Таёжный Тупик
<< Осторожнее с Лыковыми >>
Василий Песков

      Привыкнув видеть в «НГ» газету серьезную, я был удивлен, прочитав публикации Екатерины Рыбас о староверах Лыковых. В одной из них со ссылкой на журналиста Свинтицского без тени сомнения ведет она речь о том, что старик Лыков убил своих детей, не пожелавший, чтобы дети покинули его и ушли «в мир».
      Юрий Свинтицский был у Лыковых в 81-м году один день. Понять что-либо в жизни недавних «затворников тайги» при их своеобразном говоре, крайней осторожности и неконтактности за столь короткое время было невозможно.
      Поразительно, что Свинтицский не держит предположение, ничем не подтвержденное, при себе, а говорит о нем с журналистом спустя восемнадцать лет, когда жизнь семьи Лыковых прослежена достаточно хорошо, когда ясно, что причиной смерти младших в семье были болезни (разные болезни!), явно вызванные стрессом от встречи с людьми, ослабившие сопротивляемость организмов суровыми условиями жизни.
      В «НГ» от 13 июля Екатерина Рыбас возвращается к истории семьи староверов и теперь уже со слов другого информатора, Льва Черепанова, забыв об убийстве, повествует о явлениях еще более удивительных. Фантазируя, Черепанов рассказывает журналистке расхожую сибирскую байку о том, как в Туве некие староверы в мешках перевезли в свой таежный тайник трех потерпевших аварию летчиков. Зачем? Чтобы «улучшить породу» своей общины.
      Фантазии рассказчика идут дальше. Черепанов сообщает, что пытался эту историю расследовать, но, конечно, ничего не нашел, зато увидел где-то на фотографии след, который все считали следом инопланетян. Но сообразительный писатель сразу решил, что это след обувки старика Лыкова, который ходил-де в Туву «искать женихов и невест для своих детей».
      Ни убийства, ни хожденья в Туву, разумеется, не было. Все выдумка. Но Рыбас верит. Она прочла «Таежный тупик» и говорит, что много несоответствий в том, что пишет Песков и рассказывает Черепанов. Да, действительно много.
      Так много, что газетного листа не хватило бы все перечислить. Песков готов нести ответственность за каждое свое слово. Черепанов этой ответственности не знает. Уже несколько лет носит он по газетам, вплоть до районных, всяческий вздор. Перестанут пускать в одну – идет в другую. Досадно, что столь уважаемая «Независимая газета» не разглядела товара, предназначенного для изданий неразборчивых, ничем не брезгующих.
      17 июля 1999 г.

>>