Таёжный Тупик
<< Уж не из Лыкова ли Лыковы? >>
Светлана Борисова
Сегодня нет нужды рассказывать, кто такие Лыковы. После многочисленных публикаций об этой ушедшей от мира на Еринат (в верховья таежного Енисея) староверческой семье знают все. Но контакт с людьми, как мы помним, закончился для Лыковых трагично: от инфекции погибла вся семья, осталась в тайге одна Агафья. И все же тема по своей уникальности, необычности продолжает волновать ученых, краеведов, филологов, журналистов.
Как удалось выжить семье в столь нелегких условиях, как сберегли душу, как грамоту не забыли за столько-то десятилетий, откуда, наконец, они, эти Лыковы, почему выбрали для себя столь странную судьбу? Семеновский краевед К. В. Ефимов (известный читателям газеты по ряду публикаций) высказал интересную версию: а не из Керженских ли лесов пришли в Сибирь староверы Лыковы, не из Семеновской ли Лыковщины вышли?
Прочитал он в журнале «Родина» публикацию инженера-строителя Старообрядческой Московской митрополии Александра Лебедева, и дух перехватило: вспоминает автор, как пела ему Агафья Лыкова стих про разорение Олонейского скита в бедном Семеновском уезде. Как дошла весть об этом до Сибири?! И полетели из Семенова письма ученым.
...У Карпа Васильевича гости: писатель Лев Степанович Черепанов, кандидат филологических наук, преподаватель Казанского университета Валерий Сергеевич Маркелов с женой, тоже филологом, Лидией Лазаревной, и уже упоминавшийся Александр Семенович Лебедев. Заинтересовались версией краеведа, приехали. Сначала, конечно, на Лыковщине побывали. До самого Лыкова не доехали – дорога туда не проезжая, на стареньком «Москвиче» Ефимова не сунешься, но в деревеньке Хомутово староверов нашли. Деревня та, кстати, расположена в красивейшем месте, но немилостиво оказалось к ней время – дворов восемнадцать стоит заколоченными. Затем в Оленево съездили посмотреть да поклониться местечку, где скит был, да и в самом Семенове староверов навестили. Живут здесь в основном беспоповцы (у староверов несколько течений), объединенные в древлеправославную церковь (центр в Новозыбкове).
Местная старообрядческая община «отвоевала» недавно церковь, построенную богатым купцом старовером Носовым, и сейчас там вовсю ведутся реставрационные работы.
Много ли староверов в Семенове? Немного, но вера еще жива, корни ее глубоки, ведь край-то был староверческий... Помню, в детстве отец, историк по образованию, показав мне полузаросшую яму на Пафнутовском кладбище, рассказал, как казнили здесь непокорных, как кровью была наполнена огромная яма. Кстати, издавна хоронили староверов на своем кладбище, разделяла места вечного упокоения дорога. И вот на эти детские воспоминания наложились слова Лебедева:
– Триста лет старообрядчества – это сплошной тридцать седьмой год.
Сильно сказано и точно. У старообрядцев веками выработанная осторожность во всем, потому как часто отвечают они нейтральное: «Не знаю». В любой момент были готовы бросить они насиженное гнездо и бежать, брести, куда глаза глядят, лишь бы веру сохранить. Брали с собой книги, иконы, святыни. Их спасали, рискуя жизнью, и донесли до наших дней. Не случайно самые древние иконы – у них. .
Что говорит в пользу того, что Лыковы могли быть связаны с Керженскими староверами? Прежде всего, стих. Писатель Черепанов включает магнитофон, и мы слышим высокий, прерывающийся от волнения женский голос – голос известнейшей Агафьи Лыковой. Она поет, а у нас мурашки по коже – места-то родные...
Что на юге и на сивере,
На восточной стороне
Протекала речка славна Керженка.
Как на той речке Кержеце
Много было жителей.
Изо всех стран собиралися,
Невозбранно жития поселялися,
Пустыня была всем прибежище,
А ныне нам нету убежища.
Первый был на том месте,
Славный скит Олинейский.
И всеми тамо он был – православный,
Православием был украшен,
Всем духовным благолепием.
