in
КРИШНА (др.-инд. krsna, букв. «чёрный», «тёмный», «тёмно-синий»), индийский бог-пастух, сын Васудевы и Деваки; главный эротический символ индусской культуры. Кришна — «вечный юноша», аватара (8-я инкарнация) Вишну; у него синяя кожа. «Тантрараджа-тантра» утверждает, что бог Кришна, в которого были «безнадежно влюблены все женщины Бриндабана», является, на самом деле, воплощением Лалиты (Великой Богини), заключающей в себе всех женщин и приводящей всех в восторг и что вся красота и всё очарованье Кришны — не что иное как отражение красоты и очарования Великой Матери.
Предполагают, что «чернота» Кришна — свидетельство южноиндийского, дравидского происхождения его образа. Цвет тела Кришна — тёмно-синий или тёмно-лиловый (реже он изображается совсем чёрным, тёмно-зелёным или тёмно-коричневым) и сравнивается с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары. Кришна по природе своей — прежде всего защитник, избавитель. Но для индийца в слове «Кришна», «Чёрный», есть также что-то недоброе, зловещее; это же имя носят (в ведах и позже) различные демоны-асуры. В мифологии джайнов и буддистов Кришна — фигура отрицательная (у буддистов — глава чёрных демонов, врагов Будды). В индуистской мифологии недобрые свойства Кришна объясняются ссылками на непостижимость природы бога, его неподвластность человеческим нормам и, как правило, оттеснены на второй план или переосмыслены.
Самое раннее упоминание о Кришне, сыне Деваки, — в «Чхандогья-упанишаде», где он - ученик наставника Гхоры Ангирасы. Однако неясно, тот ли это Кришна, деяния которого описаны в «Махабхарате», «Хариванше» и пуранах. В «Махабхарате» Кришна действует преимущественно как воитель и политик, союзник пандам», мудрый, мужественный, но порой вероломный в отношениях с врагами. В «Бхагавад-гите», включённой в «Махабхарату» вставной поэме, Кришна — колесничий Арджуны — перед битвой на Курукшетре являет себя как высшее божество (Вишну) и излагает религиозно-философскую доктрину, получившую (в различных толкованиях) большую популярность в Индии, а позже и за её пределами. В традиционном списке десяти аватар Вишну Кришна занимает восьмое место. Но иногда (напр., в «Гита-говинде» Джаядевы) Кришна считается более чем аватарой — полным проявлением Вишну, а его место в десятке аватар занимает Баларама. «Вхагавата-пурана» называет двадцать две аватары Вишну, в числе которых и Кришна (двадцатый), и Баларама (девятнадцатый). В «Бхагавата-пуране» (а также в «Вишну-пуране», в более поздней «Брахмавайварта-пуране» и в других пуранах) содержится изложение «биографии» Кришна с теологическими разъяснениями.
В городе Матхура правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него землю, Вишну решает родиться в человеческом облике. Канса слышит предсказание, что он умрёт от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, и убивает всех рождающихся у неё от Васудевы сыновей. Спасается лишь седьмой сын Баларама, а восьмого сына, Кришну, едва тот родился, Васудеве чудесным образом удаётся переправить на другой берег Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нанды и его жены Яшоды. Канса, узнав об исчезновении новорождённого, приказывает убить всех младенцев в Матхуре. Детство Кришны, его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) — излюбленные темы индийской поэзии.
Ещё более популярная тема — любовь гопи (санскр. «пастушек») к отроку Кришне. Он был восхитительным ребенком с голубой кожей. Своей красотой и игрой на флейте он очаровал всех замужних и незамужних женщин деревни. Заслышав свирель пастуха Кришны, пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Первой среди гопи была Радха (санскрю «слониха») — жена пастуха Айянагхоши. «Вайшнава-тантра» утверждает, что Радха «ничем не отличалась» от своего божественного любовника. Рассказ достигает кульминации во время расалилы — весеннего хоровода, который завершается групповым совокуплением Кришны со всеми девами-пастушками. Некоторые авторы утверждают, что Кришна мог принимать несколько обликов и заниматься любовью со многими женщинами одновременно.
Гопи считаются воплощениями богини Лакшми и их иногда называют «Шакти, испытывающими любовное томление». Существует легенда о том, что однажды Рама (прежняя аватара Вишну) защитил мудрецов от демонов, и мудрецы были покорены его величественной красотой. Им страстно захотелось обнять Раму, но герой уклонился от их объятий пообещав, что в следующем рождении он явится на землю в образе Кришны, а мудрецы переродятся в гопи и смогут обнимать его сколько угодно. Большинство гопи были замужними женщинами, но их частые отлучки из дому и любовные «шашни» с Кришной проходили «незамеченными». Очевидно, они не вызывали у мужей ни малейшего беспокойства. Хотя благонамеренное индийское общество осуждало и запрещало супружескую неверность, «недозволенные» сношения с богами все же имели статус священного ритуала. Пастушки и их влечение к Кришне трактуются индусами как символ человеческих душ, устремлённых к слиянию с богом и что, даже, что любовь гопи не имела плотского характера, а была проявлением бхакти-йоги. Эротический танец множества женщин вокруг Кришны называют кришна-лила, превращение психической энергии. Каждая из пастушек полагает, что с богом танцует только ее конкретная сущность.
