Таёжный Тупик
<< Почему Лыкова остаётся в тайге? >>
Александр Лебедев
Большинство журналистов центральных изданий, посетивших семью Лыковых в начале 1980-х годов, описывая в дальнейшем житие их в тайге, негативно оценивало сам факт жизни Лыковых вдали от «мира». Например, корреспондент газеты «Социалистическая индустрия» Ю. Свинтицкий в номере за 21 сентября 1980 года писал, что Карп Осипович «детей своих обрек на постоянное голодание и прозябание, страх и духовное угнетение». Возвращаясь к этой теме Свинтицкий в номере за 17 июля 1982 года пишет о том, как родственники Лыковых уговаривали в письме Карпа переехать к ним. «Но старик опять непреклонно махнул рукой. Он твердо решил, как говорится, на месте до конца дней замаливать свои грехи». «Но есть одно обстоятельство, – говорит Свинтицкий и приводит письмо «возмущенных читателей», неких Пинчуков из Алтайского края: «Появились люди, которые, не желая работать, забираются в тайгу и пытаются жить дарами природы. Мало того, что это тунеядство и должно караться по закону. Но они еще и уводят с собой детей. Что их ждет?». «Нет, стесняться и оглядываться в таких случаях не приходиться, – заявляет журналист. – Надо вмешиваться, решительно и быстро. И общественности, и компетентным органам...». Вот и В. Песков, говоря о «таежном тупичке», постоянно подчеркивает, что вера Лыковых «неистовая», «темная», «иступленная». «Во всей истории, – пишет Песков, – связанной с жизнью в скиту, счастливого конца быть не могло». Вывод? Надо Лыковым вернуться в «мир». Но как трагически закончились попытки общения с «миром» для Лыковых! От инфекции, подхваченной Лыковыми у геологов, скончались пятеро Лыковых, выжила одна Агафья. Однако В. Песков, уже после гибели Карпа Иосифовича, по-прежнему полагает, что «самым благоразумным было бы Агафье Лыковой приблизиться к родственникам». Между тем сама Агафья категорически не желает покидать Еринат. И дело тут не в боязни инфекций (они опасны для жизни Лыковой, так как у нее отсутствует к ним иммунитет). Черепанов как-то спросил у нее: «Не хочешь ли ты пойти в «мир», на что Агафья ответила словом из Пролога: «...Аще и звери обыдут тя, или случится в огне горети, или бесы тя начнут спрашивать, только не изыди из пустыни, все с радостью претерпи Бога ради. Аще же изыдеши из пустыни, бесы яко пленника тя сотворят». «Ушла бы дальше, да земли нет. Боле куды? На Туве не советуют. Да и там не пустыня. Воздух плохой – задыхаюсь. Вера там не правильная! В «мир» я не пойду, хоть все богатство мира давай – не пойду!» – ставит точку в разговоре Агафья.
Эту тему продолжает староста Успенской старообрядческой церкви Александр Лебедев:
– У многих людей возникает вопрос относительно жития Агафьи Лыковой в дебрях сибирской тайги, причем в такой глухомани, в которую добраться можно только благодаря чрезвычайным героическим усилиям или вертолету. Почему же она там живет и не идет к людям? Сейчас-то уже нет тех преследований, которые были при сталинском режиме, сменилась обстановка с невозможной на благоприятную. Но однако Агафья почему-то упорно не выходит к людям?! А причина здесь довольно простая. Агафья Лыкова ведет ИНОЧЕСКИЙ образ жизни. Она молится о всех нас. Так делают монахи – служат за весь МИР. Как известно по народной пословице «Не стоит село без праведника и град без святого». И как сказал апостол Павел: «И те, которых был недостоин весь Мир, скитались в пустынях и дебрях и пропастях земных». Обратите на эти слова свое внимание, дорогие читатели. Апостол Павел свидетельствует о них, что этих людей был недостоин весь Мир. Столь они угодны Богу, молясь Ему и просят Его о всех нас грешных. Эти молитвенники о всех нас в Мире необходимы, иначе Мир бы не мог существовать. Агафья же Лыкова – явление уникальное не только благодаря своей иноческой жизни, но самое главное тем, что она женщина-отшельница! Среди монахов отшельники явление не редкое, но это мужчины. Они могут жить в трудных климатических условиях, постоянной опасности, переносить жизненные невзгоды, спасаясь молитвой. Но Агафья – женщина! Женщины-отшельницы явление чрезвычайно редкое и в данном случае в условиях сибирской тайги просто поразительное! Побывав на Еринате и посмотрев на все своими глазами, я понял, что там идет ежеминутная борьба за жизнь. Там не только дикие звери – медведи, волки и т. п., там мороз, голод, беды и неустройства, болезни и помощи ждать неоткуда! Там жизнь дает только молитва! Только упование на Бога! А упование по слову апостола Павла «не посрамит!». В истории человечества и Церкви Христовой – женщины-отшельницы явление не частое. Такой была, пожалуй, Мария Египетская, память которой всегда в конце Великого Поста.
декабрь 1996 г.
>>