Асексуальный человек?
или
Да здравствует культура
Видим ли мы себя со стороны? Освоились, свыклись, обвыклись с тем, в чем живем.
Близкое сердцу и священное. Выросли из того и на том. Ностальгия. Попробуй
только тронь! Укушу! Прилипшие как мухи к меду, мы забываем о священной родине
внутри нас самих. А не к ней ли мы так боязко стремимся?
Понять себя, изменяться — видеть себя со стороны. Каждому бы из нас по
иностранцу. Он видит нас такими, какими он не есть. Внешне. Но прозревает ли он
и внутреннюю суть? С такими сомнениями я обратился к доктору Чи Жэню, который
проездом был в нашей стране. При помощи его образа мыслей я пытался разобраться
и в своих собственных.
— Наши закомплексованности не такая уж и плохая вещь, — говорил доктор Чи Жэнь.
— Когда-нибудь из них мы сами вырастаем.
— А если не созреваем в их теплицах, топчемся на месте и не выходим за скорлупки
никогда?
— Будь спокоен, из косточек вырастаем как пить дать. Другое дело, что этот
процесс в себе и других иногда кажется слишком медленным. Сразу хочется так
многого, но на что оно? Многое предвкушаешь, но всему свои место и срок. Будь
терпелив к себе и другим. Ведь и по себе знаешь, что тело растет постепенно. Так
и мы постоянно и постепенно вырастаем из тела, в котором оказываемся. Новые
возможности, очередные потребности роста, движения и развития.
— Но хорошо. А как быть с закомплексованностями, зажимами, странностями?
— Они — элементарная защитная оболочка. Внешняя и внутренняя. Скорлупа и костяк.
Пределы ограниченности, в которых осваиваемся и познаем те богатства и тайны,
что даны нам в этих границах. У каждого своё. Свои гумус и гомункулус. Но у всех
одна неудовлетворенность тем, что и чем мы есть, и она движет нами дальше.
Рождаемся в том месте, в том времени и в той стране, из которых вырастаем.
— Неудовлетворенность — прекрасно сказано, и сексуальная тоже?
— Она одна. Пусть и назовем ее сексуальной, к смерти, к богу, к власти, к
истине, к человечности, к справедливости, к благу, к тайне, к добру, к зачатию,
детям, к единству, к личности, индивидуализации, к природе... Или как иначе.
Стремление к познанию, раскрытию, развитию.
— К техническому?
— Все это лишь ступеньки к возможностям самого человека. Мы ничего не творим
нового, все уже заложено в нас, и наше творение — раскрыть себя.
— Впрямь как протереть и распахнуть окошко?
— Тем-то наши творения и удивительны, что происходят исподволь. И всегда
неожиданны для творца.
— Сплошные подарки и сюрпризы на Рождество?
— К рождеству. Для тех и становится творчество источником радости, жизни,
вдохновения и сил, кто открывает его в себе.
— Творчество само себя и порождает?
— Творчество — наслаждение познанием, а оно приходит отовсюду. От человека
требуется лишь изначальное усилие уловить в себе извечное движение. Не спорю,
это пустячное усилие бывает, порой, столь мучительным и зябким. Но учись
преодолевать его, входить в поток вдохновения, преодолевать свою начальную
леность, скованность — и далее купайся, плещись на здоровье в наслаждении от
познания сил. В нем соучастником твоей радости становится всё, что внутри и
вовне тебя.
— Аж дух захватывает. И легкая зависть, что Вы способны испытывать такое.
— Завидуй не завидуй, а всегда работай над собой. Ты думаешь, что ты один в
своих подвизаниях и труде? Весь мир принимает участие в тебе. Человек — дитя
Божие и создано к радости Божией, к наслаждению и соучастию в Его творении.
Наследник Божий. Эх, наследничек, хоть и кажешься ты глуп, как пробка и затычка,
но никогда не перестаешь быть Собой. И творить миры из того, что внутри и вокруг
тебя. Радоваться, бавиться как дитя. Которое всегда и при всех страданиях в
тебе.
