in
АДАМ И ЕВА
Адам (ивр. adam — «созданный из красной глины», «человек», «земля», «прах») и Ева (ивр. Chavvah, Haviva, Hava — «живая», «подвижная», «озорная», также Haim — «жизнь», возможно арам. Hev'ia, финик. Hvt — «змея», «змееподобная богиня») — библейские праотец и праматерь — прародители — человеческого рода.
В 1-й Моисеевой книге два упоминания о сотворении человека. Первое говорит, что Бог создал на 6-й день мужчину и женщину, по своему образу и подобию (1, 26-30):
«И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверьми, и скотами, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли. И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и зверьми, и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земли».
То есть Адам не принадлежит к низшим божествам, полубогам или героям. Он создан «по образу» Божьему, обладает знанием добра и зла и может вступать в личные отношения с Богом. В Новом Завете Адам именуется «сыном Божиим» (Лк 3:38) и типологически сопоставляется со Христом (Рим 5:12-21; 1 Кор 15:22).
Второе сказание в Бытии о том, что Бог создал сперва одного человека (adam) из земли (adama) и поселил его в прекрасном саду, где находились два заветных дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. «И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу». В толковательной системе христианских гностиков и манихеев и в откровении мандеев Адам считается первым безгрешным существом в мире духов.
Еву Бог создал позднее, вынув ребро у спящего Адама (см. гл. 2-3). «И нарече Адам имя жене своей: Ева, яко та мати всех живущих». Адам и Ева жили в состоянии детской невинности в саду Эдема, где им было дозволено есть плоды от любого дерева, за исключением плодов от «древа познания добра и зла». Искушенная змеем Ева попробовала запретный плод и угостила им Адама. Совершив этот акт непослушания, они осознали свою наготу и греховность и уподобились богам, знающим различие между добром и злом. Чтобы Адам и Ева не смогли вкусить также и от «древа жизни» и обрести бесcмертие, Бог изгнал их из Эдема, и с тех пор они были принуждены возделывать землю, чтобы добывать себе пропитание тяжким трудом (3:23-24). Кроме того, Еву ожидало наказание, сформулированное так: «Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя; в болезнех родиши чада; и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» (3:16). Дальнейшее человечество произошло после грехопадения и изгнания первых людей из рая, от Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5).
Прожил Адам, согласно Библии, 930 лет. Согласно апокрифам, Ева умерла через шесть дней после его cмерти и была похоронена на том месте, где ныне город Джеда в Саудовской Аравии. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по мусульманскому — на горе Абукаи, около Мекки, по христианскому — на Голгофе как раз там, где через 4611 лет после смерти Адама был водружен крест Спасителя, и потому на иконах с распятием рисуется череп Адама у подножия распятого Христа. Череп обагрён кровью, что аллегорически отображает идею об искуплении христовой кровью грехопадения Первочеловека. В новой священной истории первый человек Адам является виновником греха и смерти (Рим. 5, 14) и ему противопоставляется Христос, «сын человеческий» (евр. ben adam), потомок Адама и второй Адам, виновник жизни и бессмертия.
Сказания Зендавесты у персов рассказывают, что Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни — Хом, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман в образе змия является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору. В Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился Адам. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей, и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся Адам и послал архангела Гавриила научить его заповедям Божьим на том самом месте, где позднее был воздвигнут храм в Мекке. Адам свято исполнял заповеди, за что через 2000 лет на горе Арарат вновь нашел свою жену.
В Евангелии от Луки, в главе 3 находится родословная от Адама до Иисуса Христа. При исследовании Ветхого Завета, можно вычислить конкретные даты. Например, в книге Бытие 5 главе 3 стихе говорится, что у Адама с Евой родился Сим, когда Адаму было 130 лет, а в 6 стихе написано: «Поживе же Сим лет сто пять и роди Еноса», таким образом, 130+105=235, Енос родился через 235 лет после сотворения Адама. Такими и прочими рассуждениями (например, что «един день пред Господем яко тысяща лет, и тысяща лет яко день един» (2 Петр. 3, 8)) была выведена в VI веке в Византии т.н.«византийская схема летоисчисления» (одна из многих), согласно которой до рождения Христа (25 декабря) от сотворения мира 1 марта прошло 5508 лет, а Адам был создан в пятницу 1 марта 1 года. Согласно же иудейскому летоисчислению, между рождением Адама 1 тишрея (в ночь на 18 сентября) 6 дня творения и годом рождения Христа прошло 3760 лет. Шестой день творения приходится на пятницу, в то время как неделя начинается с нынешнего воскресения, а суббота была днем отдыха или «шабат».
Вот как представляет мидраш последовательность творческих актов этого последнего шестого дня: «Первого Тишрея был создан Адам. В первый час он был замыслен, во второй час (замысел) представлен перед ангелами, в третий был замешан прах, в четвертый смесь была отделена, в пятый час была придана форма. В шестом часу была создана фигура и поставлена на ноги. В седьмом часу в него вдохнули жизнь. В восьмом часу поместил его в Эдемском саду. В девятом часу ему заповедали не вкушать от древа познания. В десять он преступил эту заповедь. В одиннадцать человек был судим. В двенадцать вышел прощенным». (Псикта дерав Кахане)
В древних ассиро-вавилонских клинообразных надписях, составленных за 2000 лет до Р. Х., то есть задолго до Моисея и Зороастра, находится следующая фрагментарная надпись: ««После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых… бог (Хао) создал двоих…».
Клинописные таблички Месопотамии также поведали, что у бога Энки болело ребро. Hа шумерском языке слову «ребро» соответствует слово «ти». Богиня, которую позвали, чтобы она вылечила ребро у бога Энки, зовется Hинти, то есть «женщина от ребра». Hо «нинти» означает также «дать жизнь». Таким образом, Hинти может в равной мере означать «женщина от ребра» и «женщина, дающая жизнь». Возможно, древнееврейские племена заменили Hинти Евой, поскольку Ева была для них легендарной праматерью человечества, то есть «женщиной, дающей жизнь», однако, поскольку связь между Евой и ребром сохранилась, в результате Ева оказалась сотворенной из ребра Адама.