in КАСТРАЦИЯ (лат. castratio; carere — быть отрезанным прочь от (to be cut off from); castrum — нож; индоевр. kes- — отрезать, гр. keazein — раскалывать) (
  • оскопление, эмаскуляция (emasculatio; полное хирургическое удаление полового члена вместе с мошонкой и ее органами), эвирация, сокращение, выхолащивание, выхолощение, холощение, охолащивание, выкладывание, хирургическое вмешательство в личную жизнь; стерилизация;
  • скопить, оскоплять, холостить, выхолащивать, охолащивать, выкладывать, класть, сокращать, облегчать; стерилизовать;
  • скопец, евнух, безмуд(н)ый, без мудей, выхолощенный, обрезанец, хочет, но не может, мерин, вол, каплун)



    Кастрация:
  • воздействие, вызывающее полное и необратимое прекращение или подавление функций половых желез (гонад);
  • искусственное прекращение выработки половых гормонов.

    Может быть связана:
  • с воздействиями на гонады рентгеновского облучения, инфекции, гормональных и иных химических веществ (медикаментозное (фармакологическое) воздействие), что сопровождается полной деструкцией ткани половых желез,
  • с травмой,
  • с хирургическим удалением половых желез с медицинскими или культовыми целями.

    Кастрация фармакологическая — прекращение выработки половых гормонов как гонадами, так и надпочечниками в результате неоправдано массированного применения стероидных (мужских половых) гормонов

    Когда кастрация является вынужденной мерой и входит в комплексное лечение некоторых тяжелых заболеваний, ее производят только по строгим медицинским показаниям с использованием хирургических методов или с помощью лучевой терапии. При травме яичек с их размозжением, злокачественной опухоли яичек, предстательной железы, двустороннем гнойном орхиэпидидимите показано двустороннее хирургическое удаление половых желез. При данной операции может прекращаться как генеративная, так и эндокринная функция (полная кастрация) либо одна из них (частичная кастрация). Одностороннее удаление яичка (гемикастрация) не ведет к развитию посткастрационного синдрома благодаря компенсаторной гиперфункции другого яичка: оставшаяся железа полностью или частично компенсирует недостаточность функции. Поэтому утрата функции одной половой железы (например, в результате травмы) не рассматривается как кастрация. При воздействии на мужские гонады ионизирующего излучения может прекращаться только детородная функция за счет нарушения выработки сперматозоидов, посткастрационный синдром в этом случае не развивается. Клинические проявления кастрации во многом зависят от возраста, в котором прекращены функции половых желез. Кастрация в детском возрасте приводит к наибольшим нарушениям в организме. Так, у мальчиков кастрация в период до полового созревания сопровождается недоразвитием вторичных половых признаков (гипогонадизм).

    Кастрация, произведенная до полового созревания, обусловливает полное отсутствие сексуального влечения, а после созревания – лишь снижение его интенсивности. Это свидетельствует о том, что гормональные изменения, происходящие в период полового созревания, специфическим образом повышают «чувствительность» мозга, в связи с чем развивается психический компонент сексуального влечения, который уже не исчезает после кастрации.

    После кастрации в период полового созревания в организме возникает ряд изменений, связанных с прекращением выработки основного полового гормона: увеличение массы тела, феминизация (посткастрационный синдром). Кастрация, наступившая у взрослого человека, имеющего опыт сексуальной жизни, вызывает ряд обменных, вегетативно-сосудистых и других нарушений, но не приводит к половым расстройствам. После удаления яичек у мужчин могут быть и эрекция, и половые контакты. Но они не способны к оплодотворению, и, кроме того, организм может испытывать недостаток тестостерона, потому что и сперму, и тестостерон вырабатывают яички. Выраженные клинические проявления кастрации описываются как евнухоидизм.

    Кастрация взрослого мужчины вызывает различные проявления, в том числе и касающиеся сексуального влечения. У таких мужчин отмечаются психические изменения, проявляющиеся снижением психомоторного тонуса, чувством собственной неполноценности и общей несостоятельности, склонностью к ипохондрии, эмоциональной неустойчивостью и неспособностью управлять эмоциями, повышенной общей возбудимостью, чрезмерной впечатлительностью и утомляемостью. Кроме того, отмечаются дисфорические смены настроения и депрессивные состояния с суицидальными тенденциями, сниженная толерантность к алкоголю и склонность к наркоманиям. Определенное позитивное значение, с другой стороны, у кастратов приобретает их «социабельность», проявляющаяся снижением тенденций к преступлениям, а у женатых также – повышенным вниманием к семейным делам. Все это свидетельствует о том, что андрогены (и стимулируемый ими уровень сексуального влечения), кроме своего специфического влияния, оказывают также воздействие на весь психомоторный тонус мужчин.

