Таёжный Тупик
<< С верой древней, православной >>
(о проблеме выживания на примере семьи старообрядцев Лыковых)
Юлия Усова, Красноярск СШ №145, 10 В класс
Руководитель: Грызлов Сергей Анатольевич – педагог дополнительного образования
Научный руководитель: Толстова Галина Александровна – ведущий специалист Красноярского краеведческого музея
Введение.
В истории человечества известно много фактов проживания людей вне общества людей. Такие случаи стали называть словом “робинзонада”, по имени героя книги Джонатана Свифта “Путешествие Гулливера”, оказавшегося на необитаемом острове и выжившим благодаря таким качествам как ум, смекалка, выносливость, умение приспосабливаться к природным условиям. Все эти качества присущи человеку разумному. Только человек, обладая способностью думать и находить решения, может длительное время находиться в труднейших условиях, выжить и развиваться.
По разным причинам человек становится отшельником: по социальным, религиозным, в результате стихийных бедствий, ввиду других сложных обстоятельств.
О таёжной семье отшельников Лыковых в нашей стране узнали из газетных публикаций. Первые сообщения о них появились в газетах “Социалистическая индустрия” и “Красноярский рабочий” [Журавлёв: 1980, 1981; Свинтицкий: 1980, 1982]. Из них читатели узнали о “находке” Минусинской геолого-разведочной партии в Западных Саянах в верховьях реки Большой Абакан.
Действительно, казалось чудом, что семья жила в изоляции много десятилетий и выжила, несмотря на все трудности, которые были уготованы судьбой.
До сих пор учёных продолжает интересовать это феноменальное явление – проживание отдельной семьи вне общества людей. Психологию, мироощущение членов таёжной семьи пытаются понять и осмыслить исследователи. Высказываются самые противоречивые точки зрения. Были и негативные оценки относительно их выбора. Например, корреспондент газеты “Социалистическая индустрия”
Ю. Свинтицкий обвиняет Карпа Иосифовича в том, что он детей своих “обрёк на постоянное голодание и прозябание, страх и духовное угнетение” (21 сентября, 1980 г.). Свинтицкий возвращается к этой теме в публикации за 17 июля 1982 г. и знакомит читателей с дальнейшими событиями в жизни Лыковых, пишет о приглашении их родственниками на жительство на Алтай: “Но старик опять непреклонно махнул рукой. Он твёрдо решил, как говорится, на месте до конца дней замаливать свои грехи”. Приводит в пример автор и письмо возмущённого читателя Пинчукова из Алтайского края: “Появились люди, которые, не желая работать, забираются в тайгу и пытаются жить дарами природы. Мало того, это – тунеядство и должно караться по закону. Но они ещё и уводят с собой детей. Что их ждёт?” Журналист Свинтицкий предлагает: “Надо вмешиваться решительно и быстро. И общественности, и компетентным органам…” [Свинтицкий: 1982].
Журналист В.Песков в первых своих публикациях в газете “Комсомольская правда” назвал не только место проживания, но и саму жизнь Лыковых “таёжным тупиком”, называя их веру “темной”, “неистовой”, “иступлённой”. Под названием “Таёжный тупик” книга Пескова о Лыковых была выпущена позже [Песков: 1982].
В. Я. Соколов в разделе “Человек и общество”, рассказывая о явлении “робинзонады” как о факте проживания отдельных личностей вне общества людей приводит в пример старообрядческую семью Лыковых, при этом он пишет: “Они (Лыковы) решили жить вне общества. Когда учёные обнаружили Лыковых в тайге, выяснилось, что у них произошли серьёзные психические изменения”. Автор учебного пособия, без основания обвиняя членов семьи Лыковых в нарушении психики, делает вывод: “Агафья упорно не хочет возвращаться к людям” [Соколов: 1997].
Профессор Красноярской государственной медицинской академии, И. П. Назаров – участник многих экспедиций, более 20 лет вел медицинское наблюдение за состоянием здоровья членов семьи Лыковых, является автором нескольких научных публикаций на эту тему. Он оспаривает точку зрения В. Я. Соколова: “ Речь у Карпа Осиповича правильная, понятная… Психическое состояние Лыковых нормальное. Они уравновешены, приветливы, доброжелательны, разговорчивы, любознательны, рассуждают логично, непосредственны, как дети (за исключением Карпа Осиповича), смешливы (особенно Дмитрий и Агафья). Память у всех хорошая, особенно у Агафьи. Отмечается хорошая приспособленность Лыковых к суровым условиям сибирской тайги” [Назаров: 1998, 20].
Против обвинения Лыковых в психическом расстройстве выступает и лингвист Казанского университета, участник 4-х экспедиций на Еринат, автор научных статей о речи Лыковых В.С. Маркелов: “Нелепая ссылка Я. В. Соколова на ученых. Автор несёт несусветную чушь… Кто из учёных констатировал этот факт? О серьёзных психических отклонениях может говорить только психиатр. В устах другого человека – это клевета, за которую, как правило, привлекают к судебной ответственности по статье о защите чести и достоинства личности. Страшно за то, что Я. В. Соколов, развивая тему психических изменений, затрагивает сознание Лыковых, подталкивая читателя к выводу, что Лыковы – сумасшедшие люди…
Необходимо или изъять тему Лыковых со страниц “Граждановедения”, или переписать страницы пособия, связанные с Лыковыми. Необходимо рассказать школьникам, что Лыковы – представители русской старообрядческой общины, наследники протопопа Аввакума. Лыковы – живая страница нашей истории, культуры, языка” [Маркелов: 1998, с.20].
Писатель Л. С. Черепанов, руководитель многих научных и общественных экспедиций в саянскую тайгу также возмущён подобными обвинениями в адрес Лыковых: “В отличие от психических больных, Агафья исключительно последовательна во всём. Ни перед кем нос не задирает. Но и ниц не падает. Ни на кого не возвела напраслину. Не сварится. То есть не затевает свары (ссоры). По-сибирски доброжелательна. Каждого прихожанина готова не просто приветить, а сразу напитать. Уже то, что она сама обеспечивает своё житье, говорит: с психикой у неё полный порядок” [Черепанов: 1992, с.51].