Однажды Кришна сидел на берегу пруда и, подобно древнегреческому Нарциссу, влюбился в свое отражение. Обменявшись телом с Радхой, Кришна совокупился с самим собой. В другой раз Кришна переоделся в гопи. Когда он обнялся с Радхой, его любовница внезапно превратилась в Кришну. Как-то раз несколько гопи приняли форму Радхи, а остальные — форму Кришны и стали танцевать «в обнимку». Рассказывают также, что, когда сам бог любви Кама увидел «жемчужные» ногти на ногах Кришны, ему страстно захотелось стать одной из гопи.
Но однажды Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг — убить Кансу. Убийством тирана завершается юность Кришны. Из пастуха он превращается в воина и политика: восстанавливает справедливую власть в Матхуре и защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом Кришна переводит всех жителей Матхуры — ядавов - в Двараку, новый город, который по его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, Кришна обретает сначала восьмерых жён (первая из них Рукмини), а затем ещё 16 100 жён. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми жёнами, Кришна производит многочисленное чудесное потомство. В «Махабхарате» рассказывается о том, как Кришна участвовал в битве на Курукшетре, которая положила конец деспотии нечестивых Кауравов, оскорбивших Мать-Землю. Именно он вдохновляет Арджуну начать битву, изложив ему учение об иллюзорности всего сущего (записанное в знаменитой «Бхагавад-гите») и продемонстрировав свой божественный облик Творца Вселенной. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел Кришны-Вишну, Кришна, решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.
Однако, несмотря на все эти великие дела, индийцы все равно помнят и чтят Кришну прежде всего как прекрасного юношу-пастуха, возлюбленного Радхи (хотя в некоторых сектах и областях Индии преобладает культ Рукмини) и многочисленных пастушек. В средневековой индийской поэзии и живописи образ Кришны-любовника получает различные трактовки: и религиозно-аллегорические, и вполне мирские, — грани между которыми установить подчас весьма трудно. В 19-20 вв. некоторые индийские авторы, испытавшие влияние европейской культуры, пытались «очистить» образ Кришны от эротики и представить Кришну образцом политического, государственного деятеля (Бонкимчондро Чоттопаддхай в трактате «Жизнь Кришны»; Айодхъясинх Упадхьяй Хариаудх в поэме «Любимый на чужбине»). Сходство некоторых моментов в мифе о Кришне и в преданиях о жизни Иисуса Христа, а также фонетическая близость имён («Кришна», в другом произношении «Кристна», «Христос») давали основания некоторым исследователям видеть в Кришне видоизменённый образ Христа, некогда занесённый в Индию кочевыми племенами.
Мифологическая история гопи воспроизводится во время ежегодных празднеств плодородия и сбора урожая в Индии (холи или холака), которые посвящены богу Кришне, его любовнице Радхе (почитается индийской богиней, которая управляет жизненными энергиями, считается воплощением Лакшми), гопи и сопровождаются играми и хороводами, а также различными сексуальными вольностями. Во время холи люди поливают друг друга подкрашенной водой, осыпали цветной пудрой, поют эротические песни и участвовуют в ритуальном промикуитете. Макким Мэриот (1968) явился очевидцем одного холи: «Огромная толпа поселян наблюдала за тем, как вошедший в раж танцовщик... извивался в страстном танце и мастурбировал; затем, совершив нечто наподобие pas de deux, он соединился с женщиной из толпы, имитируя акт педерастии. Все действо сопровождалось бешеным стуком барабанов. А во время женского ритуального «танца гопи» одни из его участниц одеваются в мужские одежды, другие — в женские. Первые выступают в роли «кришн», а вторые — в роли «радх». Танцуя, девушки обнимаются и ласкают друг друга.
Шамба
Сын Кришны. Одевается в женские платья, соблазняет женщин и глумится над ними. За эти и прочие проделки боги прокляли Шамбу, но со временем смилостивились над ним и сделали его покровителем евнухов, транссексуалов и гомосексуалистов.
Сакхибхавы (санскр. «скопцы») — индусская секта поклонников Кришны и Радхи. Ее членами являются гермафродиты, евнухи и транссексуалы. Сакхибхавы носят женскую одежду и стараются во всем подражать женщинам (даже имитируют менструации). Они стремятся стать гопи — подругами Радхи. При половых связях с другими мужчинами сакхибхавы занимают пассивную позицию. Учение секты базируется на следующей легенде. Как-то раз Кришна повздорил с Радхой. Стараясь искупить свою вину, он переоделся в женское платье (вероятно, в платье гопи). Радха страстно обняла его, и боги помирились. После этого сама Радха превратилась в Кришну. Самоотождествление жрецов и паствы с Радхой и гопи носит название мадхура-бхава — «сладостное настроение». В Бхагавата-пуране упоминаются случаи взаимной любви между гопи, объединенными любовью к Кришне. Сакхибхавы служат, как правило, «священными проститутками». Совокупляясь с другими мужчинами, они переживают союз женского (Радха) и мужского (Кришна) начал и познают высшее блаженство — хладини-шакти.
Кришнадас писал, что «на самом деле все конечные существа — лишь эманации или лики Радхи». Индийский мистик XV в. Чайтанья считал себя воплощением одновременно Кришны и Радхи, одевался в женское платье и называл себя «любовником Кришны». В ХIХ в. мудрец Рамакришна также подражал в одежде Радхе и считал себя возблюбленным Господа.