    Снижение уровня сексуального влечения после кастрации обратно пропорционально интеллектуальному уровню. У лиц с высоким психическим развитием, повышенным интеллектом снижение сексуального влечения наступает медленно и бывает неярко выраженным. Люди же примитивные реагируют на кастрацию быстрым и резким снижением полового влечения. Это свидетельствует о том, что чем более развита психика человека, тем в большей мере интенсивность его полового влечения независима от гормональных механизмов. Кроме того, действие кастрации значительно менее выражено у тех лиц, которых связывает с сексуальным партнером яркое чувство эротической любви, в то время как у лиц, стремящихся к интимной близости с женщиной только под влиянием сексуального желания, последствия кастрации выражены в большей степени. Таким образом, глубокая увлеченность в форме эротической любви также способствует усилению независимости сексуального влечения от гормональных механизмов. Вероятно, изменения сексуального влечения у мужчин вследствие кастрации зависят не столько от абсолютного снижения уровня андрогенов в организме, сколько от изменения соотношения количества андрогенов и эстрогенов (выделяемых опорными клетками яичек).

    Результаты кастрации мужчин, лечение антиандрогенами или замещение андрогенов у кастрированных мужчин указывают на то, что дефицит андрогенов значительно снижает сексуальное влечение (а также потенцию и сексуальную возбудимость). Однако у человека дефицит андрогенов не проявляется в такой мере, как у животных. Иногда он вызывает лишь утрату или снижение способности к эрекциям и переживанию оргазма при сохранности желания сексуальных контактов. В исключительных случаях кастрированные мужчины могут на протяжении ряда лет сохранять половое влечение и способность к половым сношениям и переживанию оргазма, хотя сексуальная потенция (измеряемая частотой способности к сексуальным реакциям) может быть сниженной. Введение тестостерона кастрированным мужчинам повышает у них интенсивность сексуального влечения, способность к эрекциям, эякуляциям и переживанию оргазма. Однако наиболее сильным гормональным стимулятором, вероятно, является гонадолиберин, повышающий сексуальную активность в случаях гипогонадизма у мужчин, когда тестостерон не вызывал существенного улучшения. У евнухов и евнухоидных мужчин особенно благоприятное влияние на потенцию оказывает тестостерон в сочетании с гонадотропином (НСС), поскольку последний в значительной мере нивелирует антигонадотропный эффект тестостерона.

    У девочек кастрация (резекция яичников) сопровождается характерной деформацией скелета, отсутствием вторичных половых признаков, ожирением, остеопорозом и др. кастрация в репродуктивном возрасте вызывает десексуализацию (невыраженность вторичных половых признаков), развитие ряда обменных и вегетативно-сосудистых нарушений, характерных для посткастрационного синдрома. Кастрация в период постменопаузы сопровождается менее существенными изменениями в организме, т.к. к этому времени происходит физиологическое угасание эндокринной функции половых желез.

    Влияние кастрации на сексуальность у женщины отличается от такового у мужчины. На основании того, что последствия кастрации почти никак не отражаются на сексуальной активности женщины, так же как климакс, делают вывод, будто гормоны яичников не имеют существенного значения для сексуальности женщины или вообще не влияют на выраженность сексуального влечения, сексуальную активность и способность к переживанию оргазма.

    Значительно больше отражается на сексуальном влечении у женщин, по сравнению с кастрацией, резекция надпочечников, поскольку женщин надпочечники являются основными органами, продуцирующими андрогены. После резекции надпочечников у большинства женщин наблюдается значительное снижение или даже полное исчезновение полового влечения. Таким образом, надпочечниковые андрогены играют более важную роль в поддержании уровня полового влечения у женщины, чем андрогены яичников.

    У женщин рентгенологическая и хирургическая кастрация применяются при некоторых заболеваниях матки и придатков, в основном при злокачественном перерождении матки, молочных желез. Хирургическую кастрация у женщин (овариэктомию) выполняют при злокачественных новообразованиях яичников, а также некоторых злокачественных опухолях (молочных желез, матки, влагалища, вульвы), чувствительных к уменьшению продукции эстрогена. Показанием к лучевой операции является эндометриоз ректовагинальной клетчатки в возрасте старше 45 лет, а в случаях неэффективности гормональной терапии и наличия сильных болей, если операция может быть травматичной.

    От кастрация следует отличать временное и обратимое выключение функции половых желез, вызываемое введением гормональных препаратов, приводящим к торможению гипоталамо-гипофизарных механизмов регуляции репродуктивной системы. Гормонотерапию применяют при наличии противопоказаний к хирургической кастрация, а также у женщин при маточных кровотечениях в позднем климактерическом периоде и в постменопаузе. С этой целью используют мужские половые гормоны, синтетические прогестины, большие дозы эстрогенов. Введение больших количеств мужских половых гормонов у женщин может сопровождаться нежелательным эффектом — вирилизацией.

    После кастрация назначают заместительную терапию половыми гормонами. Исключение составляют случаи, в которых кастрация произведена по поводу гормонально-чувствительных опухолей и у лиц пожилого возраста. Заместительная гормонотерапия позволяет избежать развития посткастрационного синдрома, инволюции вторичных половых признаков, особенно при кастрация у детей.

