in БРАК
  • официальное сожительство двух людей (семейный союз мужчины и женщины), санкционированное обществом и порождающее их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу, их детям, обществу в целом.

    Брак временный (пробный) — сожительство без официальной регистрации брака для оценки психологической и физической совместимости партнеров
    Брак комплементарный — брак, в котором каждый из супругов занимает то же положение, которое занимал по отношению к братьям или сестрам в родительской семье
    Брак морганатический — брак лица царствующего дома с лицом не царственного рода, не дающий детям право на наследование престола
    Брак трехчетвертной — в некоторых культурах брак, в котором жена имеет право еженедельно по 2 - 3 дня жить отдельной собственной, в том числе и сексуальной жизнью
    Брак бесплодный
    Брак девственный
    Брак монастырский


    В любом обществе правила, регулирующие половую активность, включают отношения, которые именуются термином «брак» или укладываются в понятия «брачный союз». Хотя большинство ученых полагают, что брак существует у всех народов, смысл, который они вкладывают в это понятие, варьирует. Вот, например, одно из тщательно сформулированных определений: «Брак — сделка с заключением контракта, в котором персона (мужчина, корпоративно [юридическое лицо] или индивидуально, лично или по доверенности) устанавливает постоянное право на привилегию сексуального доступа к женщине — эта привилегия имеет приоритет перед правами других претендентов до тех пор, пока не закончится контракт, заключенный при данной сделке — и в котором подразумеваемая женщина имеет право рожать детей».

    В исследованиях, посвященных браку, большое внимание уделяется вопросу о том, почему в одних обществах человеку позволено иметь одновременно более одного супруга (полигамия), тогда как в других это запрещено. При обследовании 862 человеческих обществ было обнаружено, что в 83% из них мужчине позволено иметь более одной жены сразу (полигиния), причем у большинства только одна жена, но у некоторых жен много. В этой выборке было представлено только четыре сообщества, где женщины имели право заключать брак более чем с одним мужчиной в одно время (полиандрия). В 16% обследованных популяций узаконен моногамный брак. Большинство моногамных культур разрешают повторные бракосочетания после развода или смерти супруга (последовательная моногамия), но у некоторых народов повторные браки запрещены.

    На правила о количестве жен у мужчины существенно влияют экономическая и политическая системы общества. В обществах технологически и политически простых обычно разрешена полигиния, хотя в племенах, живущих за счет охоты и сбора даров природы, много жен имеют лишь единицы. И наоборот, в индустриальных обществах нормой является моногамия, хотя некоторые мужчины поддерживают неформальные, похожие на брак отношения более чем с одной женщиной одновременно.

    Возможно, причинами полигамии служило то, что во многих доиндустриальных обществах войны приводили к избытку женщин. В этом случае рождаемость может расти только в условиях полигинии. В обществе, где обычна полигиния, средний возраст первого вступления в брак для мужчин примерно на семь лет выше, чем возраст первого замужества у женщин. Это можно объяснить тем, что военизированное общество задерживает брак у мужчин до тех пор, пока они по возрасту не выйдут из основной призывной группы: ведь жена воина может быть родом из враждебного лагеря и переживаемые им родственные чувства могут сказаться на его бойцовских качествах.

    В социально расслоенных обществах с интенсивно развитыми сельским хозяйством и промышленностью полигамия должна встречаться редко, поскольку соотношение полов в них более сбалансировано. К тому же одинокие женщины в таких странах могут жить и воспитывать детей без поддержки мужчин. Некоторые теоретики-экономисты утверждают, что очень немногие мужчины в индустриальных обществах могут позволить себе содержать одновременно более одной семьи, но этот аргумент не объясняет, почему в таких культурах часто получают одобрение законы, запрещающие полигинию.

    В обществах, где дозволена полигиния, более распространены внебрачные половые связи, чем в моногамных культурах. С другой стороны, степень полигинии не выявляет связи с частотой мужской или женской добрачной сексуальной активности. Причина большей распространенности внебрачных половых отношений в обществах с полигинией не ясна, но, возможно, это связано с важностью женского труда в этих обществах. Мужчина может иметь много жен, но поскольку они работают, он не может постоянно контролировать их. Другим фактором, увеличивающим частоту внебрачного секса в некоторых культурах с полигинией, является то, что мужчины часто позволяют братьям или другим кровным родственникам-мужчинам иметь связь со своими женами. Это может продолжаться до тех пор, пока муж не отдаст жену своему родственнику или же последний не найдет себе жену сам.

    В человеческих сообществах возможны и многие другие варианты правил брака. Например, иногда требуется находить партнеров для брака вне данной группы людей или деревни (экзогамия), тогда как в других обществах необходимо найти супруга в своей группе или деревне (эндогамия). У некоторых народов принято заключать брак с особой, принадлежащей к определенной категории родства, например с двоюродной сестрой по материнской линии или только с двоюродной сестрой по отцовской линии.