Сторонники негативных высказываний забывают о том, что осознанный выбор Лыковых был связан с социальными причинами, с необходимостью сохранить веру, независимость, достоинство. С целью сохранения старой “древлеправославной” веры увёл в глухую саянскую тайгу свою семью К. И. Лыков. Причины уединения связаны с историческими событиями начала XX века. Религиозные, социальные причины вынудили их постоянным упорством безропотно продолжать борьбу за выживание. Уходя от коллективизации, семья не избежала встреч с лихими охотниками и рыбаками. Много зла Лыковы видели от людей, поэтому не торопились выйти в мир.
Раскол в истории российского государства и церкви
Для того, чтобы понять историю семьи Лыковых, их мировосприятие, жизнь, нужно вспомнить события многовековой давности. В православной России в середине 17 века произошёл раскол, который изменил ход истории, жизнь русского народа. Хотя это событие принято связывать с церковной жизнью, раскол коснулся и церковного и государственного строя. Причинами раскола являются:
1. смена общественно – экономической формации;
2. московская централизация;
3. ориентация на Запад;
4. приоритет государства над церковью;
5. закрепощение крестьян;
6. упразднение земства и введение иноземных порядков в государственном и церковном строе;
7. превращение российского самодержавия из сословно – представительной в абсолютную монархию.
Формальным толчком к расколу явились реформы в церковном строе, в частности, изменения канонических правил, касающихся проведения церковных служб, правка церковных книг (Толстова: 2003, с. 89).
Многие православные не стали принимать нововведений в церкви и стали уходить в пустынные места, чтобы сохранить свою веру и уклад жизни. За приверженность старым обрядам, традициям, укладу жизни, а главное, вере “древлеправославной”, их стали называть раскольниками, староверами или старообрядцами. Уходя от государевой власти, они селились в лесах. В Сибирь старообрядцы проникали ещё в 17-18 веках. До наших дней староверы сохранили веру и продолжают жить так как завещали им отцы и деды. Самое главное для них: не нарушать правила, написанные в “Уставе”. Староверы, особенно строгие, стараются жить по “правилам”, принятым на семи вселенских соборах и написанным в Священных книгах.
Исторически сложились разные согласия и толки среди старообрядцев: поповцы и беспоповцы, беспоповцы делятся на множество согласий. В Сибири проживает много беспоповцев часовенного согласия, к ним относится и семья староверов Лыковых.
История старообрядческой семьи Лыковых
Предки Лыковых – выходцы из Нижегородской губернии. В Керженце, у слиянии Макарьихи с Волгой находилась вотчина князя Лыкова. В 1619 году царь Михаил Федорович послал из Москвы в Нижний Новгород князя Лыкова-Оболенского. Ему было поручено исправить бревенчатые стены нижегородского “старого острога”. Лыков – Оболенский, мало того, что выполнил поручения царя, он сделал много больше для Нижнего Новгорода. Выстроил мост через Почаинский овраг, а рядом насыпал дамбу. Он соединил “гору” у Волги с центром города. И горожанам стало намного удобнее. За заслуги, оказанные городу, было ему жаловано село Никольское на реке Керженце, с окружающими её деревнями [Борисова: 1991].
Лыковы пошли именно с реки Керженки, из того самого села, что получил князь Борис Михайлович Лыков за усердие в службе. В старину крестьян называли по фамилии князей.
О волжских корях Лыковых говорят и святые дары Иргизского монастыря, разгромленного во времена раскола. Святые дары хранились в семье Лыковых. Серьёзное подтверждение данной версии – сохранение в семье духовного стиха о разорении Оленевского скита под Семёновым на Нижегородчине.
Во времена раскола в Сибирь пришли тысячи россиян, стремившихся уйти от своеволия властей. Среди них были и предки Лыковых. После долгих скитаний обосновались они у реки Большой Абакан и зажили своей усадьбой в Тишах. Вскоре власть и здесь стала народ уравнивать, излишки забирать. Разбежалась община в разные места, три брата – Степан, Карп, Евдоким, их отец, мать обосновались в тайге. Степан умер от болезни. Евдокима убили в лихую годину. Пришли охранники заповедника и “пограна” за ними. Братья побежали, охранники выстрелом ранили Евдокима в живот. Похоронил Карп Иосипович брата, сам чудом остался в живых. Но в тех местах образовали заповедник, егеря стали часто наведываться, а вскоре и предписание пришло – переселить Лыковых в посёлок. И тогда они скрылись в тайге на долгие десятилетия. С 1937 года семья староверов ведёт отшельническую жизнь.
Карп Иосипович – глава семейства, человек мудрый и терпеливый. Он сделал всё, чтобы его семья выжила в суровых условиях саянской тайги. Лыковым пришлось пережить много трудностей и испытаний, но они их выдержали. Много страданий перенесла Агафья Карповна Лыкова, за свою веру старообрядческую, после того, как отец в 45-ом году окрестил её на речке Еринат. Когда шел всего ей пятый месяц, появились на Еринате военные, командир с солдатами на конях. Вот тогда, задолго до геологов, обнаружили их в первый раз. Не смогли бойцы преодолеть водопад, начали искать обходные пути и случайно наткнулись на поселенцев. Стали объяснять, что жить здесь нельзя, зона-то приграничная, правда и не прогнали. До присоединения к России Тувы (1945 г.) в тех местах проходила государственная граница. Но страх взял своё, помнили Лыковы, что за веру по-прежнему наказывают. Вот принял Карп Иосипович решение уйти ещё дальше от глаз людских. И подались они в” север” (так называют Лыковы место в горах, недалеко от впадения в Большой Абакан речки Каир). Это -самое трудное время в жизни семейства Лыковых. Участок был почти непригоден для земледелия. Зимой, когда родничок замерзал, приходилось топить снег. Запасы истощались, а пополнять их было неоткуда. К моменту обнаружения геологами таёжных жителей (1978) в семье было пятеро – Карп Иосифович, сыновья Савин с Дмитрием и дочери Наталья с Агафьей. Акулина Карповна, жена Карпа Иосифовича, умерла в голодном, неурожайном 1961 году.