    Посткастрационный синдром (лат. post после + castratio оскопление; кастрационный синдром)

    Симптомокомплекс, развивающийся после прекращения эндокринной функции яичек у мужчин и яичников у женщин в репродуктивном периоде и характеризующийся специфическими обменно-эндокринными, нервно-психическими и другими нарушениями. Синдром, обусловленный прекращением эндокринной функции половых желез (или их гипофункцией) в допубертатном периоде, носит название евнухоидизма (гипогонадизм).

    Посткастрационный синдром у мужчин является результатом травматической, оперативной или лучевой кастрации, а также деструкции ткани яичек вследствие острых и хронических инфекционных болезней. В ответ на внезапное выпадение эндокринной функции яичек развиваются нарушения функции гипоталамических, эндокринных и нейровегетативных регуляторных систем (вегетативная нервная система, гипоталамо-гипофизарная система). Резкое напряжение систем гипоталамуса, активирующих гонадотропную функцию гипофиза, сопровождается повышенным выделением гонадотропных гормонов (гипофизарные гормоны). В процесс вовлекаются другие системы гипоталамической регуляции, прежде всего симпатоадреналовая система. Резкое снижение концентрации андрогенов в крови проявляется рядом специфических эндокринно-обменных нарушений.

    К патологическим изменениям, вызванным кастрацией, относятся явления демаскулинизации: изменение характера оволосения, уменьшение объема мускулатуры, перераспределение отложений жира в подкожной клетчатке по евнухоидному типу, прогрессирование ожирения вследствие выпадения анаболического и жиромобилизующего действия андрогенов. Наблюдается остеопороз (дистрофия костной ткани с перестройкой ее структуры, характеризующаяся уменьшением числа костных перекладин в единице объема кости, истончением, искривлением и полным рассасыванием части этих элементов).

    Основным методом лечения посткастрационного синдрома у мужчин является заместительная терапия андрогенами. Наиболее распространено лечение препаратами половых гормонов пролонгированного действия — сустаноном, тестэнатом и др.; препараты кратковременного действия и пероральные препараты (метилтестостерон, тестобромлецит) менее эффективны. В зависимости от клинической симптоматики применяют также седативные, сердечно-сосудистые, гипотензивные и другие лекарственные средства. Продолжительность и интенсивность заместительной терапии андрогенами зависят от выраженности проявлений андрогенной недостаточности и возраста больного. Основным противопоказанием для терапии андрогенами является рак предстательной железы.

    Прогноз зависит от индивидуальных особенностей больного. В большинстве случаев удается постепенно уменьшить вегетативно-сосудистые и невротические проявления синдрома. Эндокринно-обменные нарушения при посткастрационный синдром требуют длительной заместительной терапии.

    Посткастрационный синдром у женщин репродуктивного возраста развивается главным образом после тотальной или субтотальной овариэктомии. Частота его среди женщин, перенесших эти оперативные вмешательства, достигает 80% причем в 5% случаев посткастрационный синдром протекает тяжело, с утратой трудоспособности. Выпадение гормональной функции яичников вызывает сложные реакции адаптации в нейроэндокринной системе. Внезапное снижение уровня половых гормонов приводит к нарушению секреции нейротрансмиттеров в подкорковых структурах мозга, обеспечивающих координацию кардиоваскулярных, респираторных, температурных реакций. Это вызывает патологические симптомы, весьма сходные с симптомами при климактерическом синдроме. Нарушения секреции нейропептидов гипоталамуса (люлиберина, тиролиберина, кортиколиберина и др.) изменяют функцию эндокринных желез, особенно надпочечников, в корковом веществе которых усиливается образование глюкокортикоидов. После кастрации андрогены коры надпочечников являются единственным источником синтеза эстрогенов. Уменьшение образования андрогенов приводит к уменьшению синтеза эстрогенов и усугубляет процессы дезадаптации организма. В щитовидной железе нарушается синтез Т3 и Т4. В патогенезе остеопороза, являющегося обязательным следствием кастрации, ведущую роль играет снижение уровня эстрогенов и тестостерона, обладающих анаболическим действием и способствующих ретенции кальция костной тканью. Резорбция кальция из костей и повышение уровня ею в крови вызывают снижение секреции паратиреоидного гормона щитовидной железы. Уменьшается также содержание кальцитонина, образование которого стимулируют эстрогены. Снижение уровня кальцитонина и паратиреоидного гормона подавляет процесс включения кальция в костную ткань и способствует вымыванию его в кровь и выделению с мочой.

    Основными клиническими проявлениями посткастрационного синдрома служат вегетативно-сосудистые симптомы — приливы жара, покраснение лица, потливость, сердцебиения, гипертензия, боли в области сердца, головные боли. Частоту и интенсивность приливов, как и при климактерическом синдроме, считают показателем тяжести посткастрационного синдрома. К числу обменно-эндокринных нарушений относят ожирение, гиперхолестеринемию. Изменения гормонального баланса обусловливают нарушения липидного обмена и развитие атеросклероза. К метаболическим нарушениям относятся также строфические изменения в наружных и внутренних половых органах, мочевом пузыре, уретре. Отмечаются развитие кольпитов, сходных с сенильными, появление трещин, лейкоплакий, крауроза вульвы. Наступают атрофические изменения в молочных железах, в которых железистая ткань замещается соединительной и жировой. К трофическим нарушениям относится и остеопороз. При этом основными жалобами являются локальные боли в поясничном и (или) грудном отделе позвоночника, боли к области коленных, лучезапястных, плечевых суставов, ноющие боли в мышцах. Резко возрастает риск переломов костей.

