in
ГОМОФОБИЯ: нерефлексируемая, иррациональная и гипертрофированная неприязнь к гомосексуалам (преимущественно к мужчинам), часто обусловленная страхом перед собственными сексуальными фантазиями и побуждениями; враждебность, страх, отвращение или даже ненависть к гомосексуализму (гомосексуалам).
Чаще всего резко отрицательное мнение по гомосексуализхму связано с отсутствием знаний по данному вопросу, резко негативными взглядами партнера, низким уровнем образования, религиозными установками, традиционными убеждениями о распределении сексуальных ролей. Большинство противников гомосексуализма определяют себя как гетеросексуалов и считают, что все вокруг должны быть такими же. Только 25% респондентов одного национального американского опроса ответили, что имеют друзей или знакомых среди гомосексуалистов. Естественно, они имели в виду тех, о ком знали точно. Это означает, что 75% американцев придерживаются традиционных взглядов или мифов, их реакция на гомосексуалов однозначна.
Некоторые устоявшиеся стереотипы: женственный облик гомосексуалистов и мужские черты у лесбиянок; все гомосексуалисты — несчастные, иногда умственно отсталые люди или извращенцы. Многие считают, что гомосексуализм «заразен», и дети могут подцепить его, например, от школьного учителя. Все эти общепринятые мифы не достоверны. Самую негативную реакцию против геев вызвало распространение СПИДа.
Не для всех обществ характерно такое отношение к гомосексуалистам, особенно к мужчинам. В некоторых культурах половые контакты с представителями своего пола считаются нормальными или связываются с определенным периодом жизни. Изменение общественного мнения возможно только при наличии необходимых знаний, убедительной информации о том, что это не болезнь и что гомосексуалы не менее здравомыслящие люди, чем гетеросексуалы.
Происхождение гомофобии так же неясно, как и происхождение гомосексуальности, однако, по мнению некоторых психологов, она представляет собой своего рода защиту, попытку людей отгородиться от чего-то, слишком близкого к ним. Возможно, что такие крайние проявления гомофобии, как жестокие избиения и убийства гомосексуалов, в какой-то мере бывают мотивированы стремлением нападающего подавить в самом себе глубоко запрятанные гомосексуальные импульсы. Большинство нападений на гомосексуалов совершают подростки, по-видимому в стремлении доказать своим сверстниками, какие они «крутые» и «правильные» мужчины. Агрессивное отношение к гомосексуалам проявляют члены ку-клукс-клана и неонацисты. Гомосексуалов называют преступниками, извращенцами и патологическими личностями; их считают грешниками, заслуживающими смерти, что заставляет вспомнить об инквизиции. В американском обществе очень мало, а может быть и нет других социальных групп, которые бы вызывали такую враждебность, как гомосексуалы.
Акцентированную гомофобию можно посчитать проявлением психического расстройства.
Справедливость этого высказывания подтверждается резким возрастанием жестокости по отношению к гомосексуалам, наблюдаемым за последние десять лет. Эти годы характеризуются усилением борьбы геев за свои гражданские права и привлечением к ним всеобщего внимания в связи с эпидемией СПИДа. Многие гомосексуалы выразили свое возмущение одним из заявлений Ватикана (1986), в котором говорится, что «если гражданское законодательство и впредь будет защищать гомосексуальное поведение, на которое никто не имеет никакого права», это приведет к еще большему «усилению ненависти к гомосексуалам». Согласно криминологическим исследованиям, насильственным преступлениям против геев часто сопутствует особая жестокость. Например, жертве наносятся десятки ударов ножом, тогда как уже одного удара было достаточно для убийства.
В обществе гомофобия может проявляться в самых разных формах. Гомосексуалов высмеивают в анекдотах или обзывают такими уничижительными словами, как «педик», «гомик». Родители боятся любых проявлений «женских» интересов у мальчика, считая, что это может привести к гомосексуальности; поэтому они всегда готовы купить сыну футбольный мяч, игрушечное ружье или модели самолетов, даже если он не проявляет особого интереса к таким игрушкам. Полиция использует разнообразные методы для задержания людей, совершающих гомосексуальные акты; например, заманивают их в ловушку (полицейский выступает в роли человека, готового участвовать в гомосексуальном акте) или использовать съемку скрытой камерой в общественных местах.