— Вы вот говорили о начальной данности, которую, порой, приходится с трудом
преодолевать волевым усилием, действенными толчками и после которой волна
творчества, познания и радости подхватывает, несет тебя, куда ни пожелаешь, лишь
сумей совпасть с ней, не сорваться и удержаться, и это так напоминает волну
оргазма за чертой извержения семени.
— Волны оргазма и творчества — суть одно и то же. Проявления этой единой
волны-потока разнообразны, но все они лишь вместе поддерживают в тебе
сознательное сотрудничество с тем внеосознаваемым, что выражают. Да, волна за
чертой извержения, но на волне ты до тех пор, пока эякуляция не случится.
— А мгновения эти слишком коротки. Нет ли в том несуразности? Ведь волна
творчества по природе своей безбрежна?
— Что поделаешь, человек устает, пока не способен на большее. Или когда объелся,
насытился и требуется время, чтобы все переварить, усвоить. А большего достигаем
неизменным трудом над собой. Работаешь-отдыхаешь, работаешь-отдыхаешь,
работаешь-отдыхаешь... Но и тут: работа — это отдохновение от отдыха, а отдых —
это работа после работы. К этому и развивается человек, чтобы работа и отдых
стали осознанно одновременными в радости познания.
— А как же секс? Им тоже становится возможным заниматься все дольше и больше?
— Так оно и есть. Разве что, и тогда, когда наши сексуальные возможности
становятся неограниченными, секс все равно занимает в нашей жизни времени и
вожделения не больше, чем нам того для сытости и щедрости нужно. И, разве что,
вожделения до тех пор и тогда, пока и когда мы того желаем, а сам секс обогащает
нас не только телесно, но еще больше душевно и духовно.
— Да? А почему же всё иначе получается?
— У кого как. И это естественно. Одни прорастают, а другие дорастают, но пока
еще не доросли.
— Не судите ли Вы о большинстве голословно?
— Об этом говорит обыденная культура стереотипов поведения и предрассудков.
— Что, культура совсем не нужна? Ведь она — сплошные предрассудки?
— Мы ее в любом случае культивируем своим к себе отношением. Она обуславливается
нашим существованием и будет здравствовать, хотим мы того или не хотим, признаем
ее или нет. Мы создаем ее, она создает нас.
— Замкнутый меловой круг?
— Наша среда обитания. Пинг-понговский мячик взаимовлияния скачет между нами и
нашей культурой, но ведь каждый удар и шорох отражаются по-своему, всякий раз
иначе. Во взаимоотношениях есть вечность, но в них же все непрерывно изменяется.
И новое приходит в мир, и новые миры приходит к нам.
— Новое — хорошо забытое старое?
— Назовем то старым или потенциально заложенным — но оно расширяет наш кругозор
и изменяет нас.
— К чему?
— К познанию радости существования. А она уж точно безгранична.
— Всё хихоньки да хаханьки?
— Радость осознанного соучастия в творении внеосознаваемого.
— Внеосознаваемого пока еще? И также безграничного в познании?
— Всё очень просто. Мы просто познаем самих же добрых себя.
— А злых, темных, жестоких, кровавых, укусючих, диавольских?
— Это — слабость, бессилие. От мелкой, угрюмой немощи мы приходим к радости
всеобщего торжества вселенских сил. Мы вырастаем из осознанного одиночества и
неосознаваемого соучастия — к сознательному сотрудничеству со всем, со своей же
изначальной сущностью.
— А потому — и к неосознанному тотальному одиночеству? К забытию того в радости,
в торжестве всемогущества?
— Это мы не засыпаем. Никогда. Оно всегда есть с нами. Оно делает нас быть
способными тем, какими мы из себя есть. Неутомимыми и созидательными.
— Иначе тоска и отчаяние, что больше никого, кроме нас самих, ни вокруг, ни
внутри нет. Был творец одинешенек — и из тоски-зазнобушки создал мир?
— Вот отсюда и все психозы, неврозы, параклизмы, извращения, аномалии. Видим ли
мы непреходящее и внутри, и вокруг? Если бы видели, в этом напряжении-натяжении
были бы сильны. Общаемся напрямик не через сущности изначальные, сущность в нас
и другом, а через масочки и позы, масками и позами — оттого и презрение к
другому, непонимания, гримасы и самомнения-судороги — чья масочка и поза лучше?