    Клинические симптомы посткастрационного синдрома развиваются уже через 2—3 недели после операции и достигают полного развития через 2—3 месяца. В первые два года преобладают нейровегетативные симптомы, отмечаются также психоэмоциональные и обменно-эндокринные расстройства. У всех женщин развивается остеопороз, который прогрессирует даже после обратного развития других симптомов. Тяжесть посткастрационного синдрома четко коррелирует с преморбидным фоном (частотой инфекционных болезней в анамнезе, заболеваний гепатобилиарной системы, гинекологических заболеваний). Диагноз устанавливают на основании типичных клинических симптомов и данных анамнеза.

    В лечении основное место должны занимать препараты, содержащие эстрогены. Можно использовачь оральные контрацептивы (бисекурин, нон-овлон, овидон и др.), а также трех- и двухфазные препараты, которые следует принимать в циклическом режиме, рекомендуемом для контрацепции. Эти средства применяют в течение 3—4 месяцев с последующим месячным или 2-3-недельным перерывом в зависимости от состояния женщины и возобновления у нее симптомов посткастрационного синдрома. Кроме того, рекомендуются общеукрепляющая терапия, витамины группы В, С, PP. По показаниям назначают транквилизаторы (мезапам, феназепам и др.) В первый месяц после операции начинают использовать физиотерапевтические методы лечения: микроволновую терапию волнами сантиметрового диапазона на область надпочечников, которую сочетают с закаливающими и тонизирующими процедурами (обтирание, обливание прохладной водой, хвойные, морские, хлоридно-натриевые ванны). Санаторно-курортное лечение рекомендуется в условиях привычной для больной климатической зоны. Прогноз благоприятный, особенно при своевременно начатой терапии.

    Религиозная кастрация

    Религиозные фанатики в состоянии мистического вдохновения отрезали себе фаллосы и жертвовали их богам. Если в Древнем Египте обожествленному быку Апису преподносили фаллосы мертвых, то молодые сирийские жрецы Кибелы лишались этого органа добровольно. Под звуки барабанов и монотонные песнопения жрецы и послушники наносили себе раны и увечья перед храмом. Затем, когда религиозный экстаз доходил до неистовства, послушник срывал с себя одежды, хватал ритуальный меч и одним ударом оскоплял себя. Совершив операцию, они бежали по улицам города, держа в руках свой окровавленный детородный член. Войдя в первый дом, они показывали его женщине и бросали под ноги, что было благоприятно для нее.

    Римские ученики жрецов Кибелы также совершали ритуальное самооскопление в «день крови» («dies sanguinis»).

    В 211 году н.э. Ориген кастрировал себя в припадке религиозного исступления. Это, конечно, вытекает из замечания Иисуса, что «есть евнухи, которые сделали себя евнухами во имя царствия небесного…» Можно предположить, что многие благочестивые мужи подвергали себя испытанию по примеру Оригена, который, кстати сказать, был самым крупным учёным среди греческих деятелей раннего христианства. В 325 году н.э. Вселенский собор в Никее постановил, что слуги церкви, оскопившие себя, должны немедленно оставить их святую службу (Канон 1).

    Русские скопцы также отсекали половые органы-«ключи ада». Операция удаления семенных желез имела мистическое значение: первая чистота, малая печать, называвшаяся «сесть на пегого коня». Обрезание фаллоса — это полное обеление, большая печать, царская печать, вторая чистота («сесть на белого коня»). Исходя из традиционного отождествления света и белого цвета, сектанты стремились максимально полно приблизиться к светотелым ангелам и, как они, стать бесполыми существами.

    Коптскому подвижнику апе Виктору язычники вырезали язык и половые органы, но подобное могло постигнуть и средневекового грешника. Когда в первой половине XII века в одном из английских монастырей монахиня забеременела от монаха, то его силой принудили самого себя кастрировать, а отрезанный член забили в рот грешнице.

    Евнухи (гр. eunuhos — «страж ложа», «тот, кто хранит постель»)

    Даже если у султана были самые лучшие намерения, он едва ли мог удовлетворять каждую из своих тысяч наложниц больше одной или двух ночей в год. Женщины в гареме скучали и томились, их надо было организовывать и охранять. Еще задолго до Османской империи эту трудную задачу стали поручать тем, кого считали лучше всего подходящими для нее, — кастрированным мужчинам, известным под названием «евнухи».