Журналисты, забывая, что речь все же идет о живых людях, объявили “обнаружение” семьи Лыковых “находкой живого мамонта”, как бы намекая на то, что Лыковы за годы лесной жизни настолько отстали от нашей правильной и передовой жизни, что их никак нельзя относить к цивилизации вообще.
Правда, уже тогда было замечено несоответствие обличительных оценок, с фактами, которые приводили те же самые журналисты. Они писали о темноте жизни Лыковых, а те, ведя счет дням, за все время своей отшельнической жизни ни разу не ошиблись в календаре. А после запуска первого спутника в 1957 году Карл Иосифович заметил: “Звезды стали скоро по небу ходить” [Черепанов, записи бесед].
Все это говорит о высоком духовном развитии Лыковых. Особенно тяжело им пришлось, когда один за другим умерли братья, которые были большой подмогой, без них и марала загнать стало некому. Дмитрий простыл в сильный ливень, когда ушёл из нижней избы в мужскую избу в “северу”. Городив реку в холодной воде, Дмитрий очень сильно простудился и умер. Через некоторое время умирают Саввин и Наталья. По мнению медика Назарова, причина смерти Лыковых привнесённая инфекция, иммунитета к вирусным заболеваниям у таёжных жителей не было [Назаров: 1984]. От участившихся контактов с людьми они не могли уже отказаться. Жить Лыковым всегда приходилось в трудных условиях, с приходом геологов стали ощущать помощь людскую, геологи к ним наведывались, таёжные жители изредка появлялись в поселке Каир. С помощью геологов Лыковы решили вернуться на старое место на речке Еринат, более удобное для проживания. К тому времени Карп Иосипович сильно занемог, упал с кровати, нога разболелась от разрыва связок. Так что все заботы легли на Агафью. Пришлось ей всю “пересылку” делать одной, “33 раза сходила зимой”, – вспоминает Агафья Карповна [Решетень: 2002].
В 1988 году умирает глава семейства Карп Иосифович. Младшая дочь Лыковых остаётся одна.
Писатель Лев Степанович Черепанов предложил Агафье перебраться в женский старообрядческий монастырь, который находится в верховьях Енисея в Туве. Агафья пожила в монастыре у матушки Максимилы на Чедралыке, но вернулась к своим таёжным корням, могилам предков. Она продолжает жить в предгорьях Саян, глубокая вера в бога помогает ей выжить в суровых условиях саянской тайги.
Образ жизни
• Основа жизни – вера в бога и трудолюбие.
Основа жизни для всех старообрядцев – вера в бога и труд. Лыковы много времени проводили за чтением молитв. В доме было много старинных книг. В разговоре с нами Агафья Карповна рассказывала о книгах: “Евангелие” – от тятиного отца еще, от дедушки Иосифа – старинна”, “Семидесятник”, “Триоди”, “Минея”, “Страсти Христовы”, “Златоуст”, “Пролог зимний”… В семье все дети были грамотными и умели читать, писать, грамоту знали с пяти лет, этому их обучала мать. В доме было, по словам Агафьи Карповны, две “Азбуки”. Особенно бережёт и лелеет в наши дни матушкино старинное Евангелие, которому уже почти 362 года.
Молятся они “на иконы Спасителя, Святителя Николы, Богородичну, ежели без икон, то только на восток навстречу Христу” (приложение №1).
• Земледелие.
Основным видом их деятельности является земледелие. Для поселения, посевов и картошки Лыковы выбрали удачное место – красивое и пригодное для обрабатывания земли. Разливы рек Ерината, Туйдая, Курумчука раздвинули здесь Саяны, и лучи солнца беспрепятственно падают на почву. Светит оно с самого раннего утра почти до заката. Поставлено жилище на берегу Ерината. Река с живительной водой и с рыбой это – и пути сообщения в тайге, и пища. На месте будущего огорода раньше стояла вековая тайга. Тонкоствольные березы, осины, ивы рубили топором под корень, вековые кедры и лиственницы валили “по пояс”. “Лес отступал, надо было пахать. Но на крутом уклоне плугом землю не поднимешь. Лыковы перековывают плуг под мотыги и смело переходят от плужного к мотыжному земледелию. Огород расположен на высоте 800 метров над уровнем моря на склоне горы под углом 40-45 градусов, уходит вверх на 300” [Шадурский: 1988].
Участок делится на “нижний”, “средний”, “верхний” огороды. В зависимости от рельефа и микроклимата Лыковы размещают на нем культуры, причем с учетом их биологических особенностей. На “нижнем” мы увидели более морозоустойчивые культуры – морковь, репу, редьку, сахарную и столовую свеклу, лук, из зерновых – озимую рожь.
“Верхний” – отводится под картофель поздней посадки, а также под коноплю. Болезней сельскохозяйственных культур у Лыковых нет. Это благодаря тому, что они соблюдают дробность посева, позволяющую лучше всего сохранить урожай. Ведь он им так тяжело достаётся, семена разводили они очень долго. Первые семена обнаружил в посевах гороха Карп Иосифович, собрал 25 зерен ячменя и 30 зерен пшеницы. И с тех пор началось таежное хлебосеяние. О том, как Лыковы занимались земледелием, какие особенности при этом наблюдались, рассказывают в своей статье “Их спасла земля” В. Шадурский и О. Полетаева, научные сотрудники Ишимского научно-исследовательского института [Шадурский, Полетаева: 1988]. Они побывали на Еринате у Лыковых в 1988 году, исследовали сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в саянской тайге. Опыты показали, что лыковской картошке нет равных по качеству. В самых лучших известных сортах картофеля содержится 16-18% крахмала, в лыковской картошке – более 26%. Картофель сажают широкорядным способом, 50 на 20 см на вершинах террасы [Шадурский: 1988].
