in АДЖНА (санскр. «команда, приказ, авторитет, руководство, неограниченная власть») (аджна-чакра, аджня, Агни(я) чакра, Agnya, Ajna chakra; (межбровная, лобная) чакра, Гуру-чакра (через нее гуру (учитель) общается со своим учеником и поучает его), дивья-чакша («божественный глаз»), джняна-чакша («глаз познания»), «третий глаз» (хотя более точно этому определению отвечает центр бхрумадхья); верхний дан-тянь, (молочно-)белый (синий) лотос с 2 лепестками; перевернутая зубцами вниз луна, тело преобразования (нирманакая) космического Будды): чакра на уровне межбровья и в средней части головы, центр головы: посредине головы на линии, соединяющей межбровье и затылок на уровне чуть выше первого шейного позвонка, на уровне центра лба между бровями; на лбу, между бровями, пещеристое сплетение; продолговатый мозг, шишковидная железа (эпифиз), межбровье; на верхушке позвоночнике напротив кавернозного сплетения (межбровного центра); в межбровной области. В аджна-чакре опять сходятся три главные нади — Сушумна, Ида и Пингала. Ассоциируется с Итара-лингой.



  • Связана с деятельностью сознания, в частности интеллектом и осознаванием. Центр тонких элементов разума и пракрити (природы). В этом лотосе – обитель тонкого проницательного ума (разума, Манас).
  • Ассоциации: познание, психические энергии, синтез.
  • Чакра является полярным антиподом муладхары.
  • Превосходный садхака, чья Атма – ничто иное, кроме медитации над этим лотосом, способен по своей воле быстро достигать иного тела и стать наиболее выдающимся среди святых и мудрецов, всезнающим и всевидящим. Он становится благодетелем всего и знатоком всех учений. Постигая свое единство с Брахманом, он обретает сверхъестественные и неведомые силы. Полный славы и долго живущий, он становится творцом, хранителем и разрушителем трех миров.
  • Таттва: акас (неправильный яйцеобразный эллипс, маленький кружок или перевернутая запятая темно-синего цвета) — символ вечной мудрости, тонкого элемента «эфир».
  • Анатомический коррелят: губчатый плексус.
  • Контролируемый орган чувств: интуиция. Шестым чувством считается интуиция («внутренний наставник») – результат, достигаемый йогой (союзом) между правым и левым полушариями мозга. Правое (принимающее и женское) полушарие получает и обрабатывает информацию, которую затем посылает в левое, мужское полушарие. Создается некая целостная структура, усилиями которой достигается сверхчувственное постижение реальности.
  • Контролируемая область и функции: чувственный контроль и воля.
  • Свойства проявления в психофизиологическом плане: ясновидение,
  • Воздействие: на все тело, разум, восприятие и передачу информации в три части сознания дух, ум, материю.
  • Желания и препятствия: осознание, аскетизм, интуиция.
  • Чувство: знание.
  • Изображается в виде светло-желтого круга, окруженного синим кольцом и двумя лепестками светло-синего цвета. В круг помещен белый треугольник; Внутри двухлепесткового лотоса расположены круг, перевернутый треугольник с белой итара-лингой, символизирующей эпифиз, и биджа-мантрой ОМ. Внутри изображены Шива в форме Хамши и Сиддха-кали, «ободренная несколькими глотками амброзии»; В лотосе содержится белый треугольник вершиной книзу — символ иони, а внутри треугольника — черный (по другим традициям белый) лингам — итара-лингам; Внутри лотоса – Йони, а в основании лотоса – Шива (Парамшива) в форме лингама, называемого Итара-лингам. .
  • Управляющая Шакти: Хакини.
  • Число лепестков: 2.
  • На лепестках буквы: х, кш (Хам, Кшам).
  • Цвет энергии: индиго (синий (сама чакра — чисто-белого цвета)).
  • Мантра: АУМ.
  • Звук октавы: ля.
  • Вкусовое ощущение: отсутствует.
  • Запах: отсутствует.
  • Символ: Символ: круг с вписанным вершиной вниз треугольником.
  • Ощущение на ладонях: холодно.