    Во многих культурах в системе нравственных ценностей брака стержневое положение занимают любовь, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь. Относительно исходных форм брака есть несколько гипотез. Большинство учёных склоняются к тому, что первоначально, в эпоху «первобытного человеческого стада» в условиях, когда ещё не сформировались механизмы, регламентирующие формы половых общений, брак отсутствовал. Господствовали отношения так называемого промискуитета, при которых каждая женщина данного сообщества могла вступать в половые отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина — со всеми женщинами. Неупорядоченность брачных отношений со временем стала тормозить развитие производственных отношений. Присущее человеку стремление к лидерству, в том числе и в выборе сексуального партнёра, при неупорядоченности брачных отношений приводило людей к конфликтам, мешало им в их хозяйственной деятельности, поэтому постепенно общество стало вырабатывать целую систему запретов, правил, регламентирующих брачные отношения. С возникновением родового строя появляются экзогамия и групповой брак, при котором все мужчины одной группы имели право на половые отношения со всеми женщинами другой группы. Экзогамный брак категорически исключал половые связи внутри рода, в первую очередь между родителями и детьми, близкими родственниками. Следует полагать, что люди уже тогда осознавали значение экзогамного брака в снижении вероятности появления детей с врождённой патологией, расширении экономических связей с другими родовыми общинами, упрочении условий для мирного существования. При этой форме брака дети принадлежали всему роду, забота об их воспитании лежала на всех членах рода. Эпизодическое сожительство отдельными парами с развитием родового строя привело к возникновению парного брака, объединявшего уже только одну супружескую пару. Вначале парные браки создавались при условиях матриархата, а затем на почве более прогрессивного главенства мужчины — патриархата. В эпоху распада родового строя возникла патриархальная семья, а с нею моногамный (единобрачный) брак. С возникновением частной собственности, породившей собственническую форму моногамии, процесс развития моногамного брака был ускорен, вырос приоритет утилитарных соображений (накопление собственности и передача её по наследству) над психологическими, нравственными, эстетическими. В различных общественных формациях моногамный брак приобрёл ряд специфических черт. Так, в рабовладельческом обществе брак признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались как сожительство. В средневековой Европе был установлен обязательный для всех церковный брак, однако крепостные могли вступить в брак лишь с согласия феодала. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа церкви, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов. В большинстве современных государств закон требует соответственного оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение также придаётся браку, заключённому по религиозному обряду. В ряде государств при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. Заключение брака нередко происходит при взаимном согласии вступающих в брак и достижении ими брачного возраста до 18 лет. Законом запрещается вступать в брак родственникам, недееспособным лицам, а также уже состоящим в браке, действительным признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, а также брак, совершенный по религиозным обрядам до образования или восстановления государственных органов его регистрации.

    Обновлением сексуальных отношений озабочены многие пары. Сексологи советуют супругам изменить время и место встреч, создать романтическую обстановку (свечи, музыка и т.п.), использовать новые приемы при предварительной игре, иные позиции. Духовная близость — это прекрасно. Но интимная жизнь не менее важна.

    Монастырский брак
    Ритуал ваджраяны, совершаемый ламой для того, чтобы на свет появился его духовный преемник, который сможет продолжить «наследственную линию» школы. Для выполнения этого ритуала наиболее выдающийся из учеников ламы находит себе жену, которая, согласно некоторым известным признакам, является воплощением дакини. Сразу же после брачной церемонии супруги расстаются и живут отдельно, совершая ритуалы воззвания к различным бодхисаттвам и святым ламам и испрашивая их благословения. Затем лама вновь сводит их вместе и совершает над ними окончательное таинство, в ходе которого между супругами происходит половой акт. После рождения сына супруги расстаются окончательно и продолжают жить как монах и монахиня.

    Традиция утверждает, что такой реальный ритуал был выполнен Марба Ламой для своего женатого ученика по имени Нгог Чойдор. Когда период затворничества закончился, и были выполнены все необходимые посвящения мужа и жены, когда был создан кйилкхор (мандала) и закончены все церемонии, Марба заперся вместе со своей женой и молодой четой в своей молельне. Лама занял свое место на ритуальном троне вместе со своей супругой-дакиней, тогда как Нгог Чойдор и его жена оставались в объятиях друг у друга у его ног. Марба излил свою сперму в чашу из человеческого черепа и, смешав ее с различными компонентами, обладающими якобы магическими свойствами, дал выпить смесь ученику и его жене... Этот необычный ритуал известен очень немногим ламам. Он выполняется очень редко. Говорят, что только те, кто был посвящен в самые сокровенные таинства определенной категории эзотерического учения, имеют право на его выполнение. Любой другой, кто рискнет его использовать, как считают, родится демоном.