Были бы и душевно, духовно мы так же юны, прекрасны и чисты, как порой бывают
наши тела — да еще пониже бездушного лица. Гадко, мерзко вязнуть в
предубежденности, никчемной, масок своих и чужих, но всегда ли нам просто
отставить их в сторонку и пробиться к сущности, видеть ее?
— Впрямь и руки от огорчения опускаются.
— А всё из-за слабости, которую мы собою же питаем односторонне вместо того,
чтобы она также питала нас — к жизни, к силам, к радости. Это — элементарная
сексуальная неудовлетворенность. Удовлетворяем секс, но секс не удовлетворяет
нас. Не удовлетворяет, потому что таким, каким мы его привыкли совершать, он не
дает нам достаточно для нашего же развития и познания силы жизни-радости.
— Всё ли так просто?
— Куда еще проще и доступнее? Мы много думаем о сексе, но не думаем о том, что и
секс гармонично в свою очередь должен думать о нас. Кто о нас же самих будет
думать, секс или мы сами?
— Ну-ка, ну-ка, и об этом Вам рассказывает наша обыденная культура?
— Взгляни сам. Не мы ли боимся своей сексуальности? А разве человек может быть
асексуальным, даже если он и лишен той или иной части половых органов? Но даже
если он и лишен или думает, что лишен, сексуальность будет у него проявляться не
непосредственно через половые органы, а опосредованно. Сексуальность никогда не
удовлетворяется, не укрощается, это безбрежные силы жизни и творчества. Но к ним
возможно быть восприимчивым, быть способным к соучастию с ними в творчестве,
плодотворном и насыщенном творчестве, восхитительном тем больше, чем больше оно
способно в других людях пробуждать силы радости и творчества к творчеству и
радости.
— А половой акт?
— Половой икт удовлетворяет, когда он прочищает эту восприимчивость. Прочищает
нас от осадков, наслоений и преград. Они образуются из песчинок эмоций, которые
мы: подхватываем из произведений других мастеров и создателей. Произведения
науки, мысли, искусства, вдохновения, склоки, унижения, испоганенного
настроения. Нам бы жить, дышать и не задыхаться. Ведь все, что мы делаем,
создаем — мы строим, чтобы лучше познать себя, высидеть, взрастить, выпестовать.
А потом, исчерпав возможности роста в прежнем строении, с легким сердцем
покинуть его и идти дальше. И творить новое для себя, с новым для себя
осознаванием себя в мире и мира в себе.
— А. все же вернемся к нашим кроликам. О том, что мы боимся секса, Вы судите по
явлениям обыденной культуры вокруг нас?
— И внутри также. Но боимся не секса, а своей сексуальности. Мы полагаем, что,
признавая ее права, захлестываем цивилизацию извращенцами и насилием. Но взгляни
на маленькое дитя. Оно не стесняется своего пола, не стесняется исследовать его,
но, вместе с тем, никого не убивает и не насилует, не мучает. Пока его не
сковывают ограничениями в подвижности. Тогда-то дитя и берется за насекомых
вначале и зверюшек. Ограничения глушат в нем ощущение другого, себя в другом.
— И человек приучает себя запросто убивать, насиловать. Но при этом стесняется
своей сексуальности.
— Да, сексуальность направлена вовне, но вначале она обращена на самого
обладателя ею. Посредством нее он познает и себя, и мир. Однако нередко
привыкают лишь направлять сексуальность из себя вовне. Миновав же осознание себя
же, мы порождаем неудовлетворенность. Потому что обделяем себя познанием. При
всей распущенности нравов и развязности поведения, мы занимаемся сексом как
кролики. Подопытные. Остаемся внутри слепыми, пребываем существами незрелыми
душевно и духовно.
— Хотя принимаем человеческую форму для осознания и познания.
— Что ж, но а когда-нибудь с успехом проходим свои прежние стадии возрастания.