Гомосексуалов изгоняют из военных организаций, они не могут быть священнослужителями (хотя это касается не всех вероисповеданий). Гомосексуалам отказывают в найме жилья, приеме на работу и выдаче банковских кредитов. Многие люди считают их больными и даже «заразными», способными завлечь других в гомосексуальный разврат.
Неудивительно, что в обстановке гомофобии очень многие люди убеждены в необходимости лечить гомосексуалов, с тем чтобы они стали гетеросексуалами. Такое лечение иногда может помочь тем, кто сам жаждет измениться, однако недопустимо и неэтично применять его к гомосексуалам, не желающим изменить свою сексуальную ориентацию.
Причинами и истоками гомофобии являются влияние религии, семейные и общественные традиции, элементарное невежество и латентная гомосексуальность. Враждебность и предубеждение против гомосексуалов может проявляться в прямой и косвенной форме. Психологическая конверсия страха в агрессию является известным и универсальным механизмом выживания в животном мире. Иррациональный страх, лежащий в основе гомофобии, может найти свое выражение либо в прямой агрессии (физическая разрядка), либо в форме каких-либо запретов, сплетен, историй, что соответствует невербальному проявлению агрессии. Индивидуальная тревога по поводу непознанного поведения носит оборонительный характер. При встрече с нетрадиционным поведением человек не знает, как реагировать. Социальные мифы о сексуальной распущенности гомосексуалов, об их готовности соблазнять и домогаться любого человека своего пола усиливают личностную защиту и формируют своеобразное невротическое ожидание стать «жертвой» такого интереса, страх гетеросексуала потерять контроль над ситуацией и поддаться «соблазнению». Агрессия позволяет выстроить жесткие персональные границы и, тем самым, избежать вероятной ситуации усиления этого страха, т.е. непосредственного эмоционального контакта с гомосексуалом.
Можно выделить следующие часто встречающиеся типы гомофобов:
Латентный гомосексуал. Это — человек с гомосексуальными наклонностями, который под влиянием социального окружения старается подавить в себе эти чувства и с раздражением относится к тем, кто не боится самоидентифицировать себя в качестве гомосексуала.
Традиционалист. Это пожилой человек, который привык к тому, что в прошлом об однополой любви никто и никогда не говорил. Такому обычно кажется, что раньше, «в хорошие, добрые времена» геев просто не существовало, а вот сейчас они откуда ни возьмись появились.
Старая дева. Это женщина, которая по невежеству считает, что ее проблемы с поисками мужчины частично связаны с тем, что «мужики начали друг друга любить, а на нас теперь не обращают внимания». Таким женщинам можно посоветовать внимательно посмотреть на себя в зеркало.
Подросток. В возрасте сексуального возмужания подростки обычно стараются самоутвердиться среди ровесников. Один из наиболее легких путей для этого — нападки на ровесников-геев.
Религиозный фанатик. Это человек, для которого библейские заповеди о запрете на секс между мужчинами по какой-то причине более важны, чем все другие. Например, в Библии говорится, что непослушных детей нужно забрасывать камнями. Этого религиозный фанатик делать, скорее всего, не будет. Обычно такой фанатик не может внятно объяснить, почему одну заповедь нужно неукоснительно соблюдать, тогда как другими можно пренебречь.
Гомофобия в древности
Ацтекские законы, что распространялись на территории современной Мексики, предписывали смертную казнь гомосексуалистам, как мужчинам, так и женщинам, и этот закон выполнялся весьма сурово, поскольку проводились регулярные облавы. Еффективность угрозы подкреплялась жестокостью наказания. В случае, если один из уличенных в анальных сношениях действовал как женщина, из его брюха вырывали кишки и привязывали его к бревну, а юноши из города посыпали его пеплом до тех пор, пока он не оказывался погребен под ним; затем его обкладывали дровами и сжигали. Тот из них, кто действовал как мужчина, засыпался пеплом и привязывался к бревну, после чего его оставляли умирать. Древний обычай предпочитать самоубийство такой казни заставляет предположить, что ацтеки считали быструю смерть, какой бы жестокой она ни была, меньшим злом, чем медленная.
