Таёжный Тупик
<< Агафья не слыхала про «авоську» >>
      Опыт выживания вдали от магазинов
Лев Черепанов

      Говорят, что у наших женщин на первом месте стоят две проблемы: где достать продукты и как похудеть... Это, конечно, шутка, теперь уже не очень добрая. Но в ней – и доля правды. Неумение определить оптимальный семейный рацион ставит в тупик не одну домохозяйку. А как решает этот вопрос знаменитая Агафьи Лыкова, практически оторванная от цивилизации, живущая а глухой тайге, словно на другой планете? Ее опыт, считает писатель Лев Черепанов, сегодня может оказаться и для нас далеко не бесполезным.
      Еда никогда не была для отшельницы особой проблемой. На вопрос, когда Агафья ест, что и сколько, она простодушно ответила: «А когда как поесся».
      Что выявили наблюдения? Ест Агафья иной раз в 11-12 часов дня, но чаще позже – в час, а то и в два. «Вечерю» она собирает в 9-10 часов. Но тоже не всегда точно в эти часы, а «как пригадает». На хлеб Агафья не налегает. «Была бы картоска да рыба – и он бы вовсем не понадобился».
      Лыковская картошка – еще дореволюционная, старого немецкого сорта «император», – содержит 26 процентов крахмала. Она рекордсменка по калорийности среди всех овощей – по этому показателю превосходит их в два-три раза. Содержит углеводы и белки особой ценности. Полкило картофеля может покрыть суточную потребность человеческого организма в витамине С и в калии – важнейшем элементе для работы сердца.
      Большая часть питательных веществ и солей находится на периферии картофельного клубня. Поэтому есть смысл снимать кожуру с него потоньше. Агафья, будто догадываясь об этом, предпочитает есть неочищенный картофель – в собственном мундире. Она говорит, что картофель хорош и сырой. Это действительно так, в частности для лечения кишечно-желудочного тракта. Полезен он и против аритмии сердца.
      Любит Агафья рыбу. Белков в ней больше, чем в говядине, жиры высокой пищевой ценности, полный набор нужных микроэлементов, среди них – фосфор и витамины.
      Если обобщить, выделяй главное (не без упрощенчества, конечно), – от картофеля у Агафьи – энергия, а от рыбы – «строительный материал».
      Кондитерские изделия поневоле лесовавшие Лыковы не видали. Если лето выдавалось щедрым на урожай, пекли блины, а также пирожки с луком, картошкой и яйцами диких птиц на масле из конопляных семян.
      Дрожжи у Лыковых не водились. И и лучшему, как утверждают специалисты. Для получения теста у них использовалась закваска из пророщенной пшеницы. Она обогащала хлеб органическими кислотами, витамином Е, пектинами, ферментами и биостимуляторами.
      Соль Агафья, конечно, предпочитает каменную. Но солит ею только «варево» (густой суп) и квашню.
      Сахара у Лыковых не было, и Агафья не проявляет к нему интереса.
      Мед она впервые попробовала в 1978 году.
      Птицы попадают в Агафьины руки только осенью (рябчики).
      Выращивалась Лыковыми брюква, морковь, горох, лук. Ягода заготавливалась в сушеном виде: брусника, смородина черная и красная. А жимолость оставалась нетронутой даже у избы под окном, и мне не удалось узнать – почему.
      Агафье известны маслята, обабки, волнушки, белянки, «краснявки», «путики» (белые грибы), растущие на мху бордовые, а также «желтые» (вероятно, подосиновики).
      Грибы числятся у саянской «насельницы» в мясном ряду. Прозванные «мясом на одной ноге», они употребляются для разделения овощей в «вареве» («расставке»).
      Едва ли не всегда у Агафьи наготове заваренная хвоя пихты. Когда болеет, она настаивает себе лечебное зелие из «ручанки», борщовой пучки, «медунков», богородской травы, мать-и-мачехи, перичной мяты, крапивы, дудки синего цвета, тысячелистника, чистотела, багульника, ольховой коры...
      В пустые годы Лыковым приходилось приглядываться ко всяким зверям -- что те ели. И уподобляться им, есть снеть, крапиву, «медунки», сарану, иван-чай, вымоченные корни бодана, «резунки», марьину траву, «потничник», полевой чеснок, красноголовку, семиколенник (княжик), «мохнатую» траву, молодые кедровые шишки...
      Разумеется, откуда бы Агафье знать изречение Геродота: наше лекарство должно быть пищей, а пища – лекарством. Но она выполняет его, можно сказать, свято. Заметила: как поест свеклу, так ослабнет. И отложила ее подальше. Вместе со свеклой она отправила в отставку рябину, бруснику, укроп.

Два необходимых послесловия
      А. С. Ушаков, профессор Института медико-биологических проблем:
      Мы должны ежедневно получать по сто граммов белков, наполовину животного происхождения. Лыковым, по моим данным, доставалось их не 6олее двадцати граммов в сутки, И в основном из орехов. Теоретически семья должна была неминуемо погибнуть. Но Лыковы не только жили, они и еще выполняли тяжелую физическую работу.
      По-моему, это лишний раз напоминает, что в нашем общество при всех нехватках у какой-то части населения существует проблема сверхпотребления. И решение ее возможно не только за счет модернизации технологий, но вместе с тем и не путях снижение норм потребления, чтобы мы поглощали пищи не больше, чем нам необходимо для нормальной жизнедеятельности.
      * * *
      М. М. Гаппаров, профессор Института питания Российской академии медицинских наук:
      Если иметь в виду продуктовый набор, то в наше трудное время можно позавидовать Агафье, тем более что все ее продукты экологически безупречны. Возьмем картофель. В нашем институте установлено, что он содержит всего лишь шесть миллиграммов нитратов на одни килограмм исследованной массы. Безопасный до пуск для них у нас и за рубежом в десятки раз выше. Так что у земледельческого труда таежной отшельницы явные преимуществе.
      По моим предварительным подсчетам, суточная энергетическая ценность Агафьиной пищи равна 1800-2000 килокалории – как раз для женщин ее возраста.
      Нельзя обойти также и то, что Агафья относится к ада чисто по-крестьянски, ест не для получения дополнительного удовольствия. Ничего не применяет для повышения аппетита.
      В неповторимом опыте лыковской семьи, как можно увидеть, обнаружилось как раз столько мудрости, чтобы выжить в исключительно трудных условиях, словно на другой планете.
      30 мая 1992 г.

>>