Таёжный Тупик
<< Загубленные судьбы >>
Юрий Свинтицкий

      Еще всего два года тому назад для того, чтобы попасть в верховья Абакана, приходилось брать в небольшом городке Абазе лодку с мотором, договариваться с опытным лодочником и идти против течения, рискуя каждые час-полтора на порогах, прижимах, преодолевая заломы. Теперь же достаточно дождаться вертолета или самолета. которые меняют вахту и возят грузы на разведуемое геологами железорудное месторождение Волковское. Именно геологи оживили и сделали доступными эти места. Говорят, что со временем и рудник здесь может появиться, и железная дорога.
      А всего километрах в пятнадцати от вахтового поселка живут люди, судьба которых вызывает чувство горечи и недоумения, ощущение несуразности происходящего. Религиозный фанатик-раскольник Карп Лыков многие годы тому назад ушел «от мира» и увел с собой семью – жену и четверо детей. Жизнь их была наполнена поистине каторжным трудом и лишениями. Обо всем этом было рассказано в нашей газете 21 сентября 1980 года в корреспонденции. которая называлась «Тайна безымянного ручья». Она вызвала немалое количество писем. В целом выражая возмущение поведением Лыковых и в то же время соглашаясь с мнением о том, что трудно судить людей. опутанных суевериями и уже свыкшихся со своим образом жизни, читатели интересовались. как сложится судьба членов семьи в дальнейшем. Но были и такие, которые находили слишком категоричными слова автора: «Сам Карп Осипович и его дети, заслонясь – не верой, нет. суеверием. – обрекли свой род на вымирание». Сейчас. может быть, не стоит называть фамилии, но были и такие авторы писем, которые вообще не увидели в поведении Лыковых ничего предосудительного. Не мешайте им жить, как хотят, требовали они.
      И вот теперь, думается, можно кое о чем сказать вполне определенно. К сожалению, худшие опасения оказались отнюдь не беспочвенными. Вспомним, что в свое время, не выдержав суровостей жизни, на которую обрек семью ее глава, заболела н умерла жена Лыкова. Сам Карп Осипович говорил, что она могла бы и выжить, не будь тот год «трудным». А ведь можно было и оставить упорство, обратиться за помощью к людям. Не обратился...
      А в январе этого года пришло письмо от геолога Г. Власова. Вот о каких трагических событиях поведал он.
      ...Первый снег выпал в прошлом году в сентябре. Он не успел растаять, как в начале октября лег второй, более основательный. И вот тогда в поселке появился Лыков с дочерьми. Он просил помочь Убрать погибавший на их грядках урожай. И геологи откликнулись на эту просьбу. Большая часть картофеля ими была спасена. Но в то же время они принесли в поселок и весть о том. что младший сын. Дмитрий, простыл и лежит, сильно болен и старший. Саввин, который, видимо, надорвался, строя новую избу.
      Люди всполошились, заволновалась фельдшер Любовь Остроумова. Все были убеждены: нужна медицинская помощь. Но даже пилюли старый Лыков отмел: «Не можно!»
      Первым умер Дмитрий. Его похоронили под плач и непрестанные молитвы. Геологи уговаривали и настаивали: хоть на зиму, чтобы перебиться в трудное время, переселиться в поселок. И снова: «Не можно!»
      Перед Новым годом еще раз вышел в поселок старый Лыков с дочерьми. «Саввин очень плохой. Как бы не помер. Просит хлебца белого...» Им надавали и муки, и крупы, и сахару. Трудно сказать, пробовал ли Саввин белый хлеб. После те. кто посещал избу Лыковых, видели продукты, сложенные у стены.
      И вот новый визит Лыкова-старшего к геологам. На этот раз с Агафьей, младшей дочерью. Плача, они рассказали, что умер и Саввин, а вслед за ним «от тоски великой» и старшая. Наталья...
      Тут надо сказать, что после обнародования истории Лыковых многие изъявляли желание им помочь. Пытались и деньги перевести, и посылки послать. Все было тщетно. Но в то же время обнаружились и дальние их родственники, живущие в Кемеровской области. Их-то и просил теперь вызвать Карп Лыков – на похороны.
      И снова геологи пришли на помощь. В кратчайшее время. несмотря на непогоду, родственники к Лыковым были доставлены.
      Трудно в точности сказать, каким было это свидание, о чем шли разговоры. Я встречался со многими геологами. которые принимали участие в судьбе семьи. Все они говорят вот о чем. Приехавшие были «одной веры» с Лыковыми. Но. очевидно. Карп Осипович и в такой трагической ситуации не захотел поступиться своими догмами. Не согласился он и переселиться к родным. И те. возмущенные поведением старика. понимая, что именно его упрямство и предрассудки если не сгубили, то стали препятствием на пути спасения детей возвратились восвояси. Теперь на берегу ручья – лишь двое: сам Карп Осипович Лыков, которому перевалило за 80. и его дочь Агафья. «невеста божья», как она сама себя называет. И рядом – четыре могилы, которых могло и не быть.
      Изменилось ли что-нибудь – нет, не в религиозных догмах, о чем мы по вполне понятным причинам судить не будем, – а в отношении к жизни у старого Лыкова? Кое на какие отступления он решился. Так. геолог Курмаш Топушев по просьбе старика отнес ему серп. Решились Лыковы и резиновые сапоги надеть, и «энцефалитки», которые подарили им вахтовики. Не прочь были они воспользоваться и топорами, пилами, крючками для рыбной ловли. Не побрезговал Карп Осипович взять в руки и конверт с письмом от родных из Кемеровской области, который принес ему. преодолев таежный путь, буровой мастер Ерофей Седов. Те снова уговаривали Лыковых ехать к ним. Но старик опять непреклонно махнул рукой. Он, твердо решил, как говорится, на месте до конца дней замаливать свои «грехи». И теперь вахтовики, пролетая на самолете или вертолете над заимкой все смотрят вниз: живы ли. не случилось ли чего...
      Может быть, этот разговор не следовало бы вести столь подробно, если бы не одно обстоятельство. О нем сообщает в своем письме С. Пинчуков из Алтайского края. «Появились люди, которые, не желая работать, забираются в тайгу и пытаются жить дарами природы. Мало того, что это тунеядство и должно караться по закону. Но они еще и уводят с собой детей. Что их ждет?» Теперь уж на примере Лыковых можно вполне определенно ответить на этот вопрос.
      Нет, стесняться и оглядываться в таких случаях не приходится. Надо вмешиваться. решительно и быстро. И общественности и компетентным органам. Нельзя допускать. чтобы по чьей-то прихоти калечились людские судьбы.
      17 июля 1982 г.

>>