in
ИСИДА (Изида) (егип. iset — «трон», «место», греч. Ѕicis), в египетской мифологии богиня плодородия, воды, ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших, символ женственности, семейной верности. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы.
Культ Исиды пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире её называли «та, у которой тысяча имён». Исида — дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Сета, мать Гора и его четырех сыновей — божеств Амсет, Хапи, Кебексенуф и Дуамутеф. Основные повествования об Исиде тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах Исида обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мёртвого Осириса, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету. В мифах подробно описывается жизнь Исиды в болотах дельты Нила, где она, спасаясь от преследований Сета, воспитала сына Гора. Однажды в её отсутствие ядовитая змея ужалила «прекрасного, золотого, невинного младенца. Его тело было неподвижно, его сердце было бессильно, не бились сосуды его тела». Исида подняла крик, призывая на помощь богов и людей. Бог мудрости Тот успокоил несчастную мать и своими заклинаниями исцелил Гора. Когда Гор подрос, Исида явилась с ним на суд эннеады (девятки богов) и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда Исиду. Однако мудрая богиня перехитрила Сета. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил её на заповедный остров. Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну.
В дальнейших спорах и столкновениях Гора с Сетом Исида помогала своему сыну. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила её отравой, то Исида оторвала руку и заменила её здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царём Египта своего сына. Имя Исиды упоминается почти во всех религиозно-магических текстах, посвящённых Осирису. О ней идёт речь в мифе о споре Гора с Сетом. В некоторых вариантах мифов (миф о Ра и змее, сказка о фараоне Хуфу и чародеях) Исида действует вполне самостоятельно и Осирис даже не упоминается. В магических текстах, написанных на т.н. стеле Меттерниха, об Осирисе упоминается лишь вскользь, а Исида стоит на первом плане. В мистериях, посвящённых cмерти и воскресению Осириса, Осирис безмолвствовал (фигурировала его статуя, которую опускали, подымали и поворачивали), зато Исида и её сестра-помощница Нефтида (их изображали жрецы) произносили длинные речи, оплакивая Осириса («Призывания Исиды и Нефтиды»). Отношение Исиды к Осирису и Гору считалось в Египте и затем в античном мире поучительным примером семейных добродетелей. Однако такая трактовка образа Исиды не являлась изначальной. Сохранилось глухое воспоминание об Исида, выступающей на стороне Сета, злейшего врага её мужа и сына. Когда Исида, заступившись за сына, вмешивается в сражение между Гором и Сетом, ее копье вначале попадает в ее сына Гора. Но этот промах она тут же исправила. Но когда она вонзает свой гарпун в Сета, тот восклицает: «Что сделал я против тебя, сестра моя Исида? Позови свой гарпун, да отпустит он меня, ибо я брат твой по матери!». Потом он говорит, что Гор является для Исиды чужеземцем (т.е. принадлежит не её роду, а роду своего отца). Смущённая этими речами, Исида отзывает свой гарпун и разъярённый таким предательством Гор отрубает своей матери голову. Но бог мудрости Тот с помощью своей магии изменяет голову Исиды в голову коровы и водружает на женщину снова, теперь Исида стала называться Хатор, «Первой из Коров». Ее власть делегируется ее сыну Гору, наследнику Осириса, и через него — патриархальным Фараонам Египта. Этот вариант мифа является глубоко архаическим. Исида поступает здесь в соответствии с нормами материнского права, когда брат по материнской линии является самым близким человеком. Гор, как представитель нового поколения богов, действует уже по нормам отцовского права. Он теснее связан с отцом, а для матери менее дорог, чем родной брат. Этот древнейший вариант мифа был затем искусственно включён в свободное изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он совершенно не вяжется с общей тенденцией повествования.
В мифе о Ра и змее Исида выступает как злая волшебница. Она создаёт и насылает на верховного бога Ра ядовитую змею. Ужаленный бог молит «великую чарами» Исиду об исцелении, и она спасает его только после того, как он открывает ей своё настоящее имя. Затем Исида получает магическую власть над царём богов.
Подобно вавилонской богине Иштар, Исида постепенно превращается из злой богини, которая борется за власть с богом Ра и враждует даже со своим сыном Гором, в добрую и благодетельную владычицу. Создаётся классический образ Исиды — любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына.
Первоначально Исида почиталась в северной части дельты Нила и центром её культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само её имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Почитателями Исиды в первую очередь были обитавшие в районе Буто рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось несчастье, то они первыми прибежали к ней на помощь. Как богиня неба Исида изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. В дальнейшем (после создания гелиопольского пантеона, т. н. Великой эннеады) владычицей неба признаётся мать Исиды богиня Нут, а сама Исида выступает уже в классическом образе супруги и помощницы Осириса.
Как супруга Осириса, Исида воспринимает порой его функции и обеспечивает круговорот природы, а значит, и людей через деторождение. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зёрна; греки отождествляли Исиду с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по супругу. Судя по античной традиции, Исида была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Сохранились изображения Исиды с лодкой в руках.
Почиталась Исида и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соответственно её (как и сестру Нефтиду) изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Вместе с той же Нефтидой, а также богиней Хекет Исида выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорождённых царей.
Исида покровительствовала женщинам и следила за исполнением супружеских обязанностей как женой, так и мужем. Обнаженную фигуру Исиды изображали на дне саркофага. Она лежит на спине, как бы ожидая умершего в свои объятия, а его сексуальная посмертная активность должна была стимулировать любовные влечения живых.
Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как Исида. В 4 в. до н. э. храм Исиды был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. на острове Делос. Известны также святилища Исиды в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. У греков с Афродитой (Афродитой-Исидой), культ которой отличался сексуальной свободой и получил довольно широкое распространение в птолемеевском и римском Египте, отождествлялись сирийская богиня Атаргатис и финикийская богиня Астарта, которая в Вавилоне и Ассирии носила имя Иштар. В Италии культ Исиды распространяется начиная со 2 в. до н. э.; воздвигаются храмы Исиды в Риме, Помпеях, Беневенте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе Исиды в Галлии, Испании, Британии. Если сначала её культ связан с культом Осириса, то в греко-римскую эпоху он приобретает самостоятельное значение, и Исида выдвигается на первый план, принимая на себя многие функции Осириса. Об Исиде писали многие античные авторы (с благоговением Плутарх и Апулей, с иронией Лукиан из Самосаты и Ювенал). Культ Исиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором. Статуэтки Исиды сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кёльне).