружеских связей. В этот период происходит совершенствование трудовых навыков и профессиональных знаний. У юношей и девушек, находящихся в поздней стадии юности, преобладает сложное конкретное мышление.

Поскольку юность — очень важный жизненный этап, непосредственно предшествующий взрослой жизни, психологи и другие ученые, занимающиеся социальными проблемами, уделяли ей и сопровождающим ее бурным процессам много внимания. Хотя не все в юности испытывают состояние «бури и стресса», столь характерное для этого периода, психологи сделали вывод, что стресс в юности возникает в результате одновременного действия пяти задач развития, которые должны быть выполнены на данном жизненном этапе.

Это:
физические и физиологические изменения периода полового созревания. Приспособление к физическим переменам требует от подростка способности легко воспринимать изменения в своей внешности, что зачастую порождает проблемы. По мере роста возникают гормональные изменения, вызывающие менструацию у девочек и ночные поллюции у мальчиков, и нередко — прыщи и повышенное потоотделение;
отдаление от родителей и опекунов. Хотя значение группы сверстников возрастает, наиболее влиятельной фигурой в жизни юношей и девушек остаются родители. При этом многим подросткам хочется попробовать свои силы и обозначить свою независимость от родителей. Нередко подростки проникаются неприемлемыми для их родителей политическими и философскими идеями, а также выбирают неприятные им музыку, одежду и даже товарищей. Здоровый подросток должен иметь собственное мнение, точку зрения, жизненную позицию, отличную от родительских, не чувствуя при этом тревоги или вины. В то же время подросток может соглашаться с родителями, не испытывая ощущения зависимости, несвободы или слабости;
развитие близких дружеских отношений (связей), которые изменяются по мере взросления, и интегрирование (внедрение) в социальную структуру (среду). В первую стадию группа сверстников может быть ограниченной или легко воспринимать друзей со стороны — такая компания очень распространена среди мальчиков и девочек. Ребенок может в такой компании найти какого-то одного друга или дружить со всеми вместе. На средней стадии развивается индивидуальная дружба, она приобретает большее значение, но важность группы сверстников сохраняется. В это время возникают сексуальные интересы, и важной фигурой становится друг противоположного пола, являющийся одновременно м романтической фигурой, и самым близким товарищем. В позднюю юность дружеские отношения становятся более глубокими и интенсивными, причем друзьям уже легче высказывать спорные для партнера суждения. Расхождения во мнениях не препятствуют сохранению дружбы.;
развитие, связанное с профессиональным призванием и образованием. Формирование трудовых и образовательных навыков по-разному проявляется на различных стадиях, и лишь на поздней стадии, когда развилось абстрактное мышление, юноши и девушки способны формулировать свои новые идеи и концепции. Они лучше определяют для себя цели, связанные с карьерой, и ищут пути их достижения.;
• первоначальное определение сексуальной ориентации. Для большинства, но не для всех, в юности заканчивается процесс сексуальной идентификации (существуют некоторые исключения, см., например, сексуальные приемы лесбиянок). Для ранней юности характерны горячие увлечения представителями своего пола. Иногда их ошибочно принимают за проявление гомосексуальных наклонностей. Недавно проведенные исследования показали, что 25,9% подростков 12 лет «не уверены» в своей сексуальной ориентации. В средней или поздней юности, когда сексуальная активность становится более распространенной и привычной, сексуальная ориентация закрепляется. Важно не только реальное сексуальное поведение индивида, но и его или ее фантазии. Если к 21 году юноша или девушка не имеют опыта половой жизни, но их мастурбация стойко связана с фантазиями гетеросексуального или гомосексуального характера, то, несмотря на девственность, их сексуальная ориентация определена. В 18 лет только 5% юношей и девушек затрудняются обозначить свою сексуальную ориентацию.

Одни преодолевают эти вехи развития относительно легко, другим указанные задачи кажутся чрезвычайно трудными, а иногда — непреодолимыми. Помимо этих задач подросток должен постичь этические нормы и ценности, чтобы руководствоваться ими в будущем.

При всей сумбурности изменений в анатомии и физиологии, мышлении и семейных отношениях, свойственных юности, она остается волнующим периодом в жизни человека. Следует отметить чрезвычайный разброс в способности юношей и девушек достигать целей развития, а также в продолжительности периода, необходимого для их завершения.

Дополнительно:
  • Переходный возраст
  • Переходный период
  • Подростковый возраст
  • Секс и ребенок
  • Половое воспитание
  • Сексуальность в школьном возрасте
  • Сексуальность подростков
  • Мастурбация умелая