Таёжный Тупик
<< Вы ещё не побывали на музейной биеннале? >>
Эдуард Русаков

      Завтра VI Красноярская музейная биеннале завершает свою работу, но если вы ещё не успели её посетить – не огорчайтесь: экспозиции будут выставлены для посетителей до 18 сентября.
      На церемонии торжественного открытия этого международного форума в музейном центре на Стрелке из уст ведущей прозвучали слова, что, мол, Красноярск становится музейной столицей не только страны, но и Европы. Даже если и есть в этом утверждении некоторая доля гиперболы, всё же именно у нас, в Красноярске, рождаются самые смелые проекты, реализуются самые экстравагантные идеи, строятся мосты в будущее. Не случайно именно в Красноярске стали впервые проводиться музейные биеннале, в которых с каждым разом принимают участие всё больше российских и зарубежных музейщиков и художников, практиков и учёных.
      Как отметила руководитель региональных музейных программ немецкого Гёте-центра Симона Фогт, Красноярскую биеннале знают далеко за пределами России. "Слава о вашей биеннале, ставшей всеобщей культурной ценностью, с каждым годом перемещается всё дальше с востока на запад, а западные художники перемещают своё искусство с запада на восток, – именно в этом я вижу смысл девиза "Перемещение ценностей: ценность перемещения".
      Следуя этому же девизу, организаторы биеннале раздвинули экспозиционные рамки, вышли за пределы музейного центра, разместив часть проектов на экспо-барже и прямо в городской среде, используя витрины и специальные троллейбусы.
      Прежде чем первый заместитель губернатора края Василий Кузубов объявил биеннале открытой, гостям и участникам был показан яркий театрализованный перформанс с участием юных артистов, ставший своеобразным эпиграфом к этому празднику музейного искусства. Тема перформанса была вскоре продолжена в аванзале музейного центра, где в проекте "Ленинские горки" юноши и девушки, как бы резвяся и играя, взбирались на высокие постаменты. И не сразу можно было разглядеть среди этих живых шалунов восковую фигуру Ильича, бывшего "хозяина" музея.
      Как прокомментировал эту "игру с памятниками" автор проекта и куратор биеннале Сергей Ковалевский, "ребята помогают нам почувствовать, что памятник – это живое дело, а память – это очень актуально".
      Что ж, игровое, интерактивное начало было присуще и прежним биеннале, оно вообще характерно для современных музеев, стремящихся быть не просто хранилищами мёртвых экспонатов, но площадками для экспериментов, для заглядывания из прошлого в будущее.
      Развенчанию кумиров прошлого, в частности ленинской теме, было посвящено несколько экспозиций. Особенно запомнились остроумный проект "Скиталец" (музей истории Рыбинского района), рассказывающий о злоключениях ленинского бюста, а также финский проект "Меняется мир – меняется музей" – о музее Ленина в Тампере, показанный с точки зрения его нынешних посетителей.
      Теме памяти, теме жертв политических репрессий посвящена небольшая, но впечатляющая экспозиция Ольги Подборской "Чемодан памяти" (Красноярск), главным объектом которой является содержимое "лагерного" чемодана, с которым отец автора вернулся домой после семи лет Воркутлага. Много мыслей и чувств вызывает трогательный проект "Счастье", представленный библиотекой-музеем В. П. Астафьева (посёлок Овсянка). Эта экспозиция создана на основе рассказа "Счастье", где описан реальный случай, когда мальчику Вите Астафьеву, проживавшему в ту пору в Игарке, посчастливилось попасть в кинотеатр на замечательный фильм "Большой вальс".
      Несколько экспозиций посвящено теме войны, что особенно актуально в год 60-летия Великой Победы. Необычный подход к осмыслению этой темы продемонстрировал Сергей Ковалевский (Красноярск) в своём проекте "У-у-у-у-ура", представляющем инсталляцию, смысловым и осязательным центром которой стали солдатские шинели. Запоминается графический цикл известного московского художника Константина Батынкова "Хочешь увидеть мир – стань солдатом", где антимилитаристский пафос выражен своеобразным эпическим обзором военных кампаний разных времён, – от походов Александра Македонского до сегодняшних боёв в Чечне.
      Вообще особенностью этой биеннале стало широкое присутствие художников и фотографов, которые, на мой взгляд, даже потеснили "чистых" музейщиков. Многие музейные экспозиции выглядят весьма скромно на фоне броских арт-проектов. Немало тут и хороших фотовыставок, особенно бросается в глаза большая экспозиция Пьера Анри (Швейцария) "Лица красноярцев – 7 лет спустя" (о ней мы уже писали). Невозможно пройти мимо этих 162 чёрно-белых портретов, с которых на нас смотрят очень знакомые лица, "пойманные" фотографом в случайный момент и снятые в необычном ракурсе.
      Не столь внешне эффектна, но очень оригинальна и содержательна экспозиция фотокорреспондента "Красноярского рабочего" Александра Кузнецова "Агафья Лыкова. Путешествие из 7513 года назад в 2005-й", которую сам автор назвал "музыкальным проектом фотографа". Изюминкой этого необычного фоторепортажа является звучащая в режиме нон-стоп магнитофонная запись голоса Агафьи, произносящей псалмы и молитвы.
      Против манипулирования человеческим сознанием, против зомбирования личности направлен остроумный и по-плакатному броский проект красноярского художника Василия Слонова "Кем станешь ты? (Или контрабанда ложных ценностей)". Перед нами – большие фотографии улыбающихся младенцев, держащих во рту соски. На одной из сосок – фашистская свастика, на другой – коммунистический серп и молот, на третьей – сионистская шестиконечная звезда и т. д. То есть автор явно хотел показать, как в неокрепшее детское сознание внедряются "с молоком" псевдоценности, и в итоге мы получаем идеологизированного монстра. Как считает художник, "эти псевдоценности цементируют сознание, парализуют волю и отравляют душу".
      Впрочем, ради справедливости следует, вероятно, заметить, что к псевдоценностям надо бы отнести и так называемый "пофигизм", тяготение к кощунственному стёбу, ощутимое в некоторых проектах, особенно в пародийном плакате "Стань русским! Делаем русских! (Комитет по русификации ГД РФ. Русификация малых народностей мира)". Русофобия, да ещё выраженная в провокационной форме, не только может оскорбить патриотов, но и эстетам навряд ли покажется актуальной и остроумной. Все эти эпатажные шуточки давно устарели.
      В одном репортаже, конечно же, невозможно даже вкратце рассказать обо всех шестидесяти проектах, представленных в музейном центре и на экспо-барже. А ведь в программе биеннале не только выставки, здесь ежедневно проходят мастер-классы и "круглые столы". Так, сегодня пройдёт научная конференция "Культура и образование в глобальном мире", после чего состоится "круглый стол" на эту же тему. Сегодня же члены жюри, эксперты и представители Открытого музейного форума подведут предварительные итоги биеннале.

