in ОСИРИС (Озирис, Асар) (Osiris, грецизированная форма египетского имени Усир — «Всевидящий»), в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, бог растительности и всего живого, производительных сил природы, повелитель вечной жизни (вечности), царь загробного мира, покровитель и судья мёртвых. Его непременные атрибуты — посох и плеть — знаки царской власти.

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Сета, Нефтиды (ставшей женой Сета), отцом Гора (согласно Плутарху отцом Осириса был Ра, а отцом Сетха был Геб, сестра Осириса Исида (Аст) была дочерью бога Тота). Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда бога Солнца Ра-Атума, деда Шу и отца Геба (первым в Египте правил 9000 лет бог Пта, за ним 1000 лет правил бог Ра, затем бог Шу — 700 лет и бог Геб — 500 лет. Осирис правил Египтом 450 лет. Сетх, после убийства Осириса, правил 350 лет, затем 300 лет правил победивший его Гор. Далее правила вторая династия богов — 1750 лет. Наконец, третья династия полубогов — 3650 лет. Период безвластия — 350 лет). Осирис был наследником солнечной династии богов, Суров, олицетворением жизненных, производительных сил природы, радости жизни, он — цивилизационный герой, праведный царь и верховный жрец Египта. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, дал народу аграрную культуру (научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино), металлургию (научил добывать и обрабатывать медную и золотую руды). Он обучил людей письменности, врачебному искусству, строительному искусству (строительству городов), установил культ. Младший брат Осириса — Сет (повелитель Нижнего Египта), желавший править вместо него (объединить Египет), придумывал способ погубить бездетного Осириса. Возможно, причиной ненависти послужило то, что прежде бездетная сестра-жена Сета Нефтида, переодевшись женой Осириса Исидой и соблазнив опьяненного вдрызг вином брата Осириса, зачала от него и родила сына Анубиса. Как бы там ни было, после победоносного возвращения из похода в Азию Осирис устроил пир (или же это Сет устроил пышный пир, хоть бы и в честь брата). Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками (как и он рыжеволосыми-чужеземцами), велел внести роскошно украшенный ящик (очевидно, саркофаг) и заявил, что он будет подарен тому, кому придётся впору. Когда очередь дошла до Осириса и он лёг на дно ящика (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили её свинцом и бросили ящик в воды Нила. Течением ящик прибило к берегу, и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Верная супруга Осириса — Исида нашла саркофаг, достала оттуда мертвого Осириса, вступила с ним в половую связь, она извлекла чудесным образом скрытую в нём жизненную силу и зачала от мёртвого Осириса сына...

Однако существует и другая, более популярная версия мифа. Сет не заключил Осириса в ящик (или же потом достал оттуда) и разрубил (расчленил) тело брата на 14 частей, уделив особое усердие в отсечении головы и фаллоса, и разбросал эти части по всему Египту (скормил рыбам). При этом особое значение было придано уничтожению детородных органов. Поиски частей тела Осириса продолжались Исидой (вместе с сестрой Нефтидой, которая покинула мужа-Сета, чтобы присоединиться в поисках к сестре) двенадцать дней. На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она ставила надгробную стелу, чтобы Сет думал, будто Осирис похоронен, и чтобы культ Осириса распространился по всему Египту. На месте этих стел впоследствии появились гробницы Осириса в 14 разных городах Египта, в каждой из которых покоилась лишь одна часть божественного тела. Исида же собирает расчлененные части воедино. Не хватает телу лишь фаллоса, который съели рыбы (ставшие с те пор неприкасаемыми и посвященными Сету) оксиринх, лепидот (рыба бунни или усач-бунни), родившиеся из крови Осириса, разрубленного и брошенного в воду Сетом. Отведала фаллоса и не ставшая священной рыбой фраг. Рыбы переняли фаллическую волшебную силу и таким образом передали ее водам Нила, который и становится самой главной гробницей-хранительницей священной силы Осириса. Исида же возмещает недостающий член деревянным фаллосом (по другой версии она вылепливает фаллос из глины, освящает его и приращивает к собранному телу). А вслед за этим всё тою же жизненной силой, передающейся даже от мертвого тела, оплодотворяется Осирисом (Осирис передает свою семенную силу Исиде через акт мастурбации, который он совершает в загробном мире). Зачав ребенка, Исида погребает останки мужа в Абидосе и уходит в болота дельты Нила. Там рождает и воспитывает младенца, названного Гором.