У Лыковых на грядках нет чеснока, они используют черемшу. Зато лука много, шелуху от лука они используют для хранения картофеля. Свой рацион Лыковы пополняли за счет сибирской тайги. В тайге, ранней весной они находили землянику, летом собирали клубнику, голубику, чернику, осенью – клюкву, бруснику, жимолость, рябину, грибы. Как рассказывала нам Агафья Карповна, за ягодами они ходят далеко, почти целый день ходьбы с ночевкой в лесу, затем утром возвращаются домой [приложение № 1]. Сибирский кедр служил им ценным источником получения витаминов, из орехов делали масло и кедровое молоко. Живицей и хвоей пользовались как лекарством. Больших трудов Лыковым стоила уборка урожая. Они с ней не спешили. Зато, когда приходила пора, спали только считанные часы, чтобы восстановить силы. Все подчинялись одной цели – как можно быстрее убрать урожай. К 14 октября с поля все должно быть убрано. Покров может покрыть землю снегом. Из технических культур большие площади отводились льну- долгунцу. Из семян били масло, из волокна пряли нитки. Сеяли коноплю, из ее волокон пряли пряжу, ткали на ткацком станке холст, называемый в семье “конопляной тканью”. Агафья Карповна показывала нам детали разобранного ткацкого станка, которые хранит на чердаке [приложение №5]. “Ткальный станок” смастерил в свое время еще её тятя Карп Иосифович, теперь Агафья Карповна им не пользуется, но все равно хранит бережно, ведь могут настать и трудные времена, тогда она вновь начнёт ткать “конопляную” ткань.
Пытались Лыковы размножать капусту, так как она является витаминной целебной пищей, но не смогли. Невозможно было сохранить свежие кочаны до следующей посадки. Они то замерзали, то сгнивали. Вырастить собственные семена не удалось [Шадурский: 1988].
Способ посева зерновых вручную – разброской. При этом, по словам Л. С. Черепанова, семена разбрасывались крестообразно [Черепанов, записи бесед]. Семена закрывали граблями. Репу, редьку – семена сеют, предварительно смешав их с песком.
Также Лыковы научились определять семена на всхожесть, опускали их в воду: “дает пузырьки, значит живой, мертвое – воздух не выделяет”. В наши дни на Еринате по-прежнему занимаются земледелием, ведут натуральное хозяйство [приложение № 1, 2, 5].
• Рыболовство. Охота.
Семья Лыковых кроме земледелия занималась рыболовством и охотой. Рыбу они ловили на притоках Большого Абакана, где проживали: Каире, Сок-су, Еринате. В тех реках водится хариус, ленок. Раньше Лыковы делали заездок – рыболовную изгородь, перегораживающую реку. В отверстие заездка устанавливались ловушка или сеть. Городить реку было трудно, работали в ледяной воде. Заездки надо было чистить, убирать листву, ветки; сторожили даже ночью. Также братья использовали и долблённые из кедра колоды. Но в наши дни на Еринате ставят только сети на берегах реки, так как Агафье Карповне одной тяжело городить реку. Она говорит, что рыбы стало намного меньше, чем было прежде. Рыбу Лыковы солили, заготавливали на зиму, в домашних условиях производили рыбий жир. Сушёная в печи рыба хранилась долго, добавлялась рыба в “варево”.
В былые времена охота была большим подспорьем. В саянской тайге из диких зверей водятся медведь, волк, олень, лиса, заяц. На охоту теперь никто не ходит. Да и не всего зверя, что есть в тайге, можно им добывать. Казалось бы, чего проще – ставить петли на зайца. Но вера не позволяет. Можно есть только того зверя, что с копытами. Медведь и заяц с когтями, значит их мясо нельзя есть, так как звери с когтями олицетворяют нечистую силу. Раньше Саввин с Дмитрием могли вдвоем загнать марала. Это была основная белковая пища Лыковых, охотились они с помощью ям размером 3-3-3, которые копали целыми неделями непосильного труда. Но в охоте на оленя они использовали метод, который нам трудно представить, братья загоняли оленя до изнеможения, и когда он падал, добивали его ножом. Лыковы, используя многовековой крестьянский опыт, оказавшись в изоляции, не потеряли навыки и умения, выработанные многими поколениями. В суровых условиях горной тайги они придумывали, находили выход, изобретали, пример тому: процесс охоты и рыболовства.
О том, как Лыковы занимались охотой и рыболовством, мы узнаём из газетных публикаций участников первых экспедиций, наглядно увидеть мы смогли только ловлю рыбы [приложение № 5].
• Хозяйство и быт.
Поселение Лыковых напоминает традиционные сибирские заимки: жилая изба и небольшие постройки для домашних животных, хранения припасов и рядом пашенные угодья. В наши дни изба и надворные постройки не отличаются от деревенских домов. По воспоминаниям участников экспедиций 80-ых годов, лыковская заимка напоминала сказочную избушку своим колоритом. Изба была рублена Карпом Иосифовичем без единого гвоздя, низенькие потолок и окошко, маленькая дверь хранили тепло в помещении. Освещалась изба с помощью лучин, загодя заготовленных впрок. Для лучин использовали только берёзу, так как она не коптит. Кроме маленькой печки возле дверей, в избе были нары и стол. По рассказам красноярской художницы Э. В. Мотаковой, участницы трёх экспедиций, автора многих живописных работ и рисунков, у Лыковых все обустроено просто и со смыслом: каждый предмет в доме, хозяйстве имеет своё предназначение, никаких лишних вещей. В доме хранились дорогие им иконы и книги, передающиеся из поколения в поколение. Посуда деревянная и берестяная изготавливалась самими Лыковыми. Карп Иосифович научился у своего отца многим ремеслам. До сих пор в доме Агафьи Карповны хранятся предметы, изготовленные тятей.
В домашней утвари Лыковых в глаза бросается ложка, напоминающая те, что в огромных количествах резали в прикерженье. Эта ложка гранку имеет – отличительную деталь. Гранка – это место, где черенок в черпачок переходит. Во многих местах ложки на продажу делали, но только керженские ложкари делали подобную гранку усиливая, делая её долговечнее. Через поколения перешло умение керженских мастеров к младшей ветви Лыковых [Борисова: 1991].
Одежду и обувь Лыковы также изготавливали кустарным способом. Одежда шилась из домотканого полотна, носилась до заплат, потому что всё доставалось с большим трудом. Обувь носили кожаную и берестяную. Сапоги шили из маральей кожи домашней выделки, “обутки” по-лыковски, напоминающие лапти, из верхней части коры берёзы. Подобная обувь в “Словаре…” В.Даля названа берещаниками, берестениками.
