Таёжный Тупик
<< «Грех будет, если человек в тайге загибнет...» >>
Владимир Павловский

    Очередная просьба Агафьи Лыковой о помощи, переданная в редакцию "Красноярского рабочего" в минувший вторник, всколыхнула пол-России. После публикации письма в газете и на редакционных сайтах едва ли не все информационные агентства страны, ведущие газеты сообщили, что таёжная отшельница больна, что у неё мало сил, и очень нужен помощник, который бы поддержал её в трудную минуту.
    Мы решили обратиться к тем людям, которые хорошо знают не только саму Агафью Карповну, но и условия, в которых она обитает. Всем задали один вопрос: какой они видят выход из сложившейся ситуации? Сегодня публикуем только часть комментариев, тему продолжим и в следующих номерах.

"Помочь надо, но как?"
    Николай Устинович ЖУРАВЛЁВ, ветеран журналистики, Абакан:
    – У Агафьи Лыковой бывал много раз, ещё до Василия Пескова, писал об этом. Мои материалы, один из которых назывался "Заточившие себя", публиковались в "Красноярском рабочем". Далее бывал у Лыковых вместе с Песковым, когда в Москве познакомил его со своими материалами и фотографиями.
    Считаю, это несчастные люди. И виноват во всём их отец, действовавший жёстко в соответствии с религией и верой. Какие можно было создать условия для проживания в "таёжном тупике"? Тайга есть тайга. Что росло кругом, то и ели. Мать, впрочем, была грамотная, научила детей азбуке, они хорошо читали, интересно рассказывали.
    Если говорить о людях, читавших наши материалы, то нас ругали за то, что мы создали для семейства Лыковых такие условия, научили жить по-современному, пользоваться нашими продуктами, хотя даже мы, мол, сами не имеем того, что есть у Лыковых, например, швейная машинка.
    Благодаря поддержке местных властей, мы всегда легко добирались до заимки, привозили всё необходимое, хотя поначалу от нашей помощи Лыковы отбивались руками и ногами – не брали, не ели, не пользовались. Но потом убедились, что привезённые нами хлеб и соль употребляли с удовольствием.
    Агафья Лыкова просит помощи? Никакого выхода не вижу, хотя помочь, конечно, надо, но как? Вертолёт – дорого. Многие из тех людей, которые о ней заботились раньше, сделать это сегодня не в состоянии: Василий Песков умер, я лежу уже третий год.

"Всё упирается в деньги"
    Галина Александровна ТОЛСТОВА, старший научный сотрудник Красноярского литературного музея имени В. П. Астафьева:
    – Однозначно, надо помогать! Ведь человек живёт в объективно сложившихся условиях. Агафья Лыкова – явление уникальное, это сохранение духовных ценностей культуры, языка, изменение сакрального пространства. Такое явление нужно беречь, изучать, исследовать.
    Конкретная помощь со стороны людей может заключаться хотя бы в передаче каких-то практичных вещей – уже подспорье. Роскошь ей не нужна, необходимо обыкновенное внимание и помощь по хозяйству какими-то предметами, типа чугунка или тёплой ткани тёмных оттенков. Желания и потребности у неё самые обычные.
    Естественно, ей нужен помощник, потому что после того, как Агафья Карповна пообщалась с людьми, ей одной плохо. Человек ведь – существо социальное. Да и стареет она, по хозяйству управляться становится всё труднее. К сожалению, переезжать она категорически отказывается: "Тятя не велел". Поэтому нужно выходить на людей, обладающих финансами и связями, чтобы решить вопрос с вертолётом, организовать экспедицию, а всё остальное образуется. Получается, что всё упирается в деньги.
    Думаю, желающие помочь найдутся: мукой, крупой, предметами первой необходимости. Чтобы найти помощника, надо обратиться к староверам. Впрочем, помощники у неё появлялись неоднократно, однако уезжали, что становилось для женщины психологической травмой.

Отклики с сайта www.krasrab.net:
    Сергей: "Люди, откликнитесь. Ведь чем на квадроциклах туда просто так приезжать, помогите. И как довести данное письмо до староверов – не все ведь этот сайт читают. Когда-то жил в Красноярске глава староверов – плотником во ВНИИПОМлесхозе работал. Его уже, конечно, в живых нет,- но кто-то возглавляет их приход. Желательно их найти и текст письма передать. Дай Бог, там найдутся, кто сможет помочь".
    Ирина Преображенская: "Боюсь, что я цинична... Не понимаю... Созданный Песковым образ уже давно рассыпался в реалиях. Понятно, что жить в тайге в её годы просто невозможно. Значит, нужно вывозить и селить при староверческой церкви. Она не монахиня, келейники ей не полагаются. То, что она просит, называется именно так. Понятно, что никто туда не поедет. А оставлять старую больную женщину одну в тайге просто бесчеловечно".
    Владимир Павловский: "Я бы согласился с Ириной, если б попыток вывезти её не было. Отставлять в тайге бесчеловечно, но в миру она жить совсем не сможет. Родилась на Еринате, там, судя по всему, и век будет доживать".
    Иван Аксянов: "Хватит тему мусолить. Сховалось семейство в тайге, чтоб не восстанавливать страну, не воевать с фашистами, репрессии переждать, а наши не спрятались – и воевали, и погибли многие. И что любопытно – ничего не просят. Ни людей в помощь, ни вертолёт... Странно как-то, не находите?"
    Владимир Павловский: "Ответил бы Ивану так. Агафья Лыкова родилась в саянской тайге в апреле 1945 года. В чём виновата лично она, если у семьи вообще есть вина? Ни воевать, ни восстанавливать страну она не могла. В конце концов, если грех и есть, дочь не отвечает ни за отца, ни за мать. Сегодня она в сложном положение, так что ж – махнуть рукой на человека? А помощи в наши дни просят многие, только их зачастую никто не слышит. Вот это действительно странно".
    Назарий: "Пишу кратко, а вдруг это что-то не того... Александро-Невская лавра могла бы помочь снарядить туда вертолёт и перво-наперво снабдить человека дровами готовыми. Если можно, пришлите примерную стоимость этой экспедиции. Если шибко дорого это будет, то, может быть, в складчину с кем-то получится. Грех нам будет, если этот Человек в тайге загибнет... С уважением, Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий".
    Ирина: "Уважаемый отец Назарий, я с удовольствием перечислила бы какую-то посильную денежку вам на счёт или на счёт лавры, чтобы помочь Агафье, если вы будете организовывать такую экспедицию. И мне кажется, многие откликнутся, если будут уверены, что помощь дойдёт до адресата. А вам мы, безусловно, доверяем! Сообщите, как и куда, пожалуйста, можно передать деньги, хорошо? Спасибо вам большое заранее – и за добрые слова в вашем комментарии тоже".
    Владимир Павловский: "Мы узнаем точную сумму аренды вертолёта, так как других путей – с грузом – на Еринат нет. Я сообщу её, тогда и подумаем вместе. А отцу Назарию действительно нужно выразить благодарность за чуткость, желание помочь попавшему в беду незнакомому ему человеку".
    ОТ РЕДАКЦИИ. "Красноярский рабочий" познакомил с письмом губернатора Кемеровской области Амана Тулеева и главу Республики Хакасия Виктора Зимина. Ждём реакции
      18 января 2014 г.

>>