Расчленение Осириса и кража его фаллоса, позднее приписываемая Сету, являются самыми древними частями ритуала плодородия. Когда оторванные и разбросанные по полям части тела Осириса обеспечивают плодородие на год, не достает фаллоса. Ибо Осириса лишили его фаллоса, который забальзамирован и сохраняется до последующего повторения праздника плодородия. Но именно от этого забальзамированного фаллоса Исида зачинает ребенка Гора. Поэтому для Гора-ребенка, также как и для Гора-бога солнца, более важно то, что Исида была его матерью, а не то, что Осирис был его отцом. Исида зачинает Гора при помощи мастурбации искусственным фаллосом, который был аналогом или субститутом фаллоса умершего Осириса. В момент оргазма Исиды, Осирис, который в это время уже давно находился в стране мертвых (Дуате), сумел «послать» свое семя Исиде, в результате чего она и зачала Гора, который потом вырос и сверг Сета с престола Египта.

Мальчик Гор, зачатый мертвым Осирисом, изображается, с одной стороны, слабым на ноги, а с другой стороны — в виде фаллоса. Он держит во рту палец, что предположительно указывает на сосание. Обычно он сидит в центре цветка, а его отличительной чертой является длинный вьющийся локон волос, кроме этого он носит рог изобилия и урну. Он символизирует очень молодое солнце, и его значение — несомненно фаллическое. Об этом свидетельствуют изображения эрегированного фаллоса, пальца и локона волос. В то же время он имеет и женские атрибуты и является тем, кого мы можем назвать истинным любимцем матери.

Когда Гор выростает (возмужал), он естественно претендует на отцовский трон. Поначалу была надежда решить вопрос миром — через посредничество и совет (суд) богов. Как повествует Папирус Честера Берти, Сет предложил богам отсрочить решение, чтобы он мог миром решить этот спор со своим племянником. Он пригласил Гора «провести приятный день в моем доме», и последний согласился. Но Сет задумал недоброе; в голове его родился новый коварный план: «И в вечернюю пору им постелили постель, и они вдвоем возлегли на нее. И ночью Сет сделал упругими свои чресла и вошел в лоно Гора». Когда боги вновь собрались на совет, Сет потребовал, чтобы власть передали ему, потому что Гор лишился права на трон: независимо от того, был ли он рожден от семени Осириса, теперь в нем было семя Сета — следовательно, он должен был наследовать, а не предшествовать Сету. И тут настала очередь Гора удивить богов. Когда Сет изливал свое семя, сказал Гор, «я собрал семя в мои руки». А утром он показал его своей матери и рассказал ей, что произошло. Тогда Исида приказала Гору возбудить свой член и вылить семя в чашу. Потом она пошла в сад Сета и полила семенем Гора салат-латук, который съел ничего не подозревающий Сет. Поэтому, заявил Гор, «не только во мне нет семени Сета, но мое семя в нем! Это Сет не может быть выше меня!» В растерянности боги обратились за разрешением спора к Тоту. Он осмотрел семя, которое Гор отдал своей матери, Исиде, спрятавшей его в горшочке, и признал, что это и в самом деле было семя Сета. Потом он осмотрел тело Сета и подтвердил, что у него внутри семя Гора. Разгневавшись, Сет не стал ждать решения богов. «Теперь все может решить только смертельная схватка», — сказал он, уходя. А суд богов признает Гора единственным наследником Осириса.

И Гор вступает в борьбу с Сетом. Сначала он терпит поражение и даже теряет в битве глаз (яйцо?) — волшебное Око Гора, но затем счастье переходит на его сторону. Он побеждает Сета, но он не уничтожает Тифона (Сетха) совсем, а лишает его лишь предприимчивости и силы (лишает его мужского начала, отсекает фаллос с яичками, кастрирует его), отбирает у него вырванный глаз и дает проглотить мёртвому отцу. Осирис оживает, но не хочет оставаться на земле, а, оставив трон на земле сыну Гору, становится проводником умерших в загробном царстве Дуат и начинает царствовать и вершить суд там. По одному из преданий, Сетх сумел таки убить Гора уже после своего свержения и сделал он это в образе черного кабана. По другому преданию, битва Гора и Сета продолжается с переменным успехом то одной, то второй стороны и продлиться до скончания мира.