В хозяйстве Лыковых много предметов, изготовленных своими руками: орудия труда, предметы одежды, домашняя утварь. Для нашего времени они ценны как этнографические предметы. Видя наш интерес к “старине”, Агафья Карповна с радостью согласилась нам подарить несколько вещей из своего быта для музея.
Современный Еринат
На Еринате по-прежнему течёт размеренная жизнь.
Что познала Агафья Карповна из мирских благ, кроме постоянной помощи людской? По надобности летала на вертолёте, дважды ездила по железной дороге проведать своих дальних родственников. Лечилась в абаканской больнице. Агафья также смело пользуется доселе ей неизвестными измерительными приборами (термометр, часы). Может показаться, что Агафья и Ерофей все время проводят за молитвами и церковными бдениями. Это далеко не так. Да каждый новый день здесь встречают с молитвой и с молитвой отходят ко сну. Но жесткие реалии жизни в таёжной глухомани заставляют их большую часть времени трудиться буквально до седьмого пота. Ведь у них очень большой огород, расположенный на крутом склоне. Копают землю не лопатой, а тяпкой, точнее – тяжёлой мотыгой. Урожай переносят на своих плечах, а это почти непосильная работа. Самую главную еду – хлеб пекут в печи, сложенной самой Агафьей Карповной из речных камней.
Агафья Карповна – хозяйка обители на Еринате. На табличке, прибитой к дереву на берегу, написано: “Агафьина обитель”. Действительно, небольшое селение на берегу горной речки походит на обитель, хозяйка радушно встречает любого гостя. За последние десять лет жизнь Агафьи изменилась, из прежней замкнутой женщины, она превратилась в общительную хозяйку.
Агафья Карповна очень обрадовалась нашему приезду и разрешила нам переночевать в избушке для гостей, где до нас жил художник из Харькова Сергей Усик.
Несмотря на газетные публикации, где говорится о том, что изменилось поведение Агафьи Карповны в отношениях с мирянами, что стала она злоупотреблять людской помощью, мы этого не ощутили, а встретили полное гостеприимство и готовность помочь гостям. Как сказали, мы оказались первыми ласточками на Еринате, нынешним летом до нас никого еще не было. Гостям Агафья Карповна рада, признается, что не выжила бы без людской помощи.
В наши дни на Еринате 5 домов, три дома – на верхней террасе и два – на нижней, на берегу реки. Агафья Карповна живет в доме на верхней террасе, по соседству с ней в избе на нижней террасе живет Ерофей Сазонтьевич. Участники экспедиции газеты “Красноярский рабочий” (2002) в своих публикациях поведали историю жизни Седова Ерофея Сазонтьевича. Будучи геологом, в 80-ые годы он оказался на Большом Абакане, где встретил Лыковых. Буровик, старший мастер, жить бы да жить, но вот беда остался без ноги, причиной тому – ревматизм и все прочее накапливалось, все терпел, с лечением затягивал. А как уж совсем припекло, подался на Горячий ключ здоровье поправлять, но оказалось поздно. Неделю там пролежал Ерофей и отправили его попутным рейсом в Таштагол. В тот же вечер ногу отняли. А когда в Таштаголе ногу ампутировали, жена имущество продала и переехала в Таштагольский район, в посёлок Чегунаш. Вода для Ерофея там оказалась совсем плохая. Да и профессор говорил, если будешь жить в Чегунаше, потеряешь вторую ногу. И вот он вспомнил про Агафью, слетал туда попутным рейсом и поселился Ерофей Сазонтьевич на Еринате. Сначала жил он на пригорке, рядом с Агафьей, а потом переселился вниз на берег. Причина простая – на протезе спускаться тяжело, особенно когда лед, снег, слякоть [Решетень: 2002].
Вместе с дочерью Карпа Иосифовича до недавнего времени жила послушница Надежда. О Надежде в прошлом году газета “Красноярский рабочий” писала: “Это человек сложный, с Алтая сюда пешком пришла. Как получилось, что москвичка с высшим образованием и профессиональная спортсменка оказалась в этих глухих сибирских местах? И не просто оказалась, но и ведёт соответствующий образ жизни, постоянно смиряя свою гордыню. Надежда в 30 лет потеряла любимого человека, и, хотя у неё осталась дочь, казалось, жизнь закончилась. Начала послушница искать спасение в религии. Испробовала всё – от буддизма до учения Елены Блаватской. Даже в Индию ездила. В конце концов, узнав о семье Лыковых, пришла на Еринат. Здесь она нашла душевное спокойствие. Надежда чувствует, что с каждым днём она всё больше освобождается от людских соблазнов” [Решетень: 2002].
Собираясь на Еринат, мы ожидали там встретить и послушницу Надежду, но нам стало известно от самой Агафьи, что Надя ушла от нее с художником Сергеем по пешим тропам на Телецкое озеро. Агафья Карповна на неё в большой обиде, “кратцева ушла” – не попрощавшись, с недоумением говорит хозяйка обители.
Многое изменилось с момента “обнаружения” семьи геологами. Изменения касаются образа жизни, мировосприятия, поведения и речи. Из еды по прежнему ей исключены продукты со штрих – кодами, исключением являются крупы и мука, Агафья Карповна говорит, что крупу и муку можно освятить. Заготовкой дров сейчас занимается Ерофей Сазонтьевич, он делает это с помощью бензопилы “Дружба”, которую ему привез сын, ““помогаем друг другу” – выразился Ерофей. А Агафья Карповна за это печет ему хлеб два раза в неделю [приложение № 1].
Годы вынужденного голодания, когда приходилось есть корни и травы, научили Агафью Карповну бережливости. Даже в наши дни она продолжает заготавливать на зиму припасы в большом количестве: собирает грибы и ягоды, сушит картошку, редьку, морковь и репу, сеет, по её словам, “коноплю для семени и овёс для сена”. Хотя теперь в этом уже нет большой необходимости, так как старообрядке Лыковой в наши дни помогают люди. Нам кажется, что Агафья Карповна, продолжает сеять эти культуры для развода, чтобы сохранить семена на случай голода. В этом тоже выражается многовековая крестьянская мудрость.