В Перу, на юге, того, кто был повинен в «содомии», должны были «протащить» (вероятно, по улицам, привязанного к концу веревки) и повесить, а затем сжечь вместе со всей его одеждой, что символизировало полное разрушение. Такое же наказание применялось к зоофилам. Вождь инков приказывал также тщательно разыскивать «содомитов» по всем отдаленным поселениям, а когда таковые будут найдены, сжигать их живьем на площади прилюдно, причем не только тех, чья вина доказана, но даже тех, которые обвинены по случайному свидетельству, каким бы оно ни было недостоверным. Любой индеец, который в гневе или в пылу спора обзывал другого именем, подразумевающим анальный секс между мужчинами, считался опозоренным, и другие индейцы долго смотрели на него с ужасом (как на грязное, низкое существо только за то, что он употребил такое слово).
Сьеса де Леон, один из самых уравновешенных авторов XVI в., писавших об инках, утверждает, что в области Чиму (речная культура Северного побережья, окруженная пустыней) осталось пятнадцать женщин на одного мужчину после того, как инки уничтожили там всех «содомитов». Однако по сути дела, несмотря на то, что область Чиму имела долгую историю сексуальных отклонений, инки были скорее более заинтересованы в уничтожении весьма сложной и изысканной, а следовательно, представляющей конкуренцию, культуры этого района, чем в «окончательном разрешении» проблемы содомии. Около 300 миль к северу от Чиму, в области Пуэрто-Вьехо, ныне являющейся частью Эквадора, до завоевания инками содомия практиковалась прилюдно. Местные жители даже гордились этим, несмотря на то что среди этого народа было множество женщин, и некоторые из них были красивы. Существует легенда о том, как возник такой обычай. История повествует, как некие великаны высадились на побережье на мысе Св. Елены в окрестностях Пуэрто-Вьехо. Поскольку у них не было своих женщин, а индейские женщины были для них слишком маленькими, либо потому, что порок для них был привычен, они предавались анальным сношениям, совершая их открыто и прилюдно. Но когда все великаны собрались вместе и предавались проклятой содомии, с небес сошло ужасающее пламя и великий грохот, в которых появился сияющий ангел с острым пылающим мечом и убил всех одним ударом. Однако содомия отмирала медленно и с трудом. Даже в 1580 г. Педро Гутиэррес де Санта Клара, сын еврея, обратившегося в христианство, и мексиканской индеанки, печально отмечает, что и в его время люди в Пуэрто-Вьехо практикуют содомию «в своих ритуалах и церемониях, а также когда напьются пьяными».
Христианская гомофобия
В период раннего христианства над Римской католической церковью нависла постоянная угроза распространения манихейства (религиозного учения, возникшего в Персии в 216 годы н.э. и распространившегося до Испании на Западе и Китая на Востоке. В 8-9 веках манихейство стало преследоваться и сторонниками ислама; в дальнейшем прекратило своё существование в качестве самостоятельной религии как в Европе, так и в Азии к концу 14 столетия).
Полемизируя с христианством, манихейство учило, что зло («материя») — начало столь же самостоятельное, как и добро («свет, энергия»), а человек двойственен: он — творение дьявола, но сотворён всё же по образцу небесного «светлого первочеловека» и заключает в себе элементы света. Большинство из манихейских религиозных групп разрешали гомосексуальное общение. Более того, они не только разрешали, но защищали гомосексуальность, как превосходящую над гетеросексуальностью, на том основании, что последнее порабощает человечество в цепи беспрерывного рождения и задерживает его на земле, и следовательно, связывает человека со «злом». Таким образом поощрялись такие формы сексуальной активности, как: мастурбация, мужская и женская гомосексуальность, анальный и оральный секс между мужчинами и женщинами, и групповые сексуальные отношения.
Поток иммигрантов-манихеев из Болгарии в 11 веке, привел к тому, что манихейство стало активно распространяться во Франции. Последствие этого, дошедшее и до наших времен — с слово «bougre», означавшее ранее «болгарин», стало синонимичным со словами «еретик» и «гомосексуал» — и до сих пор сохранилось на английском языке, как сленговое выражение «гомик».