Из возрождения в возрождение. Человечество, порой, потому кажется неизменным из
века в век, что не всегда различаем тех, кто идет дальше, и тех, кто недавно
пришел.
— А вот какие у Вас факты, что мы стесняемся своей сексуальности?
— Стесняем себя в ней, чувствуем себя в привитых рамках тесно. Мы уводим себя от
себя же. Пропаганда женских прелестей, предметов не первой обходимости и
кровавого насилия. Официально допускается и ободряется наученными вкусами
большинства населения. Куда реже средства массовой культуры затрагивают темы
семьи, мужских прелестей, детей. И уж повсеместно является едва ли не подпольным
бизнес, основанный на смаковании того, как мужские манифестации и дети
истязаются телами и пытками. Мы настолько боимся явной эрекции мужчин и
неприкрытой детской оголенности, что воспринимаем их только в терминах страха и
разврата. Что дитя, что фалл – они одного высокоэстетичного и неагрессивного
начала. Вдохновляющего и пробуждающего к светлому творчеству. Не в них причина
извращений, а в нашей неосознанности, лености и подавляемой сексуальности.
— Каким же образом подавляемой?
— Зациклились на женщинах (в том числе и женщины) и на безудержных фантазиях о
различных оргиях. А отчего? Боимся эрекции. А отчего? Боимся эякуляции. А
отчего? Боимся неудовлетворенности. А отчего? Боимся мастурбации. А отчего?
Боимся копать в себе и познавать себя.
— А отчего?
— Боимся увидеть себя такими, какими мы изначально есть, боимся увидеть в других
себя, боимся измениться, отбросить обжитые стереотипы мышления и уклада жизни. И
эта боязнь сексуальности приводит к тому, что мы глушим ее в незрелых
сексуальных отношениях с другими людьми, с самими собой, а еще больше —
алкоголем, наркотиками, роскошью, изысканностью, обжорством, агрессией,
воспитательными, нравственными, телесными преступлениями против личности, против
всякой живой твари — и, прежде всего, против самих же себя, своего познания —
своей душевной, духовной опустошенностью, которую то и дело стремимся возместить
скупостью, накопительством, тиранией. Но все это проходит у нас, как вода сквозь
пальцы, — и тем ли мы творим вечное в себе? Но и это хорошо. Всему свой черед.
— А объясняется ли мир лишь сексуальностью?
— Попробуй разобраться сам в любом сложном, страшном и таинственном явлении
через понятия сексуальности, половых взаимоотношений и их составляющих. И ты
увидишь, что любое явление становится тогда и веселее, и интереснее, и понятнее
и познавательнее. Когда ты обнаруживаешь сексуальность во всем — мир становится
для тебя гармоничнее, проще, естественнее, склáднее, насыщеннее, привлекательнее
и радостнее. Но только это происходит наряду с познанием тобой своей собственной
сексуальности. Через доступное тебе ты прозреваешь и подоплеку всего.
— Почему Вы так ополчились на алкоголь, наркотики и табак? Они ли не
способствуют сексуальности? Ведь они уже даже из себя представляют столь явные
сексуальные символы и замещения. Разве, предположим, сигареты не подчеркивают
сексуальность курильщика? Сигареты — символ фаллоса, сигаретная пачка — символ
лона, а курение — символизирует коитус.
— Тот же курильщик сам себя выдает. И все свои пристрастия. В сексе стремится не
наслаждаться — а кончать, испытывать не оргазм — а эякуляцию. И он ли сексуально
удовлетворен? Не о сексуальной силе свидетельствует употребление алкоголя,
наркотиков, табака и прочих возбудителей и стимуляторов. Скорее — о бессилии и
неудовлетворенности. И о немощной неспособности совладать со своей
сексуальностью иначе, как посредством ее глушения и истощения. Наркотики, как и
эякуляция, быстро кончаются, удовольствие от них скоротечно. А вот сексуальность
бесконечна.
— Так что же такое сексуальность?
— Связь явная с тем неизменным, что в тебе самом изначально есть и что дает тебе
силы к творчеству и жизни. Связь, которой ты обнаруживаешь себя во всем и все в
себе. Ею ты ощущаешь и очищаешь самого себя и ее.