Таёжный Тупик
<< Среди староверов верховьев Енисея >>
Записки путешественника
Галина Толстая (Галина Толстова)

      В августе 2002 года состоялась экспедиция спортивно-краеведческого клуба “Ермак” в старообрядческие районы Тувы в верховьях Енисея. К работе экспедиции была привлечена автор этой публикации, ведущий специалист Красноярского краеведческого музея. Цели экспедиции: повышение спортивного мастерства, комплектование материалов по краеведению и этнографических предметов.
      Остаются позади долгие, серьезные сборы в экспедицию, и отряд отправляется в путь на юг Сибири. В начале путешествия без особого интереса разглядываем привычные пейзажи за окном автобуса, но затем, при появлении горных массивов, оживляемся. Показываются гольцы гор, массив вершин, названный “Спящим Саяном”. Вступаем в царство седого Саяна с обилием горных рек с чистейшей водой.
      Своеобразна горная тайга строгой красотой. Ели острым концом уходят в небо, иван-чай вперемежку с ковылем стелется по распадкам и ложкам. По ущельям поднимается молочный пар, вдоль дороги змейкой извивается горная река Паганка, пересекается с дорогой и течет к югу, появляясь то справа, то слева. Скалы подступают вплотную к дороге. Горный воздух проникает даже в закрытые окна автобуса. Река бежит наперегонки с дорогой, петляя, стремится дальше.
      Утром в спешке грузимся в АН-2. Пилот подшучивает: “Загрузились? А погоды-то не будет!” Летим чуть больше часа над Саянами по ущельям, над горными речками и ручьями. Вокруг горит тайга, очаги пожара притягивают взор красными языками пламени.
      Прилетели в Уш-Бельдыр – курортное место на границе с Монголией. Самолет, высадив нас, улетает обратно в Сарыг-Сеп.
      На следующее утро заканчиваются последние приготовления, и катамараны медленно отплывают от берега. Обрывистые берега сменяются скалистыми, становясь все живописнее. Мощный поток воды прорезает Саяны, образуя каньон высотой 200-300 метров. На крутых берегах, изрезанных ветрами и водой, выступают затейливые рисунки – очертания застывшей лавы, словно мастер-исполин замысловатыми инструментами высекал скалу за скалой, придавая им неповторимые черты.
      Кызыл-Хем то разливается метров на 100, то суживается до 20—30 метров. В узкий каньон дневной свет пробивается сквозь затянутое дымом небо. Горит тайга. В Туве нынче лето жаркое.
      На скалах, голых камнях, цепляясь за жизнь, тянутся к свету деревья. Здесь они походят на пирамидальные тополя. Кроны в обычном представлении нет, вокруг высокого ствола группируются короткие ветви. Проплываем громады скал. Ребята вспоминают, как они прошлым летом купались здесь под водопадом. Красивое прежде зрелище застыло в немой скале. Водопад высотой более 30 метров высох без живительной силы горных ручьев.
      Команда подобралась славная. Ребята не впервые в таких походах. Паша, Тарас, Леша и Саня были уже на этом маршруте и чувствуют себя уверенно. Артем и Паша-младший не новички в походном деле, но Кызыл-Хем им еще не знаком. Научную часть экспедиции представляет Ира. За время подготовки к экспедиции она уже многое узнала о старообрядчестве и теперь с увлечением рассказывает Паше об истории старой веры.
      Экспедиция – спортивно-краеведческая, цели у группы серьезные: совершенствование спортивного мастерства и комплектование этнографических предметов. Ребята понимают свою задачу. Для поддержания физической формы руководитель принимает решение о восхождении группы на одну из вершин. На гору взбираемся по склонам, цепляясь за кусты и приостанавливаясь у кустов дикого крыжовника. Ягод на склонах гор много, растет в изобилии малина, дикая смородина. Вершина высотой около 300 метров покоряется кучке смельчаков, на верхних ярусах по отвесным скалам поднимаемся по страховочной веревке. Наверху видим террасу с зарослями багульника, из деревьев растут хвойные породы, береза, осина. Лакомимся брусникой, она здесь необычайно сладкая. С вершины горы открывается величественный вид на горные массивы, узкой лентой вьется по глубокому каньону река Кызыл-Хем. Красота, могущество природы подавляют своей мощью, ощущаешь себя песчинкой, оказываясь на краю вершины горы.
      Совершенно неожиданно встречаемся здесь с иноком-пустынником. Назвался он Аввакумом. Вот уже три года он живет в этих горах.
      Вечером погода меняется, ветер наносит моросящий дождь, затем темные тучи начинают уходить вдаль, будто кто-то невидимой рукой отодвигает хмурые облака и открывает небо звездное, бездонное, бесконечное.