Католическая церковь боролась с манихейством, которое очень быстро приобретало популярность среди народа, регулярными крестовыми походами против еретиков. Причиной этого было стремление христианской Церкви сохранить свое влияние на большой территории Европы. Более того, борьба с манихейством имела не только теологический оттенок, но и достаточно банальные причины (жажда «наживы»): большинство верующих — манихеев, были довольно богатыми людьми. Манихейство открыто поддерживались во Франции графствами Тулузы, Безира, а также королем Арагона, которые присваивали собственность Церкви на основе смены религии. Рим принимал все меры, чтобы вернуть утраченную собственность, для этого она признавала этих людей еретиками, и использовала гомосексуальность, как главное обвинение в ереси. Инквизиция против еретиков приносила Церкви огромный доход в виде конфискации их имущества.
Первое, документально зафиксированное в инквизиционных хрониках, доказательство того, что обвинение в гомосексуальных связях использовалось для ведения войны с еретиками и противниками христианской идеологии, связано с крестовым походом против Генрицианства (религиозное течение, которое призывало людей к отказу посещать храмы, и использовать открытые места для исповедования религии, по аналогии с Христом). Начиная с этого времени в исторических хрониках, а также в протоколах инквизиции Римской католической церкви мы все чаще и чаще видим, что главное доказательство еретичества заключалось в гомосексуальных связях.
Тамплиеры: «еретики» или гомосексуалы?
Тамплиеры — духовный рыцарский орден, основанный в 1118 году Гугоном Паенским, Готфридом де Булье и другими рыцарями для защиты паломников, отправлявшихся в Иерусалим; название получил от дворца (Тамплиер), построенного на том месте, где находился некогда храм Соломона.
Религиозная функция ордена Тамплиеров заключалась в защите «Святой земли» — Иерусалима от других религий. Однако, из-за постоянного смешивания культур в этой стране, на рыцарей постоянно оказывали влияние другие религиозные течения , распространенные на Востоке, которые допускали гомосексуальность.
К 14-му столетию орден Тамплиеров, состоящий из 15500 рыцарей, обладал огромным богатством, оцениваюшийся в более чем 150 000 золотых флоринов (по тем меркам — колоссальная суммма), 10000 поместий и несколько крепостей, храмов в каждом главном городе в Европе (включая Лондон).
Для Римской католической церкви было очевидно, что рыцари Тамплиеры столь же богаты и сильны, как и она.
Папа Римский Климент V осознавал всю полноту угрозы, которая исходила от Тамплиеров в отношении Ватикана, и убедил короля Франции Филиппа V в 1307 году издать приказ об аресте и обвинении рыцарей Тамплиеров в гомосексуализме, ереси и преступных действиях. При этом сам Филипп был гомосексуален, но он жаждал получить богатство Тамплиеров и с легкостью объявил «вне закона» этих «еретиков».
В том же году, верховные лица ордена Тамплиеров — великий магистр Жак де Моле, генеральный визитатор Юг де Пайрандо, приор Нормандии Жоффруа де Шарне и командор Аквитании Жофруа де Гонвилльбыли были арестованы наряду со 140 рыцарями. Под жестокими пытками инквизиции они признались в ереси, гомосексуализме, каннибализме и других преступлениях.
Последние слова магистра ордена Тамплиеров Жака де Моле, следствие и пытки в отношении которого длились 7 лет: «Я виновен лишь в одном: что не устоял против ваших посулов, угроз и пыток. Утверждаю перед лицом Господа Бога, который внемлет нам, что Орден, чьим Великим магистром я являюсь, ни в чем не повинен...». 18 марта 1314 года он и остальные руководители ордена были заживо сожжены в Париже, на Еврейском острове — как раз напротив королевского дворца. Филипп и его свита любовались казнью стариков из окон дворцовой галереи. В последний момент, когда пламя уже охватило тело, Великий магистр указал в сторону дворца и крикнул: « — Папа Климент! Король Филипп! Гийом де Ногарэ! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!.. «.
Предсмертное предсказание Жака де Моле осуществилось и довольно скоро: через месяц после аутодафе на Еврейском острове, 20 апреля 1314 года Папа Римский Климент V умер от внезапного приступа дезинтерии. Еще через месяц в страшных муках скончался палач-канцлер Ногарэ. А в конце того же года, 29 ноября 1314 года неожиданно умер король Филипп, всегда отличавшийся завидным здоровьем.
Позже были сожжены на инквизиционных кострах остальные рыцари.
