Таёжный Тупик
<< Агафья да Полина! Агафья Лыкова будет жить с подругой из Кузбасса >>
Лора Никитина
Агафья Лыкова – наш человек-легенда. Знаменитая отшельница, последняя из семьи старообрядцев Карповых, живущих в полной изоляции с 1837 года. В 1978 году, когда отшельников обнаружил в глухой тайге геолог Ерофей Седов, еще жив был глава семейства Карп Иосифович. После него остались два сына и две дочери. Братья и сестра Агафьи один за другим умерли в 1981-м... Она осталась одна – исполнять заветы веры предков, петь псалмы, восхвалять бога и... проделывать тяжелую ежедневную работу, вести хозяйство. Просто-напросто выживать в непролазной чаще.
Известной по всей России Агафью Лыкову сделали в свое время публикации корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова. Добавляет популярности ей и близкая дружба с Аманом Тулеевым.
И вот – новый виток в жизни феноменальной женщины. На заимке Лыковой селится подруга и помощница – пенсионерка Полина Ивановна из села Чулеш. Корреспонденты «Комсомолки» решили познакомиться с будущей наперсницей Агафьи...
Разделить с отшельницей таежное житье-бытье вызвалась 73-летняя староверка Полина Ларионова. Агафья – божья женщина!!! Доказывала Полина Ивановна своему соседу. Сергей Калинин в свои годы чувства юмора не потерял и желает Полине Ивановне счастливого пути.
Заберите сейчас!
Отъезд – дело решенное. Когда мы прибыли в далекую деревеньку Чулеш (километров сто от Таштагола по грязюке и бездорожью), бабушка в прямом смысле этого слова сидела на чемоданах. Точнее, на тюках, свертках, неподъемных кованых сундуках... Баба Поля была полностью готова, что ее сию секунду погрузят вместе со скарбом в вертолет и забросят в тайгу. Суетливые движения, худая старушечья одежонка, на белых волосиках платок.
– Мне только псалтырь сейчас новый принесут. Старый изорвался, негоже с ним ехать...
Но с прыжком в новую жизнь придется подождать. Сизые облака закрыли небо – погода нелетная. Сегодня только грузим вещи. Команда крепких мужчин во главе с Николаем, сыном геолога Ерофея Седова, таскает старенькую утварь, дощатую мебель, тщательно упакованные иконы. Зачем-то сиротливые детские саночки... Два «уазика» до отказа набили...
– Эх, а я бы сейчас полетела... Чего тянуть? – продолжает расстраиваться бабуля, скрываясь в опустевшем доме.
Губернатор области А. Г. Тулеев поручил главе Таштагола В. Н. Макуте доставить на заимку таежной отшельницы Агафьи Лыковой староверку Полину Ивановну, которая дала согласие постоянно жить вместе с Агафьей Карповной. Как сообщил В. Н. Макута, у Полины Ивановны сейчас «чемоданное» настроение, она уже свезла все вещи в местный аэропорт – в основном посуду, теплую одежду, иконы – и ждет не дождется отправки на новое постоянное место жительства. «В ближайшее время вертолетом её доставят на заимку», – пояснил Владимир Макута.
Соседей всегда сторонилась
...Откуда бабушка Поля приехала два года назад в Чулеш – никто из соседей толком не знает. Сразу увидели, что истово верующая, но таких в затерянных староверских поселениях на юге Кузбасса много. Сам Чулеш наполовину состоит из тех, кто чтит лишь старинные православные обряды...
Поселилась баба Поля – по паспорту Полина Ивановна Ларионова – в деревянном доме на краю деревни. Вроде как таштагольские знакомые разрешили пожить.
– Не из тех она, кто людского общества ищет, – рассказывает про Полину Ивановну ее сосед Сергей Калинин, громадный велеречивый мужик с очами богатыря из русской сказки, – на все расспросы рукой махала: мол, во всех городах, во всех селах плохо ей... С пожилыми жителями села поначалу сошлась. От молодых за версту шарахалась. А после всех подряд сторониться стала. Шибко беспокоится за свой дом, чтоб не забрался никто. Над имуществом своим трясется... А о прошлом – нет, не любит говорить, ей-богу...
Контакты с деревенскими Полина Ивановна свела к скромным просьбам – дровишек наколоть, несколько кустов картошки выкопать... Но и это общение давалось бабушке тяжко. Душа просто выла об одиночестве.