    По существу, принцип был очень прост. Мужчина, лишенный наружных половых органов, лишался вместе с ними и способности извлечь выгоду из тех возможностей, которые предоставляла ему служба в гареме. Но это не все. Еще со времен Кира Великого, давшего рациональное объяснение по данному вопросу в VI в. до н.э., повсеместно считалось, что евнухи-рабы, разлученные со своими семьями и, естественно, неспособные создать новые семейные связи, становились телом и душой преданы «тем, кто находился в лучшем положении, чтобы обогатить их и постоять за них даже тогда, когда те были не правы, и чтобы помочь им добиться высоких постов». Несмотря то что они лишались мужской силы, они «не становились менее выносливыми всадниками или менее искусными воинами, или менее честолюбивыми людьми», и «никто не мог сохранить такую верность хозяину, когда тот попадал в беду, как хранили верность евнухи... Узнав обо всем этом, Кир выбрал евнухов и назначил их в свою охрану, начиная от стражников и до телохранителей».

    Несмотря на все панегирики Ксенофонта, Кир был не первым из ближневосточных правителей, начавшим использовать евнухов. Этот обычай, вероятно, восходит к древней (а в некоторых областях — и к современной) практике кастрации мужчин, повинных в изнасиловании или в супружеской измене. Согласно ассирийским законам периода между 1450 и 1250 гг. до н.э., муж, заставший свою жену с другим мужчиной, мог по выбору либо убить их обоих, либо отрезать жене нос, а мужчину кастрировать. Для сравнения, в Сан-Диего (Калифорния) с 1955 по 1975 г. 397 мужчин, совершив преступления на почве секса, предпочли кастрацию отбыванию длительного срока заключения, в Дании с 1929 по 1959 г. 300 заключенных приняли такое же решение, в Британии же предпочитают химические средства для подавления половой активности.

    Среди государственных чиновников в Ассирии было значительное число евнухов; евнухи также служили в гареме, охраняя четырех царских жен, 40 наложниц и других женщин, причем если женщины были не полностью одеты, евнухам запрещалось подходить к ним ближе, чем на семь шагов, и даже заговаривать с ними.

    Полагают, что персы, пришедшие на смену Ассирийскому царству, первыми стали кастрировать пленников скорее по расчету, чем от гнева; при этом Геродот упоминает, что они отбирали для этой цели только красивых юношей. Дарий даже потребовал, чтобы Вавилон и другие области Ассирийского царства прислали ему в качестве дани 1000 талантов серебра и 500 кастрированных мальчиков, после чего обычай ввозить в страну евнухов-рабов стал укрепляться и распространяться.

    Из Персии идея использования кастратов на государственных постах могла попасть в Китай, если она сама не возникла там раньше. Китайская история и традиция говорят, что в древности за уголовные преступления наказывали выжиганием клейма, нанесением увечий и побоями и что те, кто перенес кастрацию (называвшуюся «дворцовым наказанием»), обычно должны были после этого служить при княжеских семьях. Когда кастрированных преступников стало меньше, чем требовалось, спрос на евнухов стали удовлетворять насильственным оскоплением специально отобранных для этой цели мальчиков. Но все же китайцам пришлось ограничить область использования евнухов императорским дворцом, где они служили в гареме, а иногда были палачами.

    В греческом мире, также воспринимавшем персидские влияния, кастрация была поставлена на коммерческую основу. Один человек с острова Хиос по имени Паноний зарабатывал себе на жизнь торговлей кастрированными хорошенькими мальчиками, он покупал рабов, кастрировал их, а затем привозил их в Сард или Эфес и продавал варварам (персам) по высоким ценам. В Риме тоже были такие торговцы. Там кастрации подвергались не только жрецы новых религиозных культов, но и любовники некоторых предприимчивых дам. В конце концов император Домициан запретил подобную практику, одновременно установив контроль над ценами на евнухов-рабов, остававшихся еще в руках работорговцев.

    В христианской Византии кастрация была явлением вполне обыденным. Ужасная память о государственных переворотах побудила правительство Византии выбирать чиновников и даже патриархов из тех людей, которые были свободны от семейных связей вследствие их неспособности произвести на свет ребенка; для таких людей существовало восемь государственных постов. В результате у родителей, имевших несколько детей, забирали одного или двух сыновей и кастрировали, чтобы они могли достичь влиятельного положения и помочь продвижению своих братьев. Именно так и происходило. Наиболее известным случаем подобного рода был Иоанн Орфанотроф. «Если был когда-либо на свете по-настоящему умный человек, так это именно он», — говорит об Иоанне Михаил Пселлус, и он действительно был достаточно умен, чтобы возвести на трон сначала одного из своих братьев, а затем племянника. Михаил IV отплатил ему благодарностью, но Михаил V, к несчастью, нет. Иоанна отправили в ссылку, а император с присущей ему жестокостью кастрировал всех остальных мужчин в его семье.

