Таёжный Тупик
<< Просвет в таежном тупике >>
Кузбасское село староверов решило забрать к себе отшельницу Агафью Лыкову, почти 70 лет прожившую в тайге.
Лариса Максименко
Время заимки отшельников, староверов Лыковых, похоже, на исходе. Агафью Карповну уже этой зимой родные и единоверцы из кузбасского села Килинска могут уговорить переехать к ним. И облегчить, продлить ей жизнь.
– Бог даст, мы ее раньше большой немощи на «большую землю» перебраться убедим, – говорит Петр Рогалев, родственник Агафьи из Таштагола.
Предел
Напомним, на заимку отшельников Лыковых геологи наткнулись в 1978 году. Не только для страны, даже для стариков из самого ближнего, хакасского, поселка Абазы это стало сенсацией.
– В Абазе старые люди знали, что были Лыковы, которые как ушли давным-давно, сбегая от гонений на веру и от коллективизации, так и не показываются. Но что они все уцелели?! Это было потрясением… И что дети выросли в полной изоляции от мира, это тоже всех поразило тогда, в 1970-х. Даже собак с приходом геологов дети Лыковых увидели впервые, – вспоминает Александр Семков из Таштагола, раньше живший в Абазе.
…Отшельники же (Карп Осипович с детьми – Савином, Натальей, Дмитрием и Агафьей, жена Акулина умерла задолго до прихода людей с «большой земли») после встречи с геологоразведочной партией, тоже пережив шок, остались на месте.
И ничего в своей жизни не изменили. Продолжали жить с молитвами, работать на лесном огороде, охотиться, рыбачить. Даже зимой, лютым способом, к которому Агафья приучена с детства: в позе «цапли», стоя босой ногой в незамерзшей речке, вторую ногу поджав и грея, ждать, меняя ноги, пока мимо проплывет полусонная рыбешка, чтобы успеть пригвоздить ее палкой.
…Но новые люди принесли на заимку новые болезни. И в 1981-м умерли братья Агафьи и сестра, в 1988-м – отец.
Вот с тех пор, уже 25 лет, отшельница Агафья несет свой крест одна.
Геологи, отработав, ушли. Правда, в 1990-х на заимку вернулся, поселился в соседях геолог из той самой партии, только уже после болезни, без ноги, Ерофей Седов, мол, поживет, сколько сможет, потом вернется в город.
А Агафья живет годами с божьей помощью, от вертолета до вертолета, которые подвозят ей «гуманитарку».
Но, похоже, этой зимой даже сверхвыносливость 68-летней Агафьи достигла последнего предела. Письмо, переданное ею на днях, с оказией, красноярским знакомым, было настоящим криком души:
«Со слезами и плачем прошу вас не оставить Христа ради, помиловать сироту, в беде страждущую… сил никаких не стало… здоровье совсем плохо… в избе нетоплено… (Живу. – Ред.) круглосуточно голодом до последнего изнеможения… нужна помощь с дровами, по хозяйству, с огородом… не знаю, как зиму даст Бог прозимовать, дров дома нет… надо каждый день дрова таскать и на такой работе псалмы на ходу читать полностью… задыхаюсь…»
…К ней уже слетал борт МЧС – с дровами, с врачом. Осмотрев отшельницу, медик не смог определить, отчего у Агафьи болит и кружится голова и нет сил, но от больницы она пока отказалась. Ведь при виде гостей Агафья, как это всегда бывает с больными, ожила. Да еще повеселела, как закипела вокруг работа: мужики давай сбрасывать с крыши снег, носить дрова, запасы.
…Еще один вертолет «Ми-8», по распоряжению Амана Тулеева, готов вылететь к Агафье из Таштагола. Но пока мешают низкие тучи и метель. А рядом с ним ждет груз – уже привезли 20 тюков сена, 30 мешков дров…
Выбор
На борту таштагольского вертолета, который все-таки найдет в метели «окно» и улетит к Агафье, будут в том числе двое мужчин-старообрядцев из Килинска.Это кандидаты в отшельники.
В зависимости от того, с кем «сработается» Агафья, можно предположить два варианта дальнейшей судьбы знаменитой заимки.
Жизнь с братом. Федор Агафье – не родня. Но чувствует, что больше не может оставаться в стороне. Ему за 60. Как рассказал местный житель Петр Рогалев, в Килинске примерно на 100 дворов несколько духовных общин. Во главе одной стоят Федор с братом Павлом. По сути, это решение общее. У брата – семья, семеро детей. Федор же никогда не был женат, детей не имеет. Поэтому именно он откомандировал сам себя на заимку.
– Он поедет, чтобы помочь по хозяйству и уговорить Агафью переехать в Килинск, – объясняет Петр. – Агафье, как согласится, покажут пустые дома, там такие есть. Помогут выбрать избу и вообще с переездом.
И Федор будет помогать Агафье до конца жизни, как брат. Такая традиция у староверов в Килинске была всегда и жива до сих пор. В селе есть такие же одинокие бабушки, которым так же бескорыстно помогают.
Жизнь с учеником. Василию – 31 год. Он переехал в Килинск с предгорий Абакана, построил себе избу, разводит гусей, уток. Не женат, детей нет.
– Парень говорит, что решил переехать на заимку к Агафье, потому что ищет духовных знаний, – поясняет Петр Рогалев.
Добавляя, правда, что он все-таки парень почти городской, не таежник, поэтому, если Агафья выберет его себе в ученики и останется на заимке до смерти, то дальше Василий «завяжет» со своим отшельничеством. И вернется в большой мир.
…А опустевшую заимку быстро «съест», скроет, забудет тайга. Но Лыковы в Истории страны останутся.
История вопроса
Лыковы ушли за полгода до войны
Хронику перехода отшельников Лыковых через черневую тайгу восстановили благодаря отчетам старых инспекторов Алтайского заповедника.
Охрана заповедника впервые увидела отшельника в августе 1940-го. Карп Осипович нехотя показал хорошо спрятанную избушку, в которой отшельничал с семьей уже шесть лет. Ему предложили перебраться в хороший дом на кордон и работу. Согласился. Но тянул. Потом встретился в тайге снова, в декабре. Опять обещал. А дальшедо весны госинспекторы еще трижды приходили, но следов Лыковых уже не было.
Получается, Лыков увел семью в горы, на край света зимой 1941 года. И Лыковы прошли через бурелом, речки с полыньями, каньоны с камнепадами. Их вела и берегла вера… Там, на новом месте, родился вскоре Дмитрий, через четыре года – Агафья.
Кстати
Амана Тулеева и Агафью Лыкову связывает давняя дружба. Впервые они встретились осенью 1997 года, когда губернатор побывал на ее заимке. С тех пор между ними налажена переписка. Письма губернатору с различными просьбами от Агафьи чаще всего доставляет глава Таштагольского района, который периодически наведывается на заимку, привозит продукты, вещи и даже коз для хозяйства Лыковой.
Несмотря на то, что территориально заимка отшельницы на реке Еринат относится к Хакасии, Аман Тулеев в течение 17 лет шефствует над Лыковой. Так, в октябре 2013 года Агафья Лыкова получила от кузбассовцев провизию, сено, крупы, лекарства. Вертолетом были доставлены свечи, батарейки, цветные нитки для плетения поясков.
22 января 2014 г.
Комментарий Сципиона
Уточню. Ближний посёлок от заимки Агафьи Лыковой не хакасская Абаза, туда км 300-400. Ближний посёлок – Турочак, что в республике Алтай. 150 км тропы. И шорский Килинск, такое же приблизительно расстояние.
Карп Лыков по молодости жил в Турочаке, там и женился.
>>