Художники музейщиков победили?
      Нет, конечно, победила дружба, как это было принято говорить ещё в советские времена. И всё-таки многими было отмечено явное преобладание на VI Красноярской музейной биеннале чисто художественных проектов.
      Кстати, многие сугубо музейные экспозиции тоже больше походили на арт-инсталляции и привлекали не уникальностью экспонируемых объектов, а художественной формой их подачи. Так что впредь было бы справедливее, вероятно, именовать биеннале художественно-музейной.
      На состоявшейся в субботу итоговой пресс-конференции руководителями биеннале была выражена удовлетворённость итогами её работы. Так, директор биеннале, он же генеральный директор музейного центра Михаил Шубский отметил, что заявленная идея ("Перемещение ценностей: ценность перемещения") была разнообразно воплощена во многих проектах. Более широко, чем прежде, была представлена в этот раз Европа. Большую лепту в биеннале внёс "городской проект". Радует также активное участие молодёжи.
      Известный искусствовед, директор музея-усадьбы "Останкино" и член экспертного совета биеннале Геннадий Вдовин подчеркнул, что, несмотря на все проблемы и недостатки, Красноярская биеннале упорно ведёт поиски путей выздоровления музейного дела в России. "От пыльных витрин надо уходить! – заявил Геннадий Викторович. – Современный музей должен не только думать о том, как уберечь сохранность подлинника, но и находить свежий, современный язык экспонирования. Музейщики перестали считать публику за дуру – это главное достижение таких биеннале".
      В тот же день состоялась торжественная церемония закрытия биеннале, на которой были оглашены имена победителей. Так, специальными дипломами и призами награждены библиотека-музей имени В. П. Астафьева (пос. Овсянка) – "за любовь к малой родине" (проект "Счастье") и фотокорреспондент газеты "Красноярский рабочий" Александр Кузнецов – "за музейный подход в реализации фотопроекта" ("Агафья Лыкова"). Призом "За лаконизм и чистоту реализации" награждён этнографический музей-заповедник "Шушенское" (проект "Литератор").
      Специальным дипломом был отмечен оргкомитет биеннале за новый способ экспонирования (экспо-баржа "Северный завоз"), а лучшей инсталляцией в этой программе был назван проект "Минус сорок" (Демиденко, Владивосток). В номинации "Фотопроект" победителем стал москвич Александр Сорин ("Время и место").
      Среди художественных проектов первое место было присуждено проекту известного московского дизайнера Андрея Логвина "Где нефть, там и девушки". Второе место занял проект "Производственные моменты" Евгения Фикса (Нью-Йорк), а на третьем месте оказался талантливый красноярский художник Василий Слонов с проектом "Кем станешь ты? (Контрабанда ложных ценностей)".
      В номинации "Музейный проект" первое место досталось красноярцу Сергею Ковалевскому за оригинальное решение военной темы в проекте "У-у-у-у-ура!" Вторым стал проект "Рыба: волжское застолье" Евгения Стрелкова из Нижнего Новгорода, а третье место досталось проекту "Я – Гомбрович!" Иоланты Поль (Литературный музей им. Мицкевича, Варшава).
      И наконец, все члены экспертного совета, возглавляемого австрийцем Петером Ноевером, единогласно присудили Гран-при художественному проекту московского графика Константина Батынкова "Хочешь увидеть мир – стань солдатом". Хотя это название заимствовано у рекламы по вербовке "солдат удачи" в иностранный легион или армию США, но сам проект насыщен скрытым антивоенным пафосом.
      В заключение Михаил Шубский выразил надежду, что следующая Красноярская биеннале, которая состоится через два года, станет всероссийским проектом и привлечёт ещё большее число участников. Те же из красноярцев и гостей города, кто не успел посетить выставки, сможет это сделать до 20 сентября.
      1, 6 июля 2005 г.

>>