    Западно-христианский мир никогда не использовал евнухов, если не считать папского хора в Сикстинской капелле (до тех пор пока папа Лев XIII не положил конец этому обычаю в 1878 г.) и итальянской оперы. Всем известно, что в прежние времена папы кастрировали маленьких мальчиков для того, чтобы они продолжали петь нежными голосами в Ватиканской капелле. Никто не знает, как много мальчиков было оскоплено с этой целью. Но точно известно, что еще в 1890 году, мальчики из Ватиканской капеллы всё ещё подвергались кастрации для сохранения у них сопрано. В течение XVI, XVII и XVIII веков на театральных подмостках Европы преобладали кастраты, которые часто были признанными актёрами и обладали внушительным состоянием. Описывая кастрата Фаринелли, Д. Чарльз Бёрни, видный историк музыки XVIII века, писал: «Он был способен тянуть ноту настолько долго, что это казалось невероятным даже тем, кто его слушал, и они думали, что он помогает себе каким-то духовым инструментом». Фаринелли стал героем своего времени, вызывая восторг и поклонение слушателей. Говорят, что одна дама, слушая пение Фаринелли, упала в обморок в своей ложе, воскликнув: «Один бог — один Фаринелли!». Французский автор, писавший о другом знаменитом мужском сопрано — Крезентини, отмечал, что этот «огромный пузырь» мог выдыхать воздух их лёгких в течение десяти минут, не делая вдоха!

    Причин для кастрации в иных случаях было много. С политической точки зрения, необходимость возлагать ответственность на (теоретически) неподкупных чиновников возникала только в очень больших государствах; а правители мелких западных государств стояли ближе к своему народу, чем византийские императоры. Поэтому в структурах власти евнухи были не нужны; не требовались они и для того, чтобы охранять женщин, ибо в западном обществе женщина все-таки пользовалась определенными свободами. Далее, западная церковь никогда не забывала (в отличие от восточной) тот стих из Второзакония, где говорится: «У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне» (23:1). Похожее отношение высказывали Веды и индуизм, считая евнухов нечистыми, и такая точка зрения повлияла даже на мусульман более позднего времени (моголов), правивших Индией с 1526 по 1806 г. Индийские зенаны охранялись пожилыми мужчинами и вооруженными женщинами, а не евнухами.

    В целом мусульмане не обращали внимания на различия в цвете кожи, но это не относилось к евнухам. Гарем охраняли чернокожие евнухи, а белые прислуживали на половине султана. Такое разделение труда было основано на чисто практических соображениях. Дело в том, что никто не мог наверняка гарантировать, что евнухи совсем утратили свою половую способность. Черные евнухи поступали из Африки, где их полностью лишали всех наружных половых органов (мочиться им приходилось с помощью трубочки); а белым евнухам, поступавшим в XV в. из Венгрии, славянских земель и из Германии, а позднее из Армении и Грузии, удаляли только яички. Еще со времен Древней Греции, а может быть и раньше, было известно, что кастрация не уничтожает сексуальное желание и что кастрат, у которого сохранился половой член, некоторое время спустя после операции снова может приобрести способность к эрекции, в зависимости от состояния его сердца, кровообращения и предстательной железы. Ричард Бертон, английский путешественник викторианской эпохи, сообщает, что жена евнуха сказала ему, что ее муж способен возбудиться до такой степени, что у него происходит подобие эякуляции (вероятно, выделение жидкости из предстательной железы) после длительной эротической стимуляции.

    Это было известно и в Греции и в Риме. Гневно обрушиваясь на привычки римлянок в отношении рабов, Ювенал говорит: «Есть девушки, которые любят немужественных евнухов — таких гладких, таких безбородых, что их приятно целовать и можно не заботиться об опасности забеременеть! Но больше всего их волнует тот взрослый, похотливый черный мужчина, которому лекарь вот-вот обработает пах. Яички, что созреют и упадут, надо пощупать, пока они еще висят, как две пудовые гири; А потом лекарь отрежет их, не нанеся никому ущерба,
    кроме цирюльника (одним из результатов кастрации бьшо прекращение роста волос на теле). У работорговцев есть разные мальчики: умилительно слабые, стыдящиеся своего пустого мешка, утраты своих горошинок. А посмотрите на этот образчик — его можно узнать издалека, все его знают — посмотрите, как он выставляет напоказ свое богатство в банях: сам Приап позавидовал бы ему. И все же он евнух. Это устроила его госпожа. Так пусть же спят они вдвоем».

    Но никто не знал наверняка, могут ли ампутированные гениталии вырасти снова. Лекари Ближнего Востока очень внимательно следили за евнухами; в Китае же такие меры предосторожности не соблюдались до тех пор, пока в XVIII в. один главный евнух не совершил ошибку, осмелившись оскорбить высокопоставленного государственного чиновника. Тот в отместку сообщил императору, что, хотя евнухи были кастрированы, удаленные органы во многих случаях могут вырастать до таких размеров, что требуется повторная кастрация. Он, дескать, слыхивал, что такой случай произошел во времена династии Минь и результатом стал разврат и беспорядок во дворце между евнухами и женщинами. Чтобы предотвратить повторение такого скандального происшествия, злопамятливый чиновник умолял, чтобы все евнухи подверглись немедленной проверке и чтобы те, чьи органы частично выросли, могли быть «очищены» от них». Император Чин Лунь дал согласие, и в результате многих евнухов заставили пройти операцию повторно, после чего многие из них умерли. Китайских евнухов, так же как африканских, полностью лишали наружных половых органов, и, вероятно, в данном случае лекари удаляли скорее обрубки, оставшиеся от первой операции, чем заново выросшие гениталии.