  • Управляющая планета: Сатурн (Луна — по другим источникам).
  • Паранормальные способности: способность входить в контакт со сверхсознанием. Чакра представляет возможность иметь внутреннее зрение, интроспекцию, ясновидение, воспринимать видения и понимать их. В этой чакре осуществляется контакт с «Вселенским Гуру» (высшей сущностью). Этой же чакрой посылаются и принимаются телепатические сообщения в виде мысленных форм. Чакра представляет материнскую силу (женскую энергию), материальную силу и их проявление.
  • Особенности: духовно выражены тем, что внутри головы за глазами находится место, где встречаются Нади Иды и Пингали, выражающие лунную, или женскую интуитивную энергию и энергию солнечную, или мужскую рациональную. Это соединение интуиции с рационализмом, позволяющее индивиду воспринимать события и ощущения и сознательно реагировать вместо того, чтобы просто автоматически откликаться через эмоции.
  • В контексте духовной эволюции тот ее этап, когда человек становится безразличным, отчужденным свидетелем всех событий, которые происходят вокруг нее, становится пассивным наблюдателем процесса своей жизни, хотя это не означает исключения из него.
  • Физические ощущения: нет.
  • Ида и пингала ограничены рамками времени, и потому вплоть до достижения уровня 5 чакры йог также остается скованным временем. Однако под аджня-чакрой каналы Ида и пингала завершаются, и тогда йог переходит к сушумне, которая является калатитой, так как пребывает вне времени. На уровне этой чакры исчезает опасность возвращения вниз — духовное нисхождение уже становится невозможным, так как, до тех пор пока человек остается в физическом теле, он пребывает в неизменном состоянии недвойственного сознания. Он способен по собственной воле проникать в любое тело, понимать внутреннее значение космического знания и самостоятельно создавать новые писания.
  • Влияние Кундалини: данная система представляет собой «третий психический узел», называемый РУНДРАГ-РАНТХ, который должен быть проходимым для Кундалини при подъеме к седьмому энергетическому центру. Он связан через Сушумну с первым энергетическим центром, и любое изменение в одном энергетическом центре воздействует на другой. Это зона, где имеет место состояние САМАДХИ (сознания).
  • Поскольку шестая чакра (аджня-чакра) пребывает выше физических элементов, достигающий этого уровня йог освобождается от оков благодаря йогической силе сушумны. Утвердившись на этом уровне, йог сохраняет состояние кевали-кумбхака (способность приостанавливать поток дыхания).
  • Когда медитирующий йог сосредоточивается на срединной точке между бровями (аджня-чакре, «третьем глазе») и поднимает прану в область брахмарандхры, он покидает сферу времени и становится трикаладарши («познавшим три времени»: прошлое, настоящее и будущее). Достигнув уровня аджня-чакры, он становится неподвластным времени и смерти. Функции физического тела и процесс старения останавливаются.
  • Представляет всезнание, полученное из чистоты Атмической Плоскости.
  • Выражает: мудрость, чувственность, вдохновение и внутренний взор, организованность и направленность.
  • Психически: связь с автономной нервной системой.
  • Сплетение: данные центры связаны с нервным полостным сплетением (череп), воздействуют на Гипоталамус и Питуитарный регион.
  • Железы: гипофиз (третий глаз); связана с шишковидной железой (эпифизом, пинеальной железой).
  • Связана с межбровным центром (бхрумадхья (от бхру — брови и мадхья — центр)) с помощью особенной нади, — маханади. И вместе образуют третий глаз, который на статуях Будды изображается драгоценным камнем в области межбровного центра. Этот центр так или иначе обозначен также и у многих божеств индуизма (и не только) и мифических героев.
  • Аспекты: союз этих энергий эфирно означает синтез функций левого и правого полушарий. Центры, куда входит и седьмой энергетический центр. Если Ментальные центры принадлежат Высшему Разуму, связанному с Плоскостями Нирваны и Будды, где эмоции сублимируются и больше не превалируют, то термин действительно подходящий. Достижение сознания Будды и способности жить согласно его законам является одним из показателей окончательного духовного совершенства. Это состояние, где личное Эго полностью поглощается высшими аспектами души. Индивид живет во времени и пространстве как слуга духа, ему больше не нужно заботиться о насущных потребностях.
