Таёжный Тупик
<< Не в Саянах ли клад Колчака? >>
Ерофей Седов
"Золотой клад начала ХХ века, спрятанный в годы Гражданской войны в Западной Сибири вблизи от железнодорожной станции на Транссибирской магистрали отступающими колчаковскими войсками, будоражит умы многих поколений людей". Так начинался материал Валерия Привалихина "В какой тайге золото Тайги", опубликованный в газете "Красноярский рабочий. XXI век" 11 апреля. Так получилось, что номер этот попал в глухой уголок Саян, где в апреле побывала журналистская экспедиция "Красноярского рабочего". На днях в редакцию пришёл отклик с далёкого Ерината – от старого геолога Ерофея Сазонтьевича Седова, живущего на заимке рядом с Агафьей Карповной Лыковой. Мы решили опубликовать письмо, адресованное главному редактору Владимиру Павловскому, не вторгаясь в текст.
С Усть-Ерината. Здравствуйте. Всем огромный привет, которые тут были. И великая благодарность за вещи и продукты.
Владимир Евгеньевич, оставил ты мне тут кучу газет. Я по ним галопом пробежался и? И зацепился за "колчаковское золото". И на меня наплыли многие воспоминания. В статье Привалихина описываются места, отсюда далёкие, однако головастый был адмирал Колчак!
Есть тут в гольцах укромное место – Чулушман называется. Вот в этой долине Чулушмана какое немалое время стоял-базировался отряд двухтысячный. Небольшая регулярная воинская часть – хорошо вооружённая. Командовал там очень неглупый человек, однако. Было в том отряде немало ценного груза, крепко охраняемого даже от своих! Впоследствии красные только с третьей попытки разгромили этот отряд! Личный состав состоял из офицеров и казачества.
В 1975 году я в тувинском селе Тээли купил мотоцикл "Урал". Дело было в феврале. За документами пришлось дважды ездить уже на мотоцикле. Когда был там в последний раз, мы маленько гульнули. Был на этой вечеринке старый тувинец-чабан. Вот от него я впервые и услышал об отряде, который стоял в Чулушмане.
Очень много пакости было от казаков. Дед с ужасом вспоминал, что они творили в то время. Ежели смотреть глубже, то это крепко повлияло на отношение тувинцев к русским. Долгое время тувинцы смотрели на русских только как на казаков-разбойников. Но это уже политика?
Спустя время от Карпа Осиповича Лыкова услышал об этом колчаковском отряде. Но не всё рассказывал мне дед Лыков. И я узнал многое уже от другого свидетеля тех лет. В 1987 году я отдыхал на Горячем ключе. В это время был там один старый алтаец, и я ему почему-то поверил. По его рассказу, этот отряд немало пакостил и алтайцам. Отряд этот в Чулушман пробирался гольцами со знающим проводником. Когда проводник вернулся домой, маленько спустя умер от неизвестной болезни.
Работая на Каире, я осенями брал отпуск – заключал договор с промхозом на промысел. Кочевать мне приходилось у Лыковых, и наслушался я от Лыковых всякой всячины. Кладоискателем я не был и уже не буду! Однако работал у нас токарем один парень с Алтая, вот он долгие годы лазил по горам, искал этот клад. Но, видимо, всё впустую, одни загадки.
Пару слов о себе. Буду пока жить тут и собирать деньги, чтоб купить избёнку где-нибудь в деревне рядом с Абазой. Долго мне придётся копить, но я терпеливый, пенсия моя 2 т. р.
А что касается колчаковцев, Бог с ними, много их в те времена скрывалось. Дед Лыков немало знал, но его давно уже нет в живых. А золото это будоражит умы кое-кого, ну и пусть, может, кому-нибудь и повезёт.
Ну вот, хватит. До свидания. Моё дело – дрова, дрова и ещё раз дрова, вот только "Дружба" уже тяжёлая для инвалида.
4 июля 2005 г.
>>