Таёжный Тупик
<< Шоу вокруг заимки Агафьи Лыковой >>
Владимир Павловский
Неделю живу в глубоких раздумьях. Как раз с тех пор, как обнародовал письмо Агафьи Лыковой, присланное ею в редакцию «Красноярского рабочего”.
Общественное мнение раскололось. Одни искренне сопереживают, выражают желание помочь несчастной отшельнице. Другие гневно вопрошают: сколько можно печься об одном человеке, по собственной воле заточившем себя в таёжной «тюрьме”, когда кругом полно нуждающихся – миллионов нуждающихся?
Наверное, через недельку опубликуем и те, и другие отклики. Как раз противоположные мнения и не страшны, если, конечно, из них не прёт радикализм. Страшнее, мне кажется, другое.
Я даже не понимаю, откуда возник общероссийский ажиотаж. Нет, наверное, такого СМИ и информагентства, которые не затронули эту тему хотя бы вскользь. Хотя ничего сверхъестественного не произошло. Агафья Карповна и раньше писала письма, в том числе мне, мы неоднократно публиковали весточки с Ерината.
А тут – взорвалось! Уже через пару дней телеканал «Россия-1» отправил на заимку аж два вертолёта. Гуманитарку, правда не завезли, кроме странного – чрезмерно цветастого – платка, дров как следует не натаскали, но зато выдали на-гора шоу, которое с придыханием смотрела вся страна.
Признаться, я на тот прямой эфир не поехал, хотя звали очень настойчиво. Отправил вместо себя нашего собкора Виктора Решетеня, который дважды бывал на лыковской заимке. О своих впечатлениях, об участии в телешоу он расскажет в следующем четверговом номере, не буду говорить за него.
О своих же впечатлениях скажу. Поразил подход к теме, который журналистским назвать нельзя. До конца прямого эфира в воздухе висел вопрос: повторит ли Агафья Лыкова судьбу Жанны Фриске? То есть есть у неё рак или нет?
Более того, каким-то чудом больную староверку, никого к себе раньше не подпускавшую, заставили полуобнажиться, а затем показали всему миру «шишку”, выросшую «на груди права половина”, о которой она мне написала. Ей-богу, не по-человечески это.
Вдобавок ко всему, ведущий шоу настойчиво внушал телезрителям, что Агафья голодает. В подтверждение этому он показывал коренья и травы, уверяя, что это и есть её скудный рацион. Зачем врать-то? У Карповны в достатке продуктов – и муки, и круп, и вермишели, и соли с сахаром, и картошки, и овощей, и вяленой рыбы, и куры пока, слава Богу, несутся.
Да, в письме она писала, что сидит голодом, но это, кто понимает,– в том смысле, что работы по хозяйству столько, что не то что молиться, как это положено, но и готовить пищу и есть некогда. Как говорится, перевернули телевизионщики всё с ног на голову. А могли ведь проверить – в погреб или лабаз заглянуть.
Не понятен и ажиотаж с подбором и доставкой помощника. Агафья Карповна написала отчётливо: нужен он ей весной – в апреле или марте. Редакция «Красноярского рабочего” начала заниматься подбором кандидатуры, принимая заявки от разных людей. Этим же занимается руководство заповедника «Хакасский”. Эту же задачу решают кузбасские власти. Теперь и телевизионщики призывают: обращайтесь, мол, к ним.
С учётом того, что Герман Стерлигов посулил 40-тысячную зарплату, завезти на Еринат могут любого прощелыгу. А надо бы скоординировать усилия и не спеша отобрать человека действительно достойного, хозяйственного, чтобы не осрамиться потом и перед Агафьей, и перед всем честным миром.
...Во вторник из Абакана улетал на заимку ещё один вертолёт, принадлежащий МЧС. Говорят, что в аэропорту стояли ещё два борта, готовых рвануть на Еринат, но для них не нашлось метеоокна. И ведь рванут, за ними не заржавеет. Только есть ли прок от этой суеты?
У меня перед глазами стоит картина: расчищенная лопатой дорожка на льду таёжной реки – к традиционному месту посадки «вертушки”. Уверен, что именно меня ждёт Агафья Карповна. Но приглашения слетать и посмотреть всё собственными глазами, поговорить с уставшей от тяжкой жизни женщиной так пока и не получил.
Продолжается шоу. Когда пена осядет – не знаю. Но надеюсь, что к тому времени созреют трезвые планы помощи.
22 января 2014 г.
С Борисом Корчевниковым.
– Песков-то написал это, вырвана жизнь только, до одного слова враньё.
– Да?.. Всё неправду написал?
– Да, вообще даже страшно. Про маму тоже... Не о царствие небесном думала, а о том, как без меня жить будете. Я-то... я-то как это прочитала, увидела, и книгу эту из избы долой выбросила...
– Вы знаете, что... что там за тайгой происходит, в другом мире?
– Ну что там происходит?.. Я этот... мир как... Нам это... Станет тварен... так противно... что весь мир в пагубу пошел. Вот счас-то Песков умер, а душа-то его где? В аде...
– Почему?..
– В аде... Я есчо его... хотела есчо... чтоб приехал бы... так поговорить... чтобы в Митрополию обратился... чтобы его привели к вере... А он боле не приехал.
– Но он же любил Вас?
– Да вот веру-то не принял.
>>