У нас здесь были молебны,
Подобно они были раю,
Уряжены святыми иконами,
Украшены духовным пением,
Служба была ежедневная,
Молитва к Богу непрестанная,
Но Господь нас посещает,
Последняя вся прекращает:
Во осьмом тысячном веку,
Шестидесятом первом году,
Послал на нас Господь гнев свой
По Божию попущению,
А по царскому повелению:
В Нижний славный град,
Во Сименовской бедный уезд,
Собиралися, соезжалися,
Вси к нам не милостивии судии,
Прочитали они нам указ.
От молебных нам всем был отказ,
Вси часовни растворяли,
Храмы Божия разоряли,
Царские двери снимали,
Все святыя иконы сбрали,
Как жиды Христа вязали.
В Нижний град отсылали,
Вси плакали и рыдали,
Руце к Богу воздевали...
Везде слышен плач и рыдание:
Младыя со старыми разлучаются.
Кто нас старых припокоит,
Кто нас убогих пропитает,
Не своею волею разлучаемся,
А по царскому повелению.
Ай да Анисья, ай да певица!
– У нее, между прочим, сопрано, – комментирует Лебедев.
Немного истории. После первого разорения скитов по Керженцу старообрядцы двинулись на Вятку, а затем дальше, в Сибирь. Да где они только ни селились, говорят, даже в Африке их поселения есть. И везде все сохранено по-старинному: сарафаны и кафтаны, подрушники для совершения земных поклонов и крюковое пение (особая старинная иерографическая система записи распевов).
Лев Степанович с улыбкой Вспоминает, как однажды терпеливо что-то объясняющая ему Агафья не выдержала и мягко попеняла: «Грамотным надо быть». Вот вам и женщина из таежного тупика! Кстати, Лебедев свои воспоминания о встречах с Агафьей назвал так: «Таежный просвет», полемизируя с песковским «Таежным тупиком».
Местные семеновские староверы – народ прелюбопытный. Познакомились гости Ефимова с семидесятилетним Иваном Майоровым и залюбовались им. Опрятно одет и причесан, и душу в чистоте держит. Без дела не сидит, на дворе мастерская. А от пенсии отказался. Поинтересовалась я причиной, он промолчал, а уже потом Лебедев сказал, что у староверов такое отношение к пенсии встречается часто: не дело, мол, за просто так деньги получать. А «окает» он, отметили филологи, так же, как сам глава семьи Карп Осипович Лыков, дети же унаследовали от матери «аканье».
Но есть и отличия в вере. Лыковы не принадлежали к беспоповству, Агафья сама говорила Лебедеву:
– Мы знаем, что священство есть, и о нем молимся. Вообще, нелегкий это вопрос – родословная...
Вновь и вновь слушаем рассказы про Агафью, ведь приехавшие в Семенов люди много лет наблюдают за ее жизнью, помогают, чем могут. Удивительные рассказы, в них душа Агафьи.
– Я вам дарю, например, фонарик. Вещь в тайге очень ценная, что вы мне скажете в ответ на подарок? – спрашивает писатель.
– Спасибо! – отвечаем мы, подумав. А Агафья спросила: «Сам-то ты с чем останешься?»
Помощь помощью, но все-таки одна она, эта Агафья, в своей необъятной тайге, хоть бы к нашим староверам приезжала или в монастырь шла...
– Нет, – качает головой Лебедев. Она мне на это предложение ответила словами пролога: «Аще и звери обыдут тя, или случится в огне горети, или бесы тя начнут страшить, только не изыди из пустыни, все с радостью претерпи Бога ради».
Извлечения из наставлений преподобного отца Серафима
Стяжи смирение, послушание, повиновение, – и спасешься.
Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, кто сколько ест, но внимай себе, питая душу молитвою. За обедом ешь довольно, за ужином повоздержись. В среду и пяток, если можешь, вкушай, но однажды. Каждый день непременно в ночи спи четыре часа: 10-й, 11-й и 12-й и 1 час за полуночь. Если изнеможешь, можешь вдобавок, днем спать. Сие держи несомненно, до кончины жизни: ибо оно нужно для успокоения головы твоей.
И я с молодых лет держал таковый путь. Мы и Господа Бога всегда просим о опокоении себя в нощное время. Если так будешь хранить себя, то не будешь уныл, но здрав и весел.
Молитва преподобному Серафиму
О, великий угодниче Божий, Преподобие и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быта твоего о нас молитвенна-го к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею на-следовати блаженство обители райския. На тябо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
10 августа 1991 г.
>>