Ученые историки и теологи до сих пор спорят были ли Тамплиеры действительно гомосексуальны, однако существуют свидетельства, доказывающие то, что они:
не были каннибалами;
участвовали в гомосексуальных актах;
были действительно «еретиками».
Например, обряд посвящения в Рыцари, который был хорошо зафиксирован в хрониках, содержал в себе гомосексуальные элементы: раздевание донага; целование лидера в рот, анус или половые органы, как признак верности вассала феодалу; участие в гомосексуальном групповом сексе, как символ братства. Подобно другим религиозным течениям «ереси», они были теологически оппозиционно настроены к браку и рождению, и учили, что эротические отношения лучше с «братьями», чем с женщинами. Подобные идеи были просто неприемлемы для христианской Церкви особенно опасны они были из-за существовашей практики безбрачия.
Таким образом история с Тамплиерами усилила предубеждение Церкви против гомосексуалов. Обвинение в гомосексуальности стало главным оружием в арсенале крестовых походов и инквизиции.
Гомосексуальность и ересь стали настолько олицетворяться друг с другом, что последующие, после уничтожения ордена Тампилеров, крестовые походы в отношении неугодных церкви лиц, групп и народов, были связанны уже с обвинением в «противоестественности».
Так, один из самых жестоких и кровавых крестовых походов, который начался в 1209 против еретического альбигойства (религиозное течение положившее начало протестантизму во Франции) . Это была настоящее массовое убийство. «Защитники веры» опустошали города и села Лангедока, истребляя всех жителей без разбора. В городе Безье на площадь перед церковью Святого Назария было согнано 20 тысяч мужчин, женщин и детей. Многие молили о пощаде, клялись, что являются верными католиками. Рыцари обратились к аббату Арнольду с вопросом: « Что нам делать, отче? Не умеем мы различать добрых от злых? «
»И вот аббат, — пишет хронист, - боясь, чтобы те еретики из страха смерти не прикинулись правоверными..., сказал, как говорят: «Бейте их всех, господь своих узнает!» И перебито было великое множество...»
Несколько тысяч еретиков, которые сбежали в поисках убежища в Церковь Марии Магдалины, были убиты после того, как церковники развлекались вырезанием их глаз из глазниц. Походы французских войск против катаров, получившие название «Альбигойские войны», продолжались более 30 лет. За это время богатые и процветающие земли Южной Франции превратились в выжженную безлюдную пустыню, около миллиона человек было физически уничтожено.
Все это происходило на том политическом фоне, в котором ересь и гомосексуализм понимались столь близко , что были практически идентичными понятиями, которые позже были закреплены в теологических трудах церковных иерархов.
Действия, направленные против гомосексуалистов, предпринимались в течение всей документированной истории человечества. Иногда, хотя и не всегда, эти меры были официально санкционированы властями. В Англии гомосексуальные преступления стали предметом рассмотрения в гражданских судах только с 1533 года, когда Генрихом VIII был введён специальный законодательный акт, по которому мужеложство стало считаться уголовным преступлением. Со времён Генриха VIII и до эпохи королевы Виктории, обвинённые в «чудовищном преступлении» мужеложства или содомии, подлежали преданию смертной казни. Такое положение дел сохранялось вплоть до XIX столетия, когда, под влиянием реформаторских идей сэра Роберта Пила, максимальным наказанием за гомосексуальную связь стало пожизненное заключение. В 1861 году в Англии и в 1889 году в Шотландии максимальное наказание за акт мужеложства было заменено на пожизненное заключение. С 1885 года в соответствии с Поправочным Актом по уголовному праву, действия «крайней непристойности», но не доходящие до мужеложства, не рассматривались более как преступление и наказывались двумя годами каторжных работ. Именно по этому Акту и был осуждён Оскар Уайльд.