    Существовало четыре способа кастрации:
  • мужчине могли отрезать только яички;
  • мужчине могли отрезать одновременно пенис и яички;
  • в случае очень молодого мальчика, его помещали в сосуд с горячей водой, а яички просто раздавливали, перекручивали или сжимали, нанося невосполнимый ущерб семенным железам;
  • иногда удаляли только пенис, оставляя яички и производительную способность, но лишая мужчину возможности осуществить эту способность; позднее такая практика стала неразумной, поскольку появились сначала соответствующие механические приспособления, а потом стала возможна пластическая операция.
    Стандарты хирургии и гигиены в разных странах были различными, так же как и уровень смертности от подобной операции. В XVII в. в области Верхнего Нила (главном источнике поставок полностью лишенных половых органов евнухов для арабского мира) выживал только один из четырех кастрированных мальчиков.



    Когда обычай кастрации возник и развился в Древнем Риме, здесь в операции использовались специальные зажимы. Пенис защищался овальным кольцом зажима, а яички и мошонку протягивали между ручками зажима, острые внутренние края которых перерезали кожу, соединяющую мошонку с туловищем. Чтобы отрезать яички и мошонку, требовался только один удар ножа, а края раны зашивались или прижигались. Такой метод значительно снизил уровень смертности. Большинство умерших от кастрации погибали в случае удаления пениса, поскольку требовалось прекратить мочеиспускание на три дня, пока не сформируется рубец. Евнухи, лишенные всех гениталий, обычно страдали всю жизнь от болезней мочевого пузыря.

    По разному поступали кастраты со своим драгоценным хозяйством в истории. Если сирийские почитатели Кибелы, зажав в руке гениталии, бегали по улицам до полного изнеможения, а затем забрасывали их в открытое окно ближайшего дома, римские жрецы Кибелы хоронили свои гениталии в земле, то китайский евнух берег свои отсеченные гениталии в плотно закрытой посуде на высокой полке. Во-первых, чтобы реликвии похоронили в одном гробу с хозяином, когда придет время. А во-вторых, даже в конце XIX в. ему было необходимо продемонстрировать главному евнуху отрезанные половые органы, чтобы подтвердить свою «квалификацию» в том случае, когда его должны были повысить в должности. И если он по недосмотру оставил их у лекарей, ему нужно было заплатить большие деньги.

    В народном воображении евнух часто предстает отвратительным, мерзким существом, с высоким голосом и дряблой кожей, любящим сладости, яркие краски и грубые ритмы и обладающим жадным, жестоким и мстительным нравом. Оскопление могло развивать такие качества, если для них уже существовали предпосылки, но, если судить по византийским евнухам, эти тенденции не были особенно сильны у тех мужчин, которые пошли на кастрацию добровольно (или по крайней мере не принудительно). Однако у тех евнухов, которые имели право возмущаться системой, сперва оскопившей, а затем еще и оскорблявшей их за это, подобные качества могли развиться как естественная компенсация за потерю полноценности.

    Евнухи, служившие в гаремах, не оставили после себя мемуаров, но отголосок мучительных раздумий насильственно кастрированного взрослого мужчины остался в сочинениях двух самых знаменитых в истории евнухов — Сы Ма-Цяня (145-ок. 90 гг. до н.э.), главного придворного историка императора династии Хань, и великого французского логика и учителя Пьера Абеляра (1079-1142 гг.).

    Сы Ма-Цянь был «отправлен в дом шелковичных червей» за попытку обмануть императора, и восемь лет спустя он еще мог написать так: «Я сижу в изумлении и растерянности, смущенный, я не знаю, куда иду. Когда бы я ни подумал об этом позоре, пот пропитывает одежду на моей спине. Я гожусь только на то, чтобы быть рабом, охраняющим женские покои; лучше бы я спрятался в самых дальних глубинах гор. Вместо этого я продолжаю стараться вести себя хорошо, терпеть любое обращение, какое мне назначают, и таким образом лишь усугублять свое падение».

    Абеляр, зверски кастрированный дядей своей возлюбленной Элоизы, родившей от него ребенка, пишет, что сперва он чувствовал несчастье оскопления меньше, чем позор и унижение. Однако позднее он смог преодолеть свое страдание и возвыситься над ним, как подобает христианину. Двадцать лет спустя в письме к Элоизе он просит ее не забывать «о милосердии Господа, которое Он излил на нас... ту мудрость, с которой он превратил во благо само зло и милостиво оставил без внимания наше нечестие, одной справедливой раной в единственной части моего тела исцелив две души... Итак, когда божественная милость лишила меня тех порочных членов, которые по причине их крайнего неприличия называются «срамными частями» и не имеют имени собственного, разве она не освободила меня от грязного несовершенства, дабы сохранить совершенную чистоту? ...Присоединись ко мне в вознесении благодарностей, ты, ставшая моей подругой и в грехе, и в прощении».