      С нетерпением ждем встреч со староверами. Первыми видим наставника женского скита отца Дорофея, рыбачившего на реке с двумя матушками. На стрелке, у слияния Кызыл-Хема с Каа-Хемом, они выплыли из-за мыса, словно видение из глубокой старины. Привлекают внимание длинная, самодельная, деревянная лодка и строгого покроя, темного цвета одежда на “рыбаках”. Интерес взаимный, на пытливые вопросы о жизни в скиту отче реагирует по-своему: “В матушки хочешь?” Мы для них “мирские”, а себя они называют “христианами”.
      По Малому Енисею живут в основном староверы-беспоповцы часовенного согласия. Предки многих из них переселились в Туву из южных районов Красноярского края. Причина ухода в безлюдные тогда еще места: события Гражданской войны и начало коллективизации.
      Потомки тех староверов до наших дней сохранили культуру земледелия, уклад жизни, патриархальные отношения в хорошем смысле слова. Люди живут своим трудом, ведут натуральное хозяйство, держат скот. Основные виды деятельности: земледелие, рыболовство и охота. В верховьях реки староверы селились у впадения горных-ручьев в Ёнисей, сначала мы видели селения в два-три дома, пониже появляются деревни дворов в 30. Планировка улиц одно- и двухрядная, улицы тянутся вдоль реки. В деревнях постройки усадебного типа, дома ставят добротные, складные: бревнышко к бревнышку. На старых постройках сохранились крыши из дранки. Так называется расщепленная ручным способом древесина. Из дранки же строили сени-прирубы, используя дранку как стены. Во всем чувствуется основательность, усадьбы обустраивались со знанием дела.
      Население в тех местах в основном староверческое. Крепка еще вера древняя, отцами и дедами завещанная. Принимая блага цивилизации (сельхозмашины), не спешат отказываться от привычного способа ведения хозяйства. Сохранилась общественная водяная мельница на одном из горных ручьев. О природной смекалке говорит стиральная машина, работающая течением воды с помощью ремней и валиков.
      В одном из селений видели водокачку – механизм для подъема речной воды с высокого обрыва. Соблюдаются старинные обряды бракосочетания, похорон. Браки заключаются по вере и только по воле молодых.
      Больше всего меня поразили старики своим жизнелюбием. В отличие от многих городских пожилых людей, в чьих глазах видим отчаяние, безысходность и обреченность, старики-староверы жизнерадостны, спокойны. Отдав силы в молодые годы государству, в зрелом возрасте они отказались от заслуженной пенсии, живут натуральным хозяйством. Покой родителей берегут дети. Движения их степенны и несуетливы. Поразительны глаза, не потерявшие блеск и в старости. Глаза полны жизни, искрятся голубизной. Слушая слова из духовного стиха о старости, чувствовали: молод душой и полон еще сил человек. До сих пор в памяти звучит мощный сильный голос:
         Незаметно жизнь проходит,
         Как во сне был молодой.
         Вот и старость уж подходит.
         Стал, как лунь, я весь седой.
      Недалеко от Нижнего Чадралыка живет матушка Максимила, к которой ездила Агафья Лыкова. Мы с ней немного пообщались. Побывали мы и в женском скиту на реке Унжей. Нам даже разрешили посмотреть часовню. Общались с матушками Досифеей и Аделаидой. Ближе к Сарыг-Сепу на берегу мы видели строения, напоминающие скит. Часовня красиво возвышалась на берегу. Останавливаться уже не было возможности.
      От встреч со староверами остались хорошие впечатления. В отличие от представления, полученного из художественных произведений о старообрядцах, сложилось мнение совершенно другое. Нам встречались люди доброжелательные и приветливые. Бросался в глаза их неподдельный интерес к непрошеным гостям. Им присуща природная искренность и простота в общении. Даже обращение староверов к незнакомцам на “ты” не отталкивало (как воспринималось бы это в большом городе), а лишь сближало нас.
      Поражало то, что люди, живущие вдали от благ цивилизации, без сомнения, имеющие трудности, после недолгого общения обращались к нам с вопросом: “Может, вам что надо?” И угощали нас помидорами и огурцами из своего огорода. Смущаясь, мы все же брали гостинцы, велик был соблазн испробовать свежие овощи с таежного огорода. По этому поводу наш весельчак и балагур Саня, провожая нас на очередную встречу со староверами, пошутил: “За помидорами пошли”. Мы же не оставались в долгу и оставляли необходимые в быту предметы: крючки для ловли рыбы, веревку. Но не все староверы принимали что-либо от “мирских”. К нашему интересу к “старине” люди относились с пониманием и передавали для краеведческого музея орудия труда, домашнюю утварь, берестяную посуду.
      Во время экспедиции были собраны материалы для дальнейшей исследовательской работы по старообрядчеству. А самое главное то, что ребята соприкоснулись с историей. Выполняя серьезную ответственную работу вместе со взрослыми в подобных мероприятиях, они проникаются уважением к истории своего народа.
      Март 2003 г.

>>