in АГНИиндусский (индуистский, индийский) бог огня.

Самый молодой из ведических богов. Агни — сын Неба (Дьяуса) и Земли (Притхиви), брат Индры (правителя мира) и хранитель нашего мира; его супруга — богиня зари Ушас. Агни изображают двухголовым (символизирует внешний и внутренний огонь), желтоглазым, семиязыким и краснокожим. В своих четырех руках он держит знамя из дыма, топор, факел или пылающее копье, веер, ложку и четки. Агни одет в черное; он едет верхом на овне или в колеснице, запряженной красными лошадьми. Он олицетворяет огонь в трех его аспектах: сияющее солнце, сверкающая молния и жертвенное пламя.

Проглотив семя Шива, Агни породил Картиккея — бога битв и мужской красоты. В «Махабхарате» спрашивается: «Кто в начале мира принес свое семя в жертву богу Огня?» «Саура-пурана» отвечает: «Агни сказал: «Извергни свое семя, эту божественную Сому, в мои ладони, и пускай боги немедленно выпьют его». Тогда Шива изверг из своего лингама свое совершенное семя, благоухающее жасмином и голубым цветком лотоса. Агни собрал его в руки и радостно выпил, мысленно произнеся: «Эликсир!», а Шива после этого исчез». Индусские источники утверждают, что во время этой божественной майтхуны «рот Агни» символизировал женщину.

Известен индусский ритуал, посвященный богу Агни — агничайяна. По словам некоторых ученых, во время агничайяны совершается гомосексуальная майтхуна, при которой один из жрецов (агнидхира) выступает в роли «Космического Человека», а второй (нестр) — в роли «Человека в Левом Глазу». Агнидхира воплощает в себе бога Митру, активного партнера или барана; нестр служит воплощением женской ипостаси Варуны.

В эфирной физиологии Агни соответствует Манипуре («пупочной» чакре) и ассоциируется с органами зрения.