Таёжный Тупик
<< Заповедник «Хакасский» поддерживает идею о переселении отшельницы Агафьи Лыковой >>
Елена Попова
Заповедник «Хакасский», на территории которого проживает известная отшельница Агафья Лыкова, поддерживает идею о ее переселении из глухой тайги в более благоприятное место проживания, сообщила РИА Новости во вторник заместитель директора заповедника Елена Ким.
«Руководство и сотрудники заповедника не настаивают на переселении Агафьи, заповеднику она ни в коем случае не мешает. Однако в силу 63-летнего возраста отшельницы, ее состояния здоровья Агафье Лыковой все тяжелее вести привычный образ жизни, и лучшим вариантом все-таки стало бы переселение из тайги», – сказала Ким.
По словам замдиректора заповедника, в последнее время люди, участвующие в решении проблем отшельницы, обсуждают идею переселения Агафьи. На протяжении последних двух-трех лет власти предлагают Агафье Лыковой различные варианты переселения в деревни, дома отдыха, медучреждения. Но Агафья отвечает, что будет доживать свой век в тайге, и настойчиво просит прислать ей в помощь какого-нибудь «чиловика» (человека). При этом в последнее время отшельница стала бояться обитающую рядом с ее домом медведицу.
В начале июня губернатору Кузбасса (региона, граничащего с Хакасией) Аману Тулееву сообщили о том, что Агафья Лыкова просит помочь ей с лекарствами, рассказал РИА Новости представитель пресс-службы администрации Кемеровской области.
По его словам, жаловалась она и на то, что огромная, по ее оценке, медведица заходит чуть ли не во двор, не реагирует на выстрелы, пугает домашний скот, ворует кур. Отшельница при этом пыталась отгонять дикого зверя, который, тем не менее, боится только огня и ведет себя очень агрессивно. После получения сигнала от отшельницы Тулеев направил письмо руководству заповедника «Хакасский» с просьбой оградить Лыкову от навязчивого медведя.
По мнению Елены Ким, в сложившейся ситуации виноват не зверь, а сама отшельница.
«Агафья живет глубоко в тайге, на территории, которую медведи поделили между собой на участки. Так, заимка Агафьи стала «вотчиной» одной молодой и очень любопытной медведицы», – сказала Ким.
По словам замдиректора заповедника, люди, живущие и работающие в тайге, а кроме отшельников, это охотники, лесники, инспекторы, геологи, жители таежных поселков, всегда свято соблюдают неписанный кодекс поведения. Так, в тайге запрещено выбрасывать или закапывать рядом с жилищем пищевые отходы, и раньше Лыковы всегда следовали этому правилу.
«Но отшельница, как и живущий в километре от нее пенсионер Ерофей Седов, уже немолодые и не обладающие достаточной силой, нарушили правила общежития с диким зверем. И сейчас Агафья выбрасывает рядом с домом погибших кур, объедки, а на берегу реки сразу чистит пойманную рыбу, оставляя очистки, рыбьи головы, хвосты», – сказала Елена Ким.
По ее словам, запахи привлекают голодную после спячки медведицу. Поэтому зверь ходит «по помойкам», пытаясь поживиться остатками еды отшельницы, собирает рыбьи головы.
Однако медведица ведет себя, по оценке сотрудников заповедника, адекватно, не ворует у отшельницы кур, козу или продукты, «не ломится» в само жилище.
Как сообщила замдиректора заповедника, фактов нападения медведицы на Агафью нет, а жалобы отшельницы кузбасским и хакасским властям, а также руководству и инспекторам заповедника объясняются ее страхом перед зверем.
Как сообщила Елена Ким, инспекторы заповедника пытаются сжигать отходы отшельницы и систематически пытаются внушить ей, что для ее же безопасности необходимо соблюдать кодекс поведения в тайге, чтобы не привлекать к себе внимание хищников. Последний раз инспекторы заглядывали к Лыковой две недели назад, когда делали плановый облет территории на вертолете.
«Допустим, мы убьем или прогоним медведицу, но кто гарантирует, что на ее место не придет самец, в три раза крупнее ее», – сказала Ким.
Как отметила собеседница агентства, заповедник не может выставить кордон для охраны отшельницы, добровольно согласившейся жить в тайге. Государство не выделяет средств на содержание Агафьи, да и сама территория заимки, окруженная глухой тайгой, неприемлема для организации охраны.
Но если возникнет реальная угроза для жизни Лыковой, медведица будет уничтожена, добавила Ким.
Агафья Лыкова живет на берегу реки Еринат – притока реки Малый Абакан в Таштыпском районе Хакасии. Она – единственная оставшаяся в живых представительница семьи отшельников-староверов, найденных советскими геологами в 1978 году. Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года. Десятилетиями отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры.
В 1978 году таежных жителей было пятеро: глава семейства Карп Иосифович, два его сына и две дочери, в том числе 34-летняя Агафья. В 1981 году один за другим умерли трое из детей, а в 1988 году ушел из жизни Карп Иосифович, и Агафья Карповна осталась одна.
Из-за своих религиозных убеждений, заставляющих ее максимально ограничивать связи с внешним миром, Агафья Лыкова не голосует. Долгое время после обнаружения геологами Лыковых отшельница также отказывалась, к примеру, фотографироваться. Только в начале 2000 годов Агафья дала свое первое телеинтервью, пожелав в нем, чтобы в России не было голодных и чтобы все люди жили в добром настроении, а также поучаствовала в переписи населения.
17 Июня 2008 г.
>>