У жительницы тайги из домашних животных имеются куры, собаки, кошки, три козы и один козёл. К козам у хозяйки особое отношение, она их лелеет, так как козье молоко является основным источником белка. Агафья Карповна говорит, что сейчас ей очень трудно заготовить сено на четыре козы, а если заколоть их всех, то на постной пище зиму она не продержится. В последнее время Агафья Карповна жалуется на немощь, говорит что сил у неё нынче совсем нет. Сильно болеть стала. Совсем, как она говорит, “расчихалась”. Она действительно “занедужила “. Об этом нам рассказывал и врач Игорь Павлович. С горечью рассказывая о накопившихся болезнях, сетует на то, что одной тяжело управляться “по домашности” [приложение № 1].
Она по-прежнему пользуется инструментами собственного изготовления, но привыкает и к современным предметам и вещам. На полках в избе Агафьи Карповны мы видели карманные фонари, современную посуду. В вопросах веры старообрядка остаётся непреклонной, часто говорит: “Нам это не можно”. Фотографировать и снимать себя Агафья Карповна, как и все строгие старообрядцы, запрещает, но для некоторых может сделать исключение, потом этот грех долго отмаливает. В ответ на нашу просьбу разрешить её сфотографировать для музея, вначале отворачивалась, но, провожая нас на берегу Ерината, всё же перестала прятать лицо, но при этом делала вид, что не замечает этого. Относясь с пониманием к образу жизни старообрядки, мы всё же не могли отказать себе в некоторых “вольностях” с нашей стороны, так как понимали историческую важность любых материалов по семье Лыковых. Для лингвистических исследований с разрешения Агафьи Карповны записали её речь на диктофон.
Агафья Карповна знает, что в мире жизнь стала трудной, что плохо нынче люди в стране живут. Что в городах старые люди с голоду помирают, что не хватает им денег, и что люди в нашем “мире” очень часто болеют разными болезнями. В далёкой саянской тайге на берегу маленькой горной речки Еринат потомок керженских староверов Лыковых продолжает молиться за всех страждущих людей на земле.
Интервью со старообрядкой А. К. Лыковой
Кассета № 1.
– А Раиза та осталась тута. У Евдокима жена была Аксинья. А Раиза – это тятина мама. Та была без тяти, тут Раиза та убралась. Нет, ну Аксинья та не стала ее кормить, а та уж чё, 80 лет копать, садить незамогла.
– А Аксинья, она жила долго?
– Да мало пожила.
– У Евдокима детей не осталось?
– Были двое, а чё, се с голоду, одну та она вовсе ну вот сперва Раизу свекровку не стала, уморила с голоду. Тятя так говорил. с голоду уморила, не стала кормить. Одни баданны корни приготовит кого, 80 лет. Все говорил, пожила бы еще. Они уж пришли не было Раизы та, потом эту Алексанру свою дочь заморила.
– А дочери сколько лет было?
– Ну там совсем маленька та им принесла хоронить. Братка та помнил, у а эту Раизу тоже не помнил.
– Братка, который помнил?
– Ну первый старший брат.
– Это Саввин?
– Саввин, Ну там на Лебеде жили, ещё мамин отец приезжал, ну тоже наверное не помнил братка его.
– А вот второй ребенок у Евдокима, он дожил?
– А та уж, Марфа та, Аксинья та сама та она тоже видно с голоду, ну шишки ели, грибы каки собирали, а потом Марфа та рассказала, когда вышла собралась пойдем гыт шишки я слажу на кедру, а ты сабирешь, ну ей уж где-то седьмой год был, Марфе то, сабирешь гыд придем испекем шишки и обедать будем. Ну вот как Марфе то сказала вышла из избушки та упала и все.
– От голода без сил, она уже упала.
– Ну шишки та уж грибы говорят не едовы, отварили ну эта можно и отравиться уж этим. Когда Марфа та адна осталась месец ана адна в этой избушке.
– А изба была в лесу, в тайге?
– Ну там где они на Прилавке.
– А там соседей не было?
– Нет. Ну а тятя та с мамой тоже рядом, та с ней жить нельзя стало, дальше отселились на Прилавок.
– А почему нельзя было жить?
– Ну ана такая тоже была, нельзя с ней жить рядом стало.
– А Марфа одна жила и умерла?
– Ну и вот Марфа та пражила адна, потом, а тятя где то еще в тайгу уходил, пришел спросил Аксинья приходила нет. Ну я сказала не приходила, ну тогда ане все уж, жива нет, в Ильин день пошли по новому теперь 2 августа, а там уж 20 июля пошли проведовать, те приходят а она уж только куски на завалинке.
– Марфа, да?
– Нет, Аксинья. Тады тятя ну это уж все сотлело, только одни кости. Марфа та де, потом увидел се таки на улицу схожено чернигой, тада пошли искать, знал где чернижник та, пришли ана стоит, гыд чё месец без матери и в холодной избушке жила,
– 8 лет ребенку?
– Да седьмой только.
– Седьмой?
– Приходится был, ане одногодки с браткой были.
– С браткой Саввиным?
– Тада эту та пахаронили, кости собрали, вся уж растлела, а Марфу та взяли к себе, ну а чё она измерзла и голодом измерзла, в холодной избушке жила, ягоду вот хадила чернигу сабирала только.
– Она не выжила?
– Ну потом ане взяли ее к себе, перво та вапсе не говорила, патом атошла се таки, рассказала про мать та, как случилось ну, а патом че сами та ане видишь че Аксинья сатворила. Все че было запасено всю муку медведю стравила.
– А как стравила?
– Ну там в калодник растаскала распрятала. Ой избави господи с такими людьми.
* * *
Кассета №2.
– Ну были у них пока жили на Каире, была мельница, сеяли рожь, мололи муку там тогда, все это порушил медведь. Ну ане че все березовы корьё, корень и опилки вот так и жили два года в такой нужде пережили.
– Это тятя уже женатый был?
– Ну вот с двоими детьми уж было четверо, потом уж после Дмитрий еще родился, я та здесь радилась.