У Лыковой будет легче
...Из смутных обрывков фраз, туманных разговоров соседушки узнали, что когда-то у Полины Ивановны была семья. И муж был, но растворился в забвении прошлого. И даже дочка есть, живет где-то в окрестностях Белова.
– Да рассорились поди с дочкой-то, – вздыхает Людмила, в крещении Ульяна.
В Чулеше она выполняет функции социального работника. Характер у Полины не сахар. Пугливая, вся в себе. По духу она отшельница.
...Что побудило отшельницу в душе отказаться насовсем от людского общества? Трудный вопрос. Про таежную заимку в трехстах километрах от цивилизации, где живет знаменитая Агафья Лыкова, баба Поля слышала еще много лет назад.
– Мучаюсь я здесь, плохо мне. Вот и подумала к Лыковой отправиться. Может, хоть там век доживать легче будет...
Вещей много не бывает. Скарбом бабушки Поли до отказа набили два «уазика». Все ли добро погрузили, – беспокоится бабушка Полина. Главное ничего н забыть. Собираться в дорогу – дело хлопотное.
Божья женщина
Желание Полины Ивановны совпало неожиданно с просьбой, которую Агафья Карповна направила недавно губернатору Кузбасса: «Плохо, что я одна, помочь некому, – необходимо прислать человека, хотя бы женщину моего возраста». А на прошлой неделе женщинам удалось познакомиться. Полина Ивановна слетала на заимку к Агафье на вертолете вместе с мэром Таштагола Владимиром Макутой, который доставил отшельнице еду, свечки и доски для крыши. Женщины надолго уединялись, о чем-то тихо беседовали... Обе остались встречей довольны. У них даже обнаружилось много общих знакомых в староверском поселке Килинске.
– Агафья Карповна мне очень понравилась, – светлеет лицом при упоминании о будущей подруге баба Поля, – тихая, добрая, божья женщина. Кто его знает, что будет дальше... Но я верю: уживемся мы...
Пользуясь удачным моментом, благим настроением бабушки, спрашиваю:
– Может, расскажете, откуда вы родом?
– Да из Кузбасса, миленькая, из Кузбасса. И все родичи мои местные.
– А вы работали раньше?
– А то как же! – аж азартом каким-то сверкнули старческие тусклые глаза, – всю жизнь на шахте трудилась. На 2-й Полысаевской...
Уживутся – не уживутся, судачат теперь соседи. Время покажет. На днях, как только прояснится небо, Полина Ивановна улетает на заимку. Новый псалтырь ей уже принесли.
...Всякое может статься. Одна подруга – москвичка Надежда – у Агафьи Лыковой уже селилась. Не выдержала, уехала. Теперь настала очередь Полины Ивановны испить чистейшей водицы с верховий реки Еринат, листать псалтырь под мерцание свеч, слушать, какой мудрости набралась Агафья Карповна за годы таежной жизни. А мы можем только пожелать, чтобы исполнились чаяния и сердце успокоилось...
31 Октября 2008 г.
Не пустили к Агафье подругу!
Кузбасская староверка Полина Илларионова, которая пожелала переехать на таежную заимку в соседнюю Хакасию, чтобы помогать известной отшельнице Агафье Лыковой, в ближайшие месяцы не сможет составить компанию Агафье Лыковой и останется на родине по состоянию здоровья. Глава Таштагольского района Владимир Макута рассказал, что такое решение приняли врачи, оценив общее состояние здоровья 73-летней женщины. По заключению медиков, жесткие условия проживания в тайге сейчас могут быть опасны для ее жизни. «Здоровье и жизнь людей для нас самое важное», – подчеркнул Макута.
Как напомнили в пресс-службе администрации Кемеровской области, на имя главы Кузбасса поступило письмо от известной таежной отшельницы. В письме 63-летняя Агафья Лыкова просила губернатора прислать ей помощницу на постоянное место жительства.
«Плохо, что я одна, помочь некому, необходимо человека, хотя бы женщину моего возраста, весть получила, что есть желающая, но ваша помощь нужна, чтобы её приехать», – написала отшельница.
Аман Тулеев и Агафья Лыкова дружат уже более 10 лет. Они встречались осенью 1997 года, когда губернатор побывал на ее заимке. С тех пор ведется их переписка, и ей оказывается помощь.
06 ноября 2008 г.
>>