Таёжный Тупик
<< Звуковой портрет Агафьи Лыковой >>
Галина Слесарева

      Общеизвестно, что нельзя познать человека, не познав его языка. Необычная судьба семьи Лыковых привлекает внимание к ним учёных разных специальностей. Мы, со своей стороны, занялись исследованием диалектной устной и письменной речи Агафьи Лыковой в разных аспектах. Накопленные результаты позволяют нам сделать некоторое обобщение и представить звуковой портрет Агафьи.
      Наше знакомство состоялось в июле 1984 г. В первые дни общения Агафья была крайне немногословной. Чувствовалась сдержанность во всём. Но уже в это время наблюдения над необычной речью и манерами говорения позволили составить определённое представление об этом человеке, его характере, личностных качествах, позволили проникнуть в тайны его психологии. За первые 30 дней пребывания в семье Лыковых, а также в последующие наши посещения мы имели возможность продолжать наблюдения над речью Лыковых, а впоследствии анализировать собранный материал. В результате анализа магнитофонных записей речи Агафьи (записывалась спонтанная монологическая речь и диалоги) нами были установлены следующие особенности звучащей речи Лыковой; совокупность их позволяет составить звуковой портрет человека, оказавшегося по воле судьбы в таких экстремальных условиях.
      1. Речь А. Лыковой является диалектной. Говор её можно охарактеризовать как акающий без редукции. По ритмикопросодическим характеристикам её говор близок к северному наречию (сильное начало фразы, даже если коммуникативный центр не в начале). Присутствуют такие специфические черты северного наречия, как неразличение шипящих/свистящих, выпадение интревокального j. Интонация не отличается особым разнообразием. Чаще всего встречается ИК-1, ИК-3.
      Мелодический контур указанных ИК очень своеобразен, что отмечается и в других говорах северного наречия. Монотонность речи и интонационная “бледность” свидетельствуют об эмоциональной сдержанности, привычке скрывать чувства. Скорее всего, религиозность не позволяет проявлять удивление, восторг. Всё смиренно воспринимается как данное богом.
      2. Синтагматическое членение разговорной речи опирается на смысл высказывания, обусловлено коммуникативной установкой. Темп речи медленный, что является подтверждением мнения Т.М. Николаевой об общей тенденции ускорения темпа на протяжении исторического развития. Неторопливость речи объясняется условиями жизни, её темпом, уравновешенностью характера, но отнюдь не свидетельствует о замедленности мышления. Фанатичность веры и аскетизм исключают бурное проявление эмоций и суетливость. Паузы достаточно длительные, заполнение их разнообразно и обусловлено ситуацией. При чтении молитв и религиозных книг синтагматика подчинена физиологическим потребностям (необходимость вдоха).
      3. Голос Агафьи отличается гнусавостью. Тембр его меняется в зависимости от ситуации. В бытовом общении он хрипловат, тих, а при чтении молитв становится более звучным, высоким, гнусавость остаётся.
      В целом складывается впечатление об Агафье Лыковой как о человеке очень своеобразном, что обусловлено необычными для нас условиями формирования её личности. Жизнь в тайге с самого рождения, ограниченность общения с людьми, постоянное чтение молитв, несомненно, наложили отпечаток на манеру её говорения.
      1-4 октября 1997 г.

>>