in
САХАСРАРА (санскр. sahasrara — тысяча) (сахасрара-чакра, сахасрадала, Sahasrara chakra, брахмарандха (Щель Брахмы, золотой проход), (венечная, макушечная, седьмая) чакра, десятые врата тела, гадана-мандала (шунья-мандала шунья-чакра, «пустотная мандала»), нираламбапури-чакра («обитель без опор»), «пустота», ни-хуань верхнего дан-тяня, наставник, светящийся словно тычячи солнц, лотос с тысячей лепестков, радужный лотос с 1000 лепестками, центр сознания или место контакта с богом, абсолютом): чакра в области макушки головы, на макушке, верхушке головы (или на «четыре пальца» выше над головой); в верхней средней части головы между передним и задним родничками; отверстие на макушке, через которое проходит свет и энергия, а в момент смерти душа покидает тело; в ложбинке (полости) между двумя полушариями мозга (тут происходит слияние чакр и полностью приостанавливается вся деятельность разума); макушка черепа, церебральное сплетение; на макушке головы. Иногда Сахасрару не считается чакрой, а высшей сущностью, которая вбирает все другие чакры. Сома-чакра и камешвара-чакра входят в состав сахасрары. Ассоциируется с пара-лингой.
Является венцом восходящего сознания, переходом к запредельному. Энергетический центр, где сливаются противопложности. В сахасраре происходит разрыв уровней, и человек выходит за пределы временного иллюзорного мира — сансары. Утверждают, что человек может оставаться в этом состоянии 21 день, а затем кундалини вновь опускается на относительный, временной уровень. Раскрытие сахасрара-чакры указывает на то, что йог достиг высшего состояния просветления.
Брахмарандха — отверстие на макушке, через которое проходит свет и энергия, через которое в момент смерти душа покидает тело. Именно в этом месте энергия Кундалини встречается с Чистым Сознанием (Шивой). Тантрийские школы утверждают, что этого можно достичь только при помощи майтхуны - ритуального полового акта, при котором Кундалини должна пройти еще через 18 махавидья (центров тонкой энергии, окружающей сахасрару).
Ассоциации: интеграция, освобождение, космическое сознание.
Тот, высший из людей, кто контролирует свое сознание и знает это место (в Сахасраре), никогда больше не родится снова, так как теперь нет ничего в трёх мирах, что связывало бы его. Его сознание будет под контролем и его цель будет достигнута. Он приобретет всю полноту силы для того, чтобы делать все, что он захочет, и предотвращать то, что противостоит его воле. Он будет двигаться в Кха (Брахман, эфир, небо, нёбо во рту), и речь его – проза или стихи – будет чиста и сладостна.
Анатомический коррелят: гипофиз, мозговой плексус.
Контролируемый орган чувств: мировое сознание.
Контролируемая область и функции: высшее абстрактно-философское мышление.
Свойства проявления в психофизиологическом плане: сверхсознание. Отвечает за выход содержания из формы.
Желания и препятствия: единство.
Чувство: сверхсознание.
Символ: цветок лотоса (повернут вниз), число лепестков: 1000 (бесконечное множество — по другим источникам); Внутри лотоса полная Луна, которая заключает в себе треугольник; Треугольник, сверкающий как молния, в котором – Великая Пустота, тайная даже для всех Богов.
Поклонники Шивы называют это место обителью Шивы, поклонники Вишну называют его Парама Пуруша. Иные называют это место обителью Хари-Хара (двойная фигура, правая часть которой Вишну, а левая – Шива). Те же, кто преисполнен страсти к лотосоподобным ногам Богини (Кундалини), называют это место Её обителью. Иные же великие святые называют это чистым местом Пракрити-Пуруши.
На лепестках записаны: все возможные звуки 50-ю буквами алфавита деванагари.
Цвет энергии: бледно-лиловый; фиолетовый; лотос, более белый, чем полная луна. Его собранные в гроздья лепестки слегка окрашены (розовым) светом восходящего солнца.
Звук октавы: си.
Мантра: ОМ.
Вкусовое ощущение: отсутствует.
Запах: отсутствует.
Ощущения на ладонях: холодное покалывание.
Управляющая планета: Солнце.
Паранормальные способности; Я есть сущий, Я — Вселенная, Видение на всех уровнях, божественное знание всего. Всеведение. Понимание планетарных процессов в духовном единстве. Совершенство, управление волей энергии, состояние Единственности, вне времени, вне пространственных границ материи.
Особенности: это точка контакта духовной воли, орган синтеза.
Физические ощущения: щекотка, зуд на темени.
Влияние Кундалини: другие стадии, такие как полное пробужденное сознание, блаженство, состояние сознания вне времени н пространства. Энергия Кундалини способна прорваться сквозь всю ткань эфира, отделяющую реальность.
Достигший этой чакры йог становится таттватитой («пребывающим вне элементов»), однако по-прежнему подвластен переменам в настроении, вызываемым преобладанием той или иной гуны (качества, свойства). Он еще не достигает уровня гунатиты («пребывающего вне качеств»). Став гунатитой, он достигает нирвикальпа-самадхи (также именуемой нирбиджа-самадхи, то есть «самадхи без семени»). Это особое состояние глубокой и продолжительной медитации.
Представляет Божественную Волю и Монадную индивидуальность на Атмической Плоскости.