– А у тяти был еще один брат.
– Ну та у тяти та был Степан, Евдоким был/ ну вот Аксинья та Евдокимова жена,
– А Степан он тоже рано умер?
– А он болезнь та с Лебедя принёс этот Никифор все тут все тут переболели поумерали.
– А сколько лет было Степану?
– Да гаварили та лет сорок было или с лишним, да молодой ещё был.
– А Евдоким во сколько умер?
– Евдкима та охранники убили.
– А во сколько лет, сколько ему было лет?
– Однако 27-ой год.
– Совсем молодой.
– Маладой.
– А из них старший, Степан самый старший?
– Степан самый старший был потом тятя, а Евдоким та был последним, говорил на пять лет моложе.
– Тяти да?
– Тяти да ну и так говорил на 27 лет.
– А тятя и мама одного года были.
– Ане аднагодки были.
– Агафья Карповна, вот люди появились тут, вот первые геологи сколько лет было Саввину?
– Ну-у 45-й вроде был.
– А Дмитрию?
– 34-й был Дмитрию, он на два с половиной года меня был старей.
– А Наталье сколько лет?
– Ну-у дето 42 видно было в августе малады были каво молодые умерли.
– Жить бы жить, молодые.
– Де-на сейчас бы еще Дмитрий кого ему еще 61 –й год был Дмитрию та ну те та уж братка та на 11 годов меня старее был, она на 8 с лишним.
– Зимой плохо жилось, трудно?
– Ну эта, в тайге эта и невозможно не сходить никуды несе, ночью один пойдешь, там на зверя встретишься, там че да и так та невозможно в тайге эта дома сидишь, если куды ходить паадинке вопсе невозможно, ну я уж адна асталась, ни по ягоду никуды не ходила.
– После тяти та сколь я жила, ну вот перво Василий помер, да потом опять зиму та я одна.
– А Василий это кто?
– Да вот я уж так их теперь, всё хуже туды и сюды кот беснующий, но вот тоже пока я по больницам ездила, жил один, ну козы та не доились дак все таки кормил поил сена та было привезено, потом тож.
– Агафья Карповна, , а вот в детстве вы не болели. Не простывали?
– Ну было.
– Сильно простывали?
– Было, простывали и зубы болели.
– В детстве.
– У-ху.
– А щас как здоровье?
– Ну так уж.
– Вот Игорь Павлович спросит как у Агафьи Карповны здоровье, и как мне рассказать ему, что рассказать?
– Да вот не знаю, выдержу нет это лето я и как вот на зиму че еще запастись придеться на постно та я не могу, ране мало рыбы та пришлось ну и загородили летом сколь сеткой коль половили, ну че мало на еду то надо так высушивали маленько, да еще заготовка сена меньше, че та захода рыбы тоже мало было,
– А раньше на Еринате много рыбы было?
– Ране та много было сейчас всю внизу та сильно изрыбачили, ну это вот Хлебников, который потерялся Федор он шипко нынче та все таки побольше захода ране тоже мало повилось пошли в Кулицук там тоже мало рыбы. Ну че с сетки адин два хариуса само много если три, четыре.
– Так вы еще нас угощаете рыбой.
– Нуже та еще слава богу все таки.
– Мы там в низовьях наловили Тарас у нас ловит рыбу.
– Ныне та еще слава богу поставили сетки.
– А раньше городили реку?
– Ну потом все мало рыбу та надо на зиму та загородили Еринат, а вода та больша и не подступишься ну и так вся рыба с водой и ушла вниз. Совсем мало, а боле. Ну се нет ни куриц не стало ни че по пути да и не несутся никого. Да она на зиму та почти на постном рыбы очень мало еще все только вот рыбку ни мяса ниче нету и молока от коз не стало. Ну и вот я уехала еще на Горячий ключ зимой на постном та ну асе на постном та и хлебешь, а тело та иисыхат, ну потом уж я че ну еще так вот так че промежутками когда че для запаху рыбки да се великий тот пост я вынесу нет к пасхе та, да еда не пошла совсем тоже ой кое как да пасхи дотянула, а тут эту та козу скинула опять вовсе. Разви не стало гуляться, а потом все скинет, закололи та уж к пасхе та мясо было, а я надо было ну еще русянки та не было не выросла ни кого еще этого мяса та заболела, потом давай это же мясо с русянками дета два дня уж. Сперва вырвало а потом уж панос та я с русянками эта мясо я издержала с русянками вот все варила помаленечку, ну а больше ну се ни капли нет куриц савсем мало сколь снесутся тут еще надо им циплят на выводки надо падлажить.
– Агафья Карповна, а ноги, руки не болят?
– Да болит та болят.
– А постоянно, всё время болят или так временами.
– Ну так се таки временно такой болезни ой страшно кака быват, то я всё эти козы бывало по восемь суток вот ну куда вопсе недвижима ни воды не принести ничё.
– А давление нормальное, давление не беспокоит.
– Ну вроде всё-таки нормально нисё понижающего если не ем, а если падат сама по себе чувствую.
– А как вы чувствуете.
– Ну тама круженье будет.
– Голова кружиться будет?
– Не-е слабость сильна будет, ещё была малина с Килинска уж почувствую давленне пониженно то запариваю малину, а теперь вышла и не знаю теперь с Килинским.
– Малина сама ягода.
– Ягода.
– А сушенная?
– Сушена, ну вот я только на эти случаи её так та, берешь всё если почувствуешь что только давленне понизилось ну сразу на смет и слабость и будешь спать если приходить с работы или чё всё говорю ужин не нужен только спать.
– А лекарства теперь совсем не принимаете?
– Теперь нет.
– Дак они же помогают.
– Теперь уж я шестой год не стала, да вот бы какие ещё, а теперь уж всё под печатью стало перцовая мазь вот мене если ноги заболят привозили её перва с Горно-Алтайска, Игорь Владимирович привёз, потом ещё Песков, я написала да он сам приезжал говорил выслал ещё, а второ написала, чтобы эту перцову мазь выслать и, но а выслать та выслал, а ана оказалась под печатью я тогда всё прекратила боле не стала пить их.
– Агафья Карповна, а мама как вышла замуж она ездила на родину.