А священному фаллосу Осириса, бывающему всегда при полной эрекции и оплодотворяющей потенции, посвящается особый фаллический культ с фаллической символикой, который получает повсеместное распространение в Египте. Основным символом Осириса является «джед столб»; фетиш дерева, завернутый в льняное полотно, пропитанное маслом, почитается как «дерево Исиды». В обретении недостающего центральный момент мистерий Праздника Осириса в месяц Хатор. Тогда во главе процессии несут изображение фаллоса (Осирис) и вазу с водой (Исида); оба вместе, они являлись символом размножения и указывали на вечность (нескончаемость) жизни: КА-БА — два всерождающих начала, вечные и нескончаемые. Как бог растительности Осирис считался также хозяином вод Нила, в то время как Исида проявлялась в плодородии. Этот обряд отражал орошение плодородной почвы пресными водами. И важное для Египта половодье было связано с объединением обоих полюсов бытия. В культе мертвых, мысль о повторном оживлении была связана с водой, применяемой при либации (жертвоприношении). Как «истечение, которое исходит из Осириса» (истечение энергии КА), вода освобождает от оцепенения смерти.

Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» совмещает обе версии: Сет расправляется с Осирисом дважды. По некоторым версиям, Осириса оживлял не Гор, а Исида (сама или с помощью сестры Нефтиды). Погребение Осириса приписывалось то Исиде, то Анубису.

В эпоху родового строя, когда возник культ Осирис, он воспринимался как бог, олицетворяющий производительные силы природы. Связь Осириса с природой сохранялась на протяжении всей истории Египта. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Его тело всегда окрашивали в зелёный цвет. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нём сохраняется, даже в мёртвом. На изображениях сквозь гроб Осириса прорастает дерево или из Осирис-мумии выросли стебли злаков, которые поливает жрец. В погребениях иногда помещалось натянутое на раму полотно с лежащей на нём фигурой Осириса из земли, засеянной зёрнами полбы или ячменя: если прорастёт зеленью Осирис — оживёт умерший. Сначала Осириса отождествлялся только с умершим царём. В «Текстах пирамид» фараон после cмерти уподобляется Осирису, его называют именем Осирис. Начиная с эпохи Среднего царства, каждый умерший египтянин стал отождествляться с Осирисом (т. е. считалось, что, подобно Осирису, умерший оживёт после смерти, и во всех более поздних заупокойных текстах перед именем умершего стоит имя Осирис).

Как бог мёртвых и царь загробного мира, Осирис воспринимался судьёй загробного мира. Считалось, что перед ним предстаёт покойный, когда его сердце взвешивается на весах, где на одной чаше лежало изображение богини Маат, а на другой — сердце умершего. Оправданный попадал на «райские поля» Иару, наслаждался вечной жизнью.

Первоначально, видимо, Осирис был местным богом в Джеду в восточной части дельты Нила; отождествлённый с другим богом города Анджети, он стал изображаться с атрибутами этого бога (посохом и бичом или хлопушкой), которые прочно закрепились за Осирисом. Заняв центральное место в царском культе, Осирис стал особенно почитаться в Абидосе — месте погребения фараонов, где он заменил бога мёртвых Анубиса, ставшего его спутником и помощником. Как сын бога земли Геба, уходящий после смерти под землю, Осирис стал считаться богом земных глубин, на его плечах покоится вся вселенная и из пота его рук вытекает Нил. С конца Нового царства Осириса связали с богом Ра (Ра-0сирис) и стали изображать с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый сложный образ бога, получивший имя Сераписа (Осирис-Аписа), приобретает широкую известность за пределами страны.

Культ Осириса распространился в завоёванных Египтом Куше и других странах. В греко-римскую эпоху культ Осириса (наряду с другими греко-восточными культами богов умирающей и воскресающей природы Аттиса, Адониса, Таммуза) получил широкое распространение в Западной Азии и в Европе, включая Северное Причерноморье. Культ Осириса в Египте был, прежде всего, фаллический культ, культ производительных сил Природы, культ витальности, вирильности. Осирис олицетворяет собой либидо — энергию творчества, созидания, любви, секса; Сетх — олицетворяет собой мортидо — энергию разрушения и саморазрушения, садо-мазохизма, монашества, скопчества, жизнеотрицания.