Выражает: Единственность, Не обусловленную Любовь.
Физически: ассоциируется с мягким темечком новорожденного. Связана с мозгом.
Сплетения: нет,
Железы: Эпифиз («третий глаз»); Седьмой энергетический центр связан с шишковидной железой. Вместе с Питуитарной железой и Таламусом создает шишковидно-питуитарные оси. Таламус работает как подстанция, распределяющая энергию в необходимом направлении.
Атрибуты: обозначает полное посвящение Высшей Сущности. Здесь «нарушается различие между субъектом сознания и объектом сознания. Это состояние, когда Самость и поле сознания сливаются в нерасторжимое целое». Это выражение «Я — Вселенная».
Здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, конечная цель духовной эволюции.
Духовность: соотносится с альтруизмом, состояние унитарного сознания. Это зона высшей духовности, где духовное сознание становится синтезированным в проявлении Кундалини, Кундалини, или озарение, возможно, когда шишковидно-питуитарные оси интегрируются и способны поглощать и обрабатывать самые высшие частоты льющегося в тело света. При функционировании этого центра энергия стекает в первый энергетический центр и оттуда по всем чакрам, которые в данный момент свободны, и вновь устремляется наружу через открытое темя, этот процесс ввергает индивида в состояние Божественного Экстаза.
Функциональное выражение: седьмой энергетический центр объединяет понятия рационального рассудка (геометрические фигуры ментального тела). Они попадают в голову, будучи очищены шишковидной железой, где мысль становится энергией. Энергия движется в таламус и активирует соответствующее полушарие головного мозга, в данном случае левое.
Эмоциональная дисфункция: выражается жалостью к себе, в более драматическом случае — мученичеством.
Энергетический аспект: над физической головой возникает ее энергетический эквивалент.
Энергетические возмущения: вязкость, уплотненность при приеме наркотиков, колючесть при высоком кровяном давлении. Блоки головных болей. Статика чувствительности при активном деятельном мышлении.
Физические функции: одним из проявлений нарушений в седьмом энергетическом центре является СПИД, а также болезнь Паркинсона.
Эффект от работы с чакрой: приобретение способности к сверхсознанию, обретение всеобьединяющего видения мира; выход в четвертое измерение, за пределы пространства и времени, в вечность; реализация высшей полноты жизни.
Единый ритм всех чакр: в ней всегда должен работать «звук» чакры Муладхара на 80% и на 20% «звук» всех остальных чакр.
Сахасрара-чакра дарует бессмертие. В этом состоянии нет ни деятельности разума, ни познающего, ни знания, ни того, что можно было бы познавать; познание, познающий и познанное становятся единым и освобожденным. Самадхи представляет собой чистое блаженство полной бездеятельности. Вплоть до достижения 7 чакры йог способен входить в транс, в котором сознание по-прежнему поддерживает деятельность или форму. В сахасрара-чакре прана движется вверх и достигает высочайшей точки. Разум утверждает себя в чистой пустоте шунья-мандалы, пространства между двумя полушариями. В этот миг все ощущения, эмоции и желания, которые представляют собой результаты деятельности разума, растворяются в своей изначальной причине — наступает Единение, и йог погружается в сатчитананду, «истину – бытие — блаженство». Он становится собственным подлинным «Я» и до тех пор, пока остается в своем физическом теле, сохраняет несвойственное сознание, наслаждается игрой бытия, лилой, не подвергаясь влиянию удовольствий и страданий, почестей и унижений. Исчезает иллюзия индивидуального «я». Йог становится просветленным, единым с теми космическими принципами, которые управляют всей вселенной его организма. Он обретает все сиддхи (способности), поднимается к сома-чакре и встречается с исполняющей желания коровой Камадхену, обитающей в нем самом. Он достигает уровня сиддха, однако теперь оказывается выше стремления высказывать какие-либо желания.
Сахасрара является обителью обладающей собственным сиянием души, или читты — сущности бытия. Здесь читта подобна экрану, на котором отражается космическое «Я», а в нем — все божественное. В присутствии космического «Я» каждый способен ощутить божественное и во всей полноте осознать божественность в самом себе.
Йог, достигший осознания уровня 7 чакры, воспринимает следующие планы существования:
• План света (теджас-лока). Теджас означает «свет», огонь или то, что видимо в своей тончайшей сущности. Йог становится лучистым, как солнце. Его аура непрерывно испускает лучезарное сияние.
• План первичных вибраций (омкара-лока). Бесконечно длящимся первозвуком является АУМ (или OМ). На этом плане йог постигает частоту АУМ.
• Газообразный план (вайю-лока). Йог обретает власть над праной, которая становится настолько тонкой (сукшма), что говорят, что вся прана его организма занимает «размер пальца» (ангуштха-матра). Если поднести к носу йога зеркальце, на нем не окажется никаких следов дыхания.
• План позитивного интеллекта (субуддxи-лока). Оценочные суждения или двойственное восприятие должны быть уравновешены, иначе в разуме может возникнуть отрицательный интеллект (дурбуддхи).
• План счастья (сукха-лока) проявляется при правильном равновесии тела, души и разума.
• План бездеятельности (тамас-лока) может проявиться после того, как йог достигает состояния блаженства лишь для того, чтобы прекратить любые действия; когда такой йог переходит в состояние самадхи, его физическое тело становится совершенно неподвижным.