– Она с Каира раз ещё ездила, на родине она не была там всех их раззорили как настала Советска власть всех поззорили.
– А родственники ездили раньше к вам мамины, родственники бывали?
– Ране нет.
– При маме?
– При маме нет, пока на Каире отец та пожил у них однако раз только ещё на Лебеде там ещё пожил.
Заключение
Лыковы, несмотря на все трудности, годы лишений и голода выжили, не потеряли человеческий облик, сохранили веру в бога, духовность, культуру земледелия. В этом им помогла вера в бога и трудолюбие. Все трудности воспринимались староверами как наказание за грехи, испытание господа на веру. С неизменным упорством и надеждой на божью милость семья продолжала бороться за выживание. Старообрядческая семья, обрекая себя на изоляцию, сохранила исконно русские крестьянские корни. Трудолюбие и почитание Бога были главными в воспитании детей, основой жизни.
Люди, оказавшись в изоляции, преодолели все трудности, выдержали все испытания, продолжали жить.
Лыковы жили праведной жизнью в единении с природой и сохранили духовность. По словам красноярской художницы Э. В. Мотаковой современный цивилизованный человек не способен подняться до уровня мировосприятия, духовного сознания бытия Лыковых.
В цивилизованном же обществе в век научно-технических открытий встаёт проблема утраты духовности людьми. Примером для подражания в смысле сохранения здоровых начал: веры, трудолюбия, взаимоуважения между членами общества, почитания старших, могут стать люди, преодолевшие большие трудности и сохранившие духовность, человеческие качества.
Библиография:
Борисова С. Уж не из Лыкова ли Лыковы? / Земля нижегородская, еженедельник, 1991, 10 августа.
Журавлёв Н. Заточившие себя. / Красноярский рабочий, 1980, 28 сентября.
Журавлёв Н. Возвращение. / Красноярский рабочий, 1981, 14 января.
Маркелов В. С. Что рассказывают школьные учебники о Лыковых. / Старообрядец, 1998, №8. – с.20.
Назаров И. П. Чем болели Лыковы? Из путевых заметок врача. // Медик, Красноярск: изд-е КГМИ, 1984, №№ 21, 22, 23, 24.
Назаров И. П. Агафья остаётся на Еринате. / Красноярский материк. – Красноярск, 1998. – с.84-91.
Назаров И. П. Что рассказывают школьные учебники о Лыковых. / Старообрядец, 1998, №8. – с.20.
Песков В. М. Таёжный тупик. / Комсомольская правда, 1982, октябрь; 1983, 29 марта, 4 сентября; 1987, 25 июля; 1990, 21 апреля; 1991, 2 мая; 1995, 19 октября; 2002, 28 июня.
Песков В. М. Коза-дереза. / Комсомольская правда, 2002, 27 декабря.
Песков В. М. Страсти по Агафье. / Труд, 1994, 6 марта.
Песков В. М. Таёжный тупик. / Роман – газета, 2001, №17.
Решетень В. Хорошее начало половина успеха. / Красноярский рабочий, 2002, 31 июля.
Свинтицкий Ю. Тайна безымянного ручья. / Социалистическая индустрия, 1980 г., 21 сентября.
Свинтицкий Ю. Загубленные судьбы. / Социалистическая индустрия, 1982, 17 июля.
Соколов В. Я. Граждановедение. Пособие для учащихся 6-ых классов, их родителей и учителей. Москва; 1997 г.
Толстова Г. А. Развитие русского языка в старообрядческой среде в условиях микросоциума. // Научный ежегодник КГПУ. Вып. 3. Т. II. Красноярск, 2002, с. 87-103.
Угольков Ю. Одна в глухой тайге. / Красноярский рабочий, 1991, 1 марта.
Угольков Ю. Избушка для Агафьи. / Красноярский рабочий, 1991, 13 сентября.
Угольков Ю. Мирские заботы Усть – Ерината. // Красноярский рабочий, 1992, 1 октября.
Угольков Ю. У Агафьи на Еринате. / Красноярский рабочий, 1995, 19 октября.
Фёдоров В. Вот такая история. // Ленинская смена, 1990, 14 августа.
Черепанов Л. С. Правда о Лыковых. / Обществознание в школе, 1992, № 1. – с.50-54.
Черепанов Л. С. Спутники для Агафьи. // Труд, 1990, 13 октября.
Черепанов Л. С. Во спасение Агафьи. //Сельская жизнь, 1991, 7 февраля.
Черепанов Л. С. Весточка от Агафьи. / Юный натуралист, 1991, №5, с. 30-31.
Черепанов Л. С. На людях людеют. // Новости Кузбасса, 1991, 20-26 сентября.
Черепанов Л. С. Из одного места да разные вести. // Лесная газета, 1991, 17 декабря.
Черепанов Л. С. Что изменилось? // Литературное обозрение, 1992, №1, с. 111.
Черепанов Л. С. Вспомним про Агафью. // Медицинская газета, 1993, 31 января.
Черепанов Л. С. От чего убежали. // День, 1993, 5 июня.
Черепанов Л. С. Люди и судьбы. У Агафьи связь космическая // Советская Чувашия, 1993, 31 декабря.
Черепанов Л. С. Кто судит веру. // Ленинская смена, 1994, 3 сентября.
Черепанов Л. С. Путешествие к Агафье. // Труд, 1994, 4 ноября.
Черепанов Л. С. Лыковы и мы. // Красноярская газета, 1995, 30 ноября, 5 декабря, 7 декабря.
Черепанов Л. С. В чьих руках судьба Агафьи? // Новые рубежи, 1996, 12 октября.
Черепанов Л. С. Агафья в белом плену. // Российская газета, 1997, 1 февраля.
Щадрин А. А. Кто же вы, Лыковы? / Красноярский рабочий, 1990, 6 октября.
Шадурский В. И. Лыковы: земледелие без риска. / Земля сибирская, дальневосточная. 1988. №2; Под знаменем Ленина, 1988, 4, 7, 9 августа.
Шадурский В., Полетаева О. Их спасла земля. // Сельская жизнь, 1988, 25 ноября.
сентябрь 2003 г.
>>