  • Реагирование: Головного центра относится к Ментально-исполнительному центру, эта чакра обладает возможность втягивать творческие архетипные понятия и обрабатывать их, делая возможным их, использование во времени и пространстве, Другие же воспринимают творческие мысленные формы качества Ментального тела проникающими в Ментальный уровень передней чакры Третьего Глаза, понижающимися до полного поглощения Питуитарной железой и распределяемыми через таламус в правое полушарие головного мозга.
  • Функциональное выражение; Третьего Глаза является командным центром. Выражением этой чакры будет мистицизм. Если данный центр выражает «Высшую Самость, как направленное знание и состояние Самадхи, то это «Всезнание». И все же останется некая прозрачная, как стекло, перегородка, отделяющая от «Высшей Сущности». Высшая Сущность так близка, что кажется, вот-вот растворишься, сольешься с ней. Но сколько еще идти. Данный центр — это место, где мы обретаем способность создавать видения (творческое воображение) сознательно и понимать значение (ответственность) своих возможностей. Функции Чакры Третьего Глаза наделяют нас пониманием понятий, или посланий. Разума Вселенной.
  • Дисфункции эмоциональных выражений: эгоизм, высокомерие, догматизм. Неожиданные ослепляющие вспышки измененного сознания, нарушающие норму, как результат избытка Кундалини или наркотического отравления: душевные болезни.
  • Энергетические возмущения: относятся к блокам в голове, например, хроническая мигрень. Нарушение слуха и зрения, Заболевание ротовой полости, зубная боль, озноб. Озноб вызывается мысленными формами в виде серых облаков в зоне лба и носа.
  • Физическая дисфункция: заболевание глаз, носа, уха, мозга (припадки, опухоли), забывчивость.
  • Эффект от работы с чакрой: избавление от всех видов грехов; аура такого человека позволяет всем, кто находится рядом, обрести спокойствие и ощутить вибрацию АУМ; АУМ исходит из самого тела человека; такой человек освобожден от различных качеств, желаний и мотивов, толкающих его на различные действия; приобретается способность знать прошлое, настоящее и будущее, возможность проникать в любое тело по своей воле; старые кармические грузы, тяжесть прошлых рождений — все это сжигается в процессе работы с шестым энергетическим центром. Достигший уровня аджня-чакры, йог сам становится проявлением божественного. Он воплощает собой все элементы в их чистейшей форме. Никакие внешние и внутренние изменения уже не представляют собой проблемы. Разум достигает состояния единообразной космической осознанности, а любая двойственность исчезает.
  • Индийские и непальские тантристы рисуют у себя на лбу, на месте расположение аджны-чакры «третий глаз» — символ пробужденного сознания и духовных достижений.
  • Парамшива изображен на фоне фаллического пальца. Божество андрогинно и представляет предпоследний архетип бисексуального космического сознания. Оно одновременно существует в двух ипостасях: как гермафродит (соединение Меркурия и Венеры) и Дева (английский термин «virgin» является производным от греческих слов «верильный» и «гинекология»). По достижении целостности (святости) в аджне тантрист перестает воспринимать идею разделения по половому признаку и «включается» в процесс взаимодействия, не признающий пространственно-временных ограничений.
  • Слева от Парамшивы изображена Хакини, также известная как Сиддхакали («совершенная матерь смерти»). Шесть ее голов соответствуют пяти низшим чувствам и шестому «сверхчувственному» восприятию просветленных.
  • Универсальный фаллический палец, на фоне которого появляется Парамшива, называет «кама кала» («любовный палец»). Английский термин «thumb» («большой палец») является производным от корня индоарийского происхождения – «tumescence» («распухание»), сопоставимого со свойством генитальных тканей наполняться кровью. Символика «любовного пальца» указывает на взаимосвязь управления сексуальной активностью и открытия аджна-чакры. Не случайно в повседневной речи мы используем выражение «по мановению пальца».