В 1921 году в качестве парламентской инициативы на рассмотрение палаты общин был внесен новый Поправочный Акт по уголовному праву. После рассмотрения законопроекта постоянным комитетом, во время премий шотландский юрист, член консервативной партии и сын пастора Фредерик Макквистен, представлявший одно из подразделений в Глазго, предложил внести в законопроект новую статью «Деяния непристойности среди женщин» следующего содержания: «Любое деяние грязной непристойности между женщинами следует рассматривать как преступление, которое должно наказываться таким же образом, как и любое подобное совершённое мужчинами деяние, подпадающее под действие части 11 Поправочного Акта по уголовному праву 1885 года». По мнению Макквистена, новую статью «уже давно следовало внести в уголовный кодекс этой страны», и он не без удовольствия указал на «скрытые тенденции ужасающей падения нравов, никем не обуздываемые и не встречающие никакого сопротивления». Сэр Эрнест Уайльд, поддержавший эту статью, заявил, что это «попытка борьбы с вполне реальным злом». Статья была принята в палате общин 4 августа 1921 года 148 голосами против 53, но в палате лордов была провалена.
Законы, касающиеся гомосексуального поведения, варьировались от жестоких (т.е. суровое физическое наказание и смертная казнь) до нелепых и неудачных. Гомосексуалистов (скорее мужчин, чем женщин) часто судили по обвинению в непристойном поведении просто за то, что они держали друг друга за руки или пытались танцевать вместе. Возможно, самым абсурдным следует считать американский закон от 1954 года — продажа алкогольных напитков гомосексуалистам или позволение им собираться в группы в помещениях, лицензированных для продажи спиртного, могло быть расценено как основание для приостановления действия или отзыва такой лицензии.
Подвержен ли ты гомофобии
Если ты хочешь узнать, страдаешь ли ты гомофобией, воспользуйся приведенной анкетой. Вырази свое отношение по каждому вопросу по пятибальной шкале:
целиком согласен (согласна) (1);
согласен (согласна) (2);
ни да, ни нет (3);
несогласен (несогласна) (4);
категорически несогласен (несогласна) (5),
и сложи полученные результаты:
1. Я чувствовал бы себя вполне комфортно, работая в тесном контакте с мужчиной-гомосексуалом ___
2. Мне хотелось бы участвовать в каких-нибудь мероприятиях вместе с гомосексуалами ___
3. Мне было бы неприятно узнать, что мой сосед гомосексуал ___
4. Если бы человек одного со мной пола стал заигрывать со мной, я бы разозлился ___
5. Мне было бы приятно узнать, что представители моего пола находят меня привлекательным ___
6. Я почувствовал бы себя неловко, если бы меня увидели в баре, где собираются геи ___
7. Мне бы было приятно, если бы человек одного со мной пола стал ухаживать за мной ___
8. Мне было бы приятно узнать, что я нравлюсь человеку одного со мной пола ___
9. Я был бы расстроен, если бы мой ребенок оказался гомосексуалом ___
10. Я бы нервничал, оказавшись в обществе гомосексуалов ___
11. Я не стал бы огорчаться, узнав, что мой священник гомосексуал ___
12. Я бы расстроился, узнав, что мой брат или сестра гомосексуалы ___
13. Я бы почувствовал себя несостоявшимся как отец (или мать), если бы узнал, что мой сын гей ___
14. Мне было бы неприятно увидеть в общественном месте двух мужчин, держащихся за руки ___
15. Я был бы оскорблен, если бы человек одного со мной пола стал ухаживать за мной ___
16. Я бы не стал волноваться, узнав, что преподаватель моей дочери гомосексуал ___
17. Мне было бы неприятно узнать, что мой супруг(а) или партнер(ша) привлекали внимание представителей его (или ее) пола ___
18. Я не испытывал бы неловкости, разговаривая на вечеринке с гомосексуалом ___
19. Я почувствовал бы себя неловко, узнав, что мой босс гомосексуал ___
20. Меня бы ничуть не беспокоило, если бы пришлось пройтись по кварталу, где собираются преимущественно геи ___
21. Мне было бы неприятно, если бы мой врач оказался гомосексуалом ___
22. Я бы чувствовал себя нормально, если бы мой друг оказался гомосексуалом ___
23. Если бы человек одного со мной пола стал ухаживать за мной, я был бы польщен ___
24. Я бы разволновался, узнав, что учитель моего сына гомосексуал ___
25. Я чувствовал бы себя вполне нормально, работая в тесном контакте с женщиной-гомосексуалом ___
Результаты по количеству баллов:
000-064 ты не гомофоб
065-087 у тебя есть склонность к гомофобии
088-099 умеренный ты гомофоб
100-125 большой ты гомофоб