    И Сы Ма-Цянь, и Абеляр были интеллектуалами, и оба они, пережив шок от боли и ужаса, смогли найти какой-то выход и прибежище в уединении. Но евнухи в гареме находились в гуще социальных отношений, и такого выхода у них не было. Как бы они ни относились к своим товарищам по несчастью, ко всему прочему они были очень чувствительны — иногда они тянулись к другим людям сверх всякой меры, но еще чаще испытывали отчужденность и враждебность.

    Мы не можем представить себе, что произошло бы с евнухами-рабами, если бы в свое время их не оскопили. Вероятно, те, кто охранял гарем великого султана, были бы посланы вместо этого охранять и пасти стада. Ставшие способными администраторами могли стать деревенскими старостами. Но несомненно то, что кастрация позволяла сообразительным евнухам куда более эффективно действовать в роли чиновников, чем если бы они остались полноценными мужчинами: они не чувствовали жалости и не проявляли снисходительности к тем людям, с которыми имели дело. Без холодной и расчетливой алчности, защищавшей его от враждебного мира, начальник черных евнухов (известный под именем Кислар-ага), вероятно, никогда не стал бы самой устрашающей фигурой и самым крупным взяточником среди чиновников Османской империи, не стал бы членом государственного совета и единственным человеком, которому позволяли входить в покои султана в любое время дня и ночи, надсмотрщиком за пожертвованиями в государственные мечети, начальником балтаджи (алебардщиков), пашой высочайшего разряда и, естественно, управляющим гарема. Он был богат и ненавидим. И, когда пришло его время умереть, он познал последнюю горечь, последний результат своего мужского бессилия: все его владения автоматически перешли в казну султана.

    Правление евнухов продолжалось столько же, сколько длилось царствование их хозяев, — до начала XX в. В конце XIX в., согласно подсчетам, ежегодно в Аравию, Египет и Турцию ввозили не менее 8000 евнухов, но к 1930-м гг. Т.М.Пенцер смог найти во всей Турции следы существования всего двух или трех «подобных странных созданий», и ему сказали, что «это последние из них».

    Когда Осберт Ситтел посетил Китай в 1933-1934 гг. и провел один день за чаепитием в обществе 20 евнухов, прежде служивших в императорском дворце Запретного Города, ему повезло больше. Разговорчивые печальные, иссохшие старики, по его словам, проводили свои последние дни в приюте для терпящих нужду евнухов, находящемся по соседству с модным гольф-клубом «Па Пао Шан».

    Хиджры

    Индийские евнухи-проститутки, которых, как правило, подвергают насильственной кастрации. Одеваются в женскую одежду и подражают женским манерам. Хиджры поют и танцуют в «веселых» кварталах крупных индийских городов, выпрашивая милостыню или занимаясь проституцией. Им случается также петь и плясать на днях рождения и свадьбах. Любимые музыкальные инструменты хиджров — дхолак (маленький цилиндрический барабан) и небольшие медные цимбалы. Они используют также хлопки руками и поют бхаджан, или критпи. Их танцы носят откровенно чувственный характер.

    Общины хиджров называются дерами или джемадхами; их возглавляют особые гуру, которых называют «матерями»; дружеским обращением служит слово «сестра». Хиджры практикуют, в частности, амрачушиту («сосание манго») — особый вид фелляции. Их покровительницей считается богиня Бахучарамата, ее храм находится неподалеку от Ахмадабада, в Гуджарате. Хиджры считают себя богоизбранными. Бахучара обычно наставляет молодых людей во сне, и после этого они начинают менять свой внешний облик и поведение, а затем половую и духовную жизнь. Известно, что старшие хиджры выкрадывают юношей, которых «укажет богиня», и подвергают их ритуальной кастрации.

    Хиджры образуют закрытую религиозную секту. Их можно считать особым орденом тантрических садху. Над хиджрами часто подсмеиваются, однако считают, что они обладают магической силой. Если хиджра не пригласят на праздник или не одарят милостыней, он может наслать проклятие. Хиджры принципиально отличаются от индийских женщин: они неприлично себя ведут (их характерный жест — задранная юбка) и говорят непристойности.

    В древнегреческой мифологии верховный бог неба Уран заключил в темницу своих только что родившихся сыновей, чтобы они не смогли отнять у него власть. Самый младший и самый сильный из его сыновей — Кронос, по наущению своей матери Геи оскопил отца и бросил его гениталии в море. Из морской пены, бурлившей вокруг гениталий Урана, родилась Афродита. Позднее Кронос женился на своей сестре Рее и, опасаясь собственных сыновей, проглатывал их сразу же, как только они появлялись на свет. Когда же родился Зевс, Гея вместо него дала Кроносу проглотить камень, тем самым, обманув его. Зевс заставил отца извергнуть из чрева всех проглоченных им богов, после чего кастрировал его и разделил свою власть с вновь ожившими братьями и сёстрами. В культуре пали имеется много преданий о ранних годах жизни Будды. В одном из них рассказывается о том, как царь Брахмадатта, боясь лишиться трона, кастрировал своих сыновей, откусив им яички. Но одного из сыновей, Буддисату, спрятала мать, и он, используя сноровку и хитрость, одержал победу над своим отцом.