Таёжный Тупик
<< Загадка пропавшего ветра >>
Удивительным образом исчезает все, что посылают известной отшельнице Агафье Лыковой добрые люди
Игорь Царёв
В редакцию «Труда» регулярно приходят письма с одним и тем же вопросом: «Как там баба Агафья, жива ли еще?» Люди словно бы примеривают свои сегодняшние беды к судьбе этой пожилой женщины: если уж она умудряется преодолеть все трудности одинокой жизни в таежной глухомани, то нам. как говорится, сам Бог того велел.
Последние вести из Хакасия, где затерялась избушка отшельницы, увы, безрадостны. Похоже, что Лыкова попала в коварную западню и не сможет больше обходиться без постоянное помощи с «Большой земли». А помощь эта как раз и «буксует». Вот что рассказывает писатель Лев Черепанов, соруководитель Одинцовского общества друзей Агафьи:
– В 1991 году друзья Агафьи решили подарить ей «ветряк» – установку, дающую электричество от ветра. Трест Мособлстрой № 6 во главе с Тимофеевым Валерием Ивановичем пожертвовал деньги. Фирма «Ветроен» построила установку и отправила ее по железной дороге в адрес Абаканского фонда милосердия с пометкой: «Для Агафьи». Проходит месяц, другой, звоним в Абакан председателю фонда А. Трошкину: «Получили ветряк?» «Нет, – говорит, – не получили». Шлем запрос на Абаканскую желдорстанцию. И там никто такого груза не видел. Что ж, думаем, значит, вернется агрегат на завод, придется посылать его еще раз. Но и на завод «ветряк» не вернулся. Пропал... Тут я узнал, что в Москву приехал Председатель Верховного Совета Республики Хакасия В. Штыгашев. Нашел я его в гостинице «Россия», рассказал о пропаже. Штыгашев обещал разобраться. И снова – тишина. Через полтора года я опять подкараулил его в «Россия». «Да, – вспомнил Штыгашев, – поручал я разобраться в этом деле транспортной прокуратуре, но она ничего не нашла».
Казалось, можно на «ветряке» крест ставить. И тогда Л. Черепанов, ни на что уже не надеясь, послал письмо в МВД Хакасии. И вскоре получил ответ за подписью начальника отдела экономических преступлений Б. Подгорного. Тот писал: «... проведена проверка, в ходе которой установлено: комплект ветроагрегата получен 23 августа 1991 года получателем. указанным на грузе. – Хакасским республиканским фондом милосердия и здоровья, где и находится по настоящее время».
Нашлась все-таки пропажа. Но почему она столько времени пылится в разобранном виде, а не работает на Агафью?
– В письме из МВД Хакасии, – продолжает Л. Черепанов, – объясняется и это: мол, целая комиссия в составе Н. Абдина, Ю. Тортукова, Н. Савушкина и других членов опекунского совета (призванного помогать отшельнице) выезжала к ней на Еринат и пришла к заключению, что устанавливать «ветряк» нет смысла, так как в условиях таежного безветрия он работать не будет.
Что за нелепица? – подумал я тогда. Куда же исчезли ветра, которые постоянно дуют в тех местах? Ведь еще Песков в своей статье «Таежный тупик» описал один из таких шквалов, регулярно проносящихся над избушкой Агафьи. Цитирую: «В феврале тут пронесся разрушительный вихрь. Куры летели как снег... крышу приподняло вместе с верхним венцом избушки и плашмя бросило...»
Черепанов обратился в Роскомгидромет и получил официальную справку, что в районе местожительства Агафьи в среднем десять дней в течение месяца дуют ветра скоростью 15 метров в секунду. Агрегат же, согласно техническим характеристикам. способен работать при трех метрах в секунду. А на периоды полного безветрия существует специальный аккумулятор, который способен долго отдавать накопленную энергию...
– Я думаю, что тайна пропавших ветров – отнюдь не природная загадка, а скорее бюрократическая, – говорит писатель. – Не могу быть уверенным до конца, но сдается мне. что наш «ветряк» уже давно и успешно работает на даче какого-нибудь местного чиновника. По крайнем мере у нас накопилось уже немало фактов, которые позволяют сделать такой вывод. Посылали, к примеру, мы Агафье специальный радиобуй, с помощью которого через космический спутник она могла бы передать сигнал бедствия в случае острой необходимости. Проверили через некоторое время, он оказался сломанным, валялся на местном аэродроме. Пришлось посылать новый. Собирали мы пожертвования для Лыковой, чтобы могла она оплатить прилет врача на вертолете. И... едва спасли потом эти деньги, которые опекунский совет решил по своему усмотрению истратить совсем на другие нужды...
Хочется верить, что доброе дело, затеянное Черепановым, трестом Мособлстрой № 6 и фирмой «Ветроен», будет доведено все же до конца, и вспыхнет электрический свет в избушке таежной отшельницы. Надо помнить, что сегодня ей трудно выжить одной, без человеческого милосердия. Как. впрочем, и многим из нас...